АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль | Дело № А82-10258/2022 |
20 октября 2022 года |
Резолютивная часть решения принята сентября 2022 года .
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Кузьмичева А.В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства исковое заявление Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о возмещении вреда в размере 929.00 руб.,
без вызова сторон,
установил:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №2" о возмещении вреда, причиненного водному объекту – реке Юрас (бассейн реки Северная Двина), – как объекту охраны окружающей среды в результате сброса сточных вод из технологического канала Архангельской ТЭЦ с превышением нормативов допустимого сброса нефтепродуктов в сентябре 2021 года, в размере 229 929 руб.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.07.2022 указанное исковое заявление принято к производству в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу № А82-10258/2022.
От истца поступили копии дела об административном правонарушении и справка о состоянии долга, в которой истец подтвердил наличие задолженности.
Ответчик представил отзыв, в котором не признал иск, указал на принятие мер по устранению загрязнения окружающей среды, необходимость учета при определении размера вреда окружающей среде затрат на устранение такого вреда, сослался на аналогичное дело № А82-16196/2020.
В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Исследовав доказательства по делу, судом установлено следующее.
Публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания №2" предоставлена в пользование часть водного объекта реки Юрас (бассейн реки Северная Двина) с целью сброса сточных вод. К водоотводящим сооружениям относится технологический канал – открытое искусственное сооружение длиной 4.8 км для отведения объединенного потока.
Протоколом от 27.09.2021 № 01-05/120-ра осмотра технологического канала Архангельской ТЭЦ от начала до места впадения в реку Юрас, составленным Северным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, зафиксировано наличие пленки нефтепродуктов у оголовка, в точке 2 000 м, в районе пересечения с р. Черная Курья, в месте впадения в реку Юрас.
По результатам лабораторных анализов сточных вод, отобранных из технологического канала Архангельской ТЭЦ в период с 22.09.2021 по 27.09.2021, установлены превышения концентрации нефтепродуктов по сравнению с нормативным показателем и фоновой концентрацией.
Постановлением о назначении административного наказания от 21.12.2021 № 06-01-261/2021 Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
Правом на предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде истец наделен в силу статей 5, 66 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подпункта 4.68 пункта 4 Положения о Северном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.01.2022 № 60.
Исковые требования основаны на Водном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде».
В соответствии со статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей возмещения вреда, причиненного окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, установленных законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Пункты 1, 3 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Пункт 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъясняется, что лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Сброс сточных вод из технологического канала Архангельской ТЭЦ с превышением нормативов допустимого сброса нефтепродуктов в сентябре 2021 года ответчиком не оспаривается.
В случае превышения юридическим лицом нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате его действий причиняется вред
Исчисление размера вреда 229 929 руб. произведено истцом в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87, по формуле для исчисления размера вреда, причиненного водному объекту сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод и (или) дренажных (в том числе шахтных, рудничных) вод.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности оснований для возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Возражения ответчика о необходимости учета при определении размера вреда окружающей среде затрат на устранение такого вреда отклоняются судом.
Пункт 2.1 статьи Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» допускает учет при определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, понесенных лицом, причинившим соответствующий вред, затрат по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно правовой позиции, сформулированной в пункте 15 Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.06.2022, расходы на проведение работ по локализации и ликвидации последствий аварии (разлива нефтесодержащей жидкости) не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
Предметом договора оказания услуг от 25.11.2021 № 002509-2101/ДогР21 являются услуги по ликвидации разлива нефтепродуктов в технологическом канале Архангельской ТЭЦ. Понесенные ответчиком затраты на установку боновых заграждений и сорбирующих бонов, обработку водной поверхности сорбентом, сбор нефтесодержащей жидкости с водной поверхности, промывка береговой линии канала относятся к процедуре ликвидации последствий загрязнения водного объекта и, соответственно, не подлежат учету при определении суммы возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Принятие мер по устранению загрязнения окружающей среды является обязанностью ответчика и само по себе не освобождает от обязанности возместить причиненный вред.
Дело № А82-16196/2020, на которое ссылается ответчик, принято до подготовки Обзора судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды.
Учитывая изложенное, Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания №2" обязано возместить вред, причиненный водному объекту – реке Юрас (бассейн реки Северная Двина), – как объекту охраны окружающей среды в результате сброса сточных вод из технологического канала Архангельской ТЭЦ с превышением нормативов допустимого сбора нефтепродуктов в сентябре 2021 года, в размере 229 929 руб.
Исковые требования Верхне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования подлежат удовлетворению полностью.
На основании статей 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу относятся на ответчика. Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 7 599 руб. взыскивается с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.
Мотивированное решение по делу составлено на основании части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с подачей апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования удовлетворить полностью.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) возмещение вреда, причиненного водному объекту – реке Юрас (бассейн реки Северная Двина), – как объекту охраны окружающей среды в результате сброса сточных вод из технологического канала Архангельской ТЭЦ с превышением нормативов допустимого сбора нефтепродуктов в сентябре 2021 года, в размере 229 929 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению. Исполнительный лист выдать по ходатайству взыскателя.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания №2" в доход федерального бюджета 7 599 руб. государственной пошлины. Исполнительный лист выдать по истечении 10-дневного срока со дня вступления решения в законную силу.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177, ч.1 ст.229 АПК РФ).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его изготовления в полном объеме.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Кузьмичев А.В. |