150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-1016/2016 |
Резолютивная часть решения принята 31 марта 2016 года | 02 апреля 2016 года |
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Коробовой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мироновой С.Ю.
рассмотрев в судебном заседании заявление Публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала Северного банка ПАО "Сбербанк России" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным требования от 22.01.2016 № 086S01160002828
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.12.2015,
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 15.09.2015
установил: публичное акционерное общества «Сбербанк России» в лице филиала Северного банка ПАО "Сбербанк России" (далее - Северный банк, Банк) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным требования от 22.01.2016 № 086S01160002828 об уплате 214437.30руб. пеней, выставленного Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное).
В судебном заседании представитель Северного банка поддержал доводы заявления и пояснил, что 15.09.2015 произвел перечисление страховых взносов в сумме 11 631 311.65руб. по платежному документу, в котором был указан ошибочный код бюджетной классификации (КБК). Поскольку перечисленная сумма не была учтена в качестве уплаченных страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии Северный банк обратился в Управление ПФ с заявлением о зачете, которое было исполнено 22.09.2015. Оспариваемым требованием Банку предложено уплатить 214 437.30рб. пеней по страховым взносам, начисленных за период с 16.09.2015 по 22.09.2015.
Заявитель полагает что допущенная им ошибка в указании КБК не является основанием для признания взносов уплаченными не со дня их списания с расчетного счета плательщика, а со дня исполнения заявления о зачете.
Управление ПФ заявление Банка не признало, указав что вследствие допущенной ошибки страховые взносы поступили в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования, а не бюджет Пенсионного фонда. В силу прямого указания закона, взносы в этом случае уплаченными со дня списания денежных средств с расчетного счета плательщика не признаются.
В связи с отсутствием в заявлении Банка и отзыве Управления ПФ сведений о допущенной ошибке и её последствиях в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 15ч.30мин. 31.03.2016.
Проверив доводы представителей сторон и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд оснований для удовлетворения требований заявителя не установил с учетом следующего.
Как следует из материалов дела, Северный банк Сбербанка России платежным поручением от 15.09.2015 N 406094 перечислил в Управление федерального казначейства МФ РФ по Ярославской области (для ОПФР по Ярославской области) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии за август 2015г.
В платежном поручении на перечисление взносов был указан КБК 3920202101081011160 ( вместо КБК 39210202010061000160), который не соответствует назначению платежа и предусматривает уплату взносов в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
18.09.2015 Банк обратился в Управление Пенсионного фонда с заявлением о зачете суммы излишне уплаченных в бюджет ФФОМС страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда, которое согласно отзыву Управления ПФ не было подписано уполномоченным лицом.
21.09.2015 от Банка получено надлежащим образом оформленное заявление и 22.09.2015 заместителем начальника Управления принято решение о зачете.
Поскольку срок уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда был нарушен, Управлением ПФ сформировано и направлено в адрес плательщика страховых вносов требование от 22.01.2016 № 086S01160002828 на уплату 214 437.30руб. пеней за период с 16.09.2015 по 22.09.2015.
Управление в подтверждение законности выставленного требования ссылается на положения пункта 4 статьи 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", согласно которой обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Из буквального содержания указанной нормы следует, что как ошибки в указании счета Федерального казначейства, так и ошибки в указании кода бюджетной классификации могут повлечь признание обязанности по уплате страховых взносов неисполненной.
По мнению суда, доводы ответчика основаны на ошибочном толковании закона и сводятся к тому, что если счет Федерального казначейства в платежном документе указан правильно, любая ошибка в указании КБК позволяет признавать страховые взносы уплаченными.
Указанный вывод противоречит содержанию указанной нормы, прямо указывающей на то что по причине неправильного указания только КБК, могут наступить соответствующие последствия и обязанность по уплате страховых взносов не будет признана исполненной.
Указанная норма закона основана на том, что структура КБК включает в себя наряду с иными сведениями такой элемент как код вида доходов бюджета.
Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы РФ и включает в себя следующие составные части:
- код главного администратора доходов бюджета (1-3 разряды), код вида доходов бюджетов (4 -13 разряды), код подвида доходов бюджетов (14-20 разряды).
Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов (12-й и 13-й разряды КБК):
- 01 - федеральный бюджет;
-02 - бюджет субъекта РФ;
-03 - бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
- 04 - бюджет городского округа;
- 05 - бюджет муниципального района;
- 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ;
- 07 - бюджет Фонда социального страхования РФ;
- 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
-09- бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)
- 10 - бюджет сельского поселения;
- 11 - бюджет городского округа с внутригородским делением;
- 12 - бюджет внутригородского района;
- 13 - бюджет городского поселения.
Зачисление доходов в бюджет производится в порядке, установленном статьей 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей следующее.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что у Пенсионного фонда Российской Федерации и у Федерального фонда обязательного медицинского страхования разные бюджеты, следовательно, уплата денежных средств в бюджет указанного в платежном поручении фонда, исключает одновременное признание их уплаченными в бюджет другого фонда.
Таким образом, именно правильность заполнения 12 и 13 разрядов КБК обеспечивает зачисление денежных средств на единый счет соответствующего бюджета и (не) признание обязательного платежа уплаченным.
Допущенная Банком ошибка в указании кода элементов бюджета 08 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования вместе кода элементов бюджета 06 - бюджет Пенсионного фонда РФ не позволила произвести зачисление платежа на единый счет соответствующего бюджета, что является основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда не исполненной до дня принятия решения о зачете.
То обстоятельство что Пенсионный фонд является главным администратором доходов, поступающих как в бюджет Пенсионного фонда, так и бюджет ФФОМС не имеет правового значения для рассматриваемого спора.
С учетом установленных при рассмотрении дела обстоятельств, страховые взносы правомерно признаны уплаченными не со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества «Сбербанк России» в лице филиала Северного банка ПАО "Сбербанк России" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ярославле (межрайонное) о признании недействительным требования от 22.01.2016 № 086S01160002828 об уплате 214437.30руб. пеней отказать.
Обеспечительные меры, принятые в соответствие с определением суда от 03.02.2016г., отменить со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья | Коробова Н.Н. - 20 |