Арбитражный суд Ярославской области
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-10470/2015
06 ноября 2015 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коуровой Я.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604030152, ОГРН 1027600697145)
об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области (ИНН 7604067970, ОГРН 1047600412310) от 09.07.2015 № 07-16/15-48 о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя – Колодезнева Э.В. по довер. от 09.12.2014;
от адм.органа – Лысенкова С.Ю. по довер. от 03.02.2015;
установил :
Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области от 09.07.2015г. № 07-16/15-48, о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 рублей.
Заявитель, не оспаривая по существу вменяемое правонарушение, полагает, что оно является малозначительным.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области на основании приказа руководителя Управления от 20.04.2015 от 44 в отношении Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области проведена выездная ревизия, в ходе которой установлено следующее.
За счёт средств федерального бюджета, выделенных в 2013 году по коду бюджетной классификации Российской Федерации 202 0306 2026700 244 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» по расходному кассовому ордеру № 108 от 15.08.2013 из кассы ЦССИ ФСО России в Ярославской области Теплякову Д.А. под отчёт выданы наличные денежные средства в сумме 32555,07 рублей.
По авансовому отчёту начальника склада 5 отделения Теплякова Д.А. № 115 от 28.08.2013, проверенному начальником финансовой группы - главным бухгалтером Семёновой О.М. и утверждённому начальником Пелевиным А.Н., ЦССИ ФСО России в Ярославской области приняты расходы по приобретению строительных материалов в общей сумме 2468,07 рублей, в том числе: гигрометр психометрический стоимостью 640,00 рублей (товарно-кассовый чек магазина «Яртехприбор» № 2742 от 28.08.2013) и манометр ТМ-510Р00 стоимостью 375,00 рублей (0-16кгс/см2) М20х1,5:150С (товарно-кассовый чек магазина «Яртехприбор» № 2741 от 28.08.2013).
По данным Журнала операций № 3 расчётов с подотчётными лицами за август 2013 года гигрометр стоимостью 640,00 рублей и манометр стоимостью 375,00 рублей приняты к учёту в качестве материальных запасов (счёт 1.105.36 «Прочие материальные запасы»).
Установив нарушение Центром специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2012 № 171н, в также статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Управление пришло к выводу о нецелевом использовании средств федерального бюджета, выделенных по КБК 202 0306 2026700 244 340 в сумме 1015,00 рублей.
Усмотрев в действиях Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, начальник отдела финансового контроля в отношении Центра составил протокол об административном правонарушении от 03.06.2015 № 07-16/15-48, по результатам рассмотрения которого Врио руководителя Управления вынес постановление о привлечении указанного юр.лица к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 рублей.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Согласно частям 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективной стороной данного правонарушения является использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.
Любые действия, приводящие к направлению предусмотренных бюджетом средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В 2013 году действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2012 N 171н.
Согласно указанному документу расходы получателей бюджетных средств, а также государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по оплате государственных (муниципальных) контрактов, договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование подлежат отнесению на статью 310.
В настоящее время действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, предусматривающие аналогичное требование.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 № 359, к материальным основным фондам (основным средствам) относятся измерительные и регулирующие, приборы и устройства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, приборы для измерения и регулирования давления (код 14 3313110). Основными фондами являются произведённые активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг.
Таким образом, приобретение гигрометра психометрического и манометра ТМ-510Р00, относящихся к основным средствам, следовало производить по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины Центра специальной связи не нашло подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры по недопущению совершения правонарушения.
Исследовав обстоятельства дела, суд установил, что заявитель имел возможность обеспечить соблюдение требований бюджетного законодательства, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен. Непринятие своевременных и достаточных мер по выполнению указанных требований законодательства Российской Федерации свидетельствует о наличии вины Центра связи в совершении правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Центра специальной связи состава правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные доказательства, суд, учитывая, что Центр специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области самостоятельно, до начала проведения проверки, выявило допущенное правонарушение и устранило его путем перевода приобретенных приборов в состав основных средств, считает, что в рассматриваемом случае действия Центра не представляют существенной угрозы общественным и государственным интересам, не повлекли наступления каких-либо негативных последствий.
С учетом изложенных обстоятельств суд, принимая во внимание характер и степень общественной опасности правонарушения, полагает возможным расценить совершенное Обществом правонарушение как малозначительное и на основании статьи 2.9 Кодекса освободить Центр специальной связи от административной ответственности.
Вместе с тем, несмотря на то, что при применении статьи 2.9 КоАП РФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Устное замечание направлено на то, чтобы проинформировать и предостеречь нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 09.07.2015 № 07-16/15-48, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, о привлечении Центра специальной связи и информации Федеральной службы охраны Российской Федерации в Ярославской области (ИНН 7604030152, ОГРН 1027600697145) к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья Т.Б.Краснова