Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-10440/2009
02 сентября 2009 года
Резолютивная часть решения от 26.08.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Роско»
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области от 07.07.2009 №19
при участии:
от заявителя - ФИО1, ФИО2
от адм.органа – ФИО3, ФИО4
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Роско» обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Ярославской области от 07.07.2009 № 19 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Заявитель полагает, что отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, ссылаясь на Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.2009 № 32н. Кроме того, указывает, что административным органом допущено нарушение требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Подробно позиция Общества изложена в заявлении.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области на основании поручения заместителя начальника инспекции от 22.06.2009 № 143 проведена проверка полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью Обществом с ограниченной ответственностью «Роско» за период с 01.04.2009 по 31.05.2009.
В ходе проверки установлено нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (не полном оприходовании) денежной наличности в день ее получения в проверяемом периоде в сумме 12483,97руб. (в том числе в апреле – 3863,64 руб., в мае – 8620,33 руб.), а также неоприходовании в кассу денежной наличности в сумме 10846,20 руб. (в том числе в апреле – 481,84 руб., в мае – 10364,36 руб.), что по мнению административного органа, является нарушением пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993г., пунктов 13, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных решением Совета Директоров Центрального Банка России № 40 от 22.09.1993г., статей 9, 10 Федерального закона РФ от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Результаты проверки оформлены актом № 130 от 29.06.2009г.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, административным органом в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.07.2009 № 19, по результатам рассмотрения которого 07.07.2009 и.о.начальника Межрайонной инспекции ФНС № 2 по Ярославской области вынесено постановление № 19 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Оспариваемым постановлением Обществу вменяется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (не полном оприходовании) в кассу денежной наличности в дни ее получения за период с 07.05.2009 по 31.05.2009 в сумме 14336,13 руб., а также неоприходовании в кассу денежной наличности за указанный период в сумме 6189,66 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Роско» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 13, 22, 24 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В соответствии с пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104 (далее - Правила), сумма выручки определяется по показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком ККМ. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в книге кассира-операциониста и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств. При этом, сумма выручки, оприходованной в кассу, должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте.
В ходе проверки инспекцией установлено нарушение порядка оприходования денежных средств в кассу предприятия. Материалами дела подтверждается, что за период с 07.05.2009 по 31.05.2009 Обществом допускались случаи неполного оприходования в кассу денежной наличности в дни ее получения, а также неоприходования в кассу денежной наличности за указанный период в сумме 6189,66 руб.
Ответственность юридических лиц за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению Порядка ведения кассовых операций заявителем не представлено. Непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению указанных требований свидетельствует о наличии вины ООО «Роско» в совершении правонарушения.
Таким образом, вывод административного органа о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является правильным.
Доводы заявителя о том, что расхождения выручки связаны с остатком разменной монеты в кассе контрольно-кассовой машины, судом не принимаются.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, утвержденных Решением Совета директором Банка России от 22.09.1993 № 40, перед началом работы на кассовой машине кассир получает под роспись у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы, в том числе, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями. Директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязаны, в том числе, обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями (пункт 3.8.1 Правил).
В соответствии с пунктом 28 вышеуказанного Порядка главный (старший) кассир перед началом рабочего дня выдает другим кассирам авансом необходимую для расходных операций сумму наличных денег под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Кассиры в конце рабочего дня обязаны отчитаться перед главным (старшим) кассиром в полученном авансе и в деньгах, принятых по приходным документам, и сдать остаток наличных денег и кассовые документы по произведенным операциям (главному) старшему кассиру под расписку в книге учета принятых и выданных кассиром денег.
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 утвержден альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, в том числе форма КМ-4 «Журнал кассира-операциониста».
Из указанной формы усматривается, что показания суммирующих денежных счетчиков указываются ежедневно на начало и конец рабочего дня (смены). Разница в показаниях суммирующих счетчиков должна соответствовать сумме выручки, полученной за рабочий день (смену).
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации после снятия показаний счетчиков, проверки фактической суммы выручки делается запись в Журнале кассира - операциониста и подтверждается подписями кассира, старшего кассира и администратора организации.
При расхождении результатов сумм на контрольной ленте с выручкой выясняется причина расхождения, а выявленные недостачи или излишки заносятся в соответствующие графы Журнала кассира - операциониста.
Как было указано выше, в соответствии с пунктами 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Таким образом, ни Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, ни Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин не предусматривают возможность оставления разменной монеты в кассе кассира-операциониста, неоприходованной в кассу предприятия.
Суд также обращает внимание заявителя на то, что возможность оставления и отражения в журнале кассира-операциониста денежного остатка в кассе была предусмотрена формой №24 («Журнал кассира-операциониста»), взамен которой с 1 января 1999 года введена в действие форма N КМ-4, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132, и действующая в настоящее время.
Доводы заявителя о нарушении административным органом требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ судом отклонятся, поскольку указанный Закон не применяется к рассматриваемым правоотношениям в силу статьи 1 Закона.
Остальные доводы судом не принимаются как основанные на неверном толковании норм права.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Административным органом учтены все обстоятельства, штраф применен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
При обращении в суд с заявлением ООО «Роско» перечислило государственную пошлину в размере 2000 рублей по надлежащим реквизитам, что подтверждается платежным поручением № 38 от 01.08.2009. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежат возврату налогоплательщику в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью «Роско» требования о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ярославской области от 07.07.2009 № 19 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.
Обществу с ограниченной ответственностью «Роско» на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб., перечисленная 01.08.2009 согласно платежному поручению № 38 от 01.08.2009.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова