ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-10653/2021 от 13.12.2021 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-10653/2021

20 декабря 2021 года

    резолютивная часть решения оглашена 13.12.2021г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петровой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" – Переславское линейное производственное управление магистральных газопроводов (ИНН  1102024468, ОГРН  1021100731190)

о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации стихийных бедствий по Ярославской области (ИНН  7604071046, ОГРН  1047600428732) № 3 от 31.03.2021,      

при участии

от заявителя – Волкова Л.А. – по доверенности, Федосеев А.Н. – по доверенности,

от ответчика – Маханов В.С. – по доверенности,

установил: 

        Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ухта" – Переславское линейное производственное управление магистральных газопроводов обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации стихийных бедствий по Ярославской области № 3 от 31.03.2021г.

         В судебном заседании, представители заявителя поддержали требования в полном объеме, полагают, что поскольку, отсутствует план, разработанный органами федеральной исполнительной власти и власти субъектов Российской Федерации и согласованный с министерством РФ по делам гражданской обороны.

       Ответчик, заявленные требования не признает, настаивает на законности предписания.

Рассмотрев материалы дела, заслушав участников процесса, суд установил следующее.

       Управлением , в ходе плановой проверки Общества выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, выразившиеся в том, что в Переславском ЛПУМГ не созданы объекты гражданской обороны- укрытия ( для защиты наибольшей работающей смены организации, отнесенной ко второй категории по гражданской обороны, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения.

       В адрес заявителя выдано предписание,   которым установлено требование об устранении нарушений требований гражданской обороны.

       Сочтя  предписание незаконным,  Общество обжаловало его в суд.

       Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что заявленные требования   не подлежат  удовлетворению.

        В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).

       Следовательно, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта либо незаконными оспариваемых действий (бездействия), необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создавали ему иные препятствия для их осуществления либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.

        В соответствии со статьями 1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон о гражданской обороне, Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      К организациям, отнесенным в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, относятся организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты (абзац 8 статьи 1 Закона N 28-ФЗ).

       Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (часть 1 статьи 4 Закона N 28-ФЗ).

        Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности.

В соответствии с п. 3 Порядка укрытия создаются для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);

        Согласно пункту 7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).

       Согласно пункту 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти:

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения;

организуют создание объектов гражданской обороны;

принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

      Согласно пункту 9 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;

в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

      Согласно пункту 10 Порядка организации:

создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны.

      Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, станций и линий метрополитенов, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. В качестве объектов гражданской обороны также могут использоваться объекты, предназначенные для обеспечения защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 12 Порядка).

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2016 N 804 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (далее - Правила N 804).

        В соответствии с пунктом 2 названных Правил отнесению к категориям по гражданской обороне подлежат организации, имеющие мобилизационные задания (заказы). Пунктом 4 Правил N 804 определено, что показатели для отнесения организации к категориям по гражданской обороне устанавливает МЧС России.

       Заявитель отнесен ко второй категории по гражданской обороне.

       Следовательно, в силу положений п. 3 Порядка  Общество обязано создавать укрытия для наибольшей работающей смены организации.

       Вопреки доводам Общества, отсутствие плана, предусмотренного пунктом 7 Порядка, по созданию укрытия в мирное время не освобождает организацию от соблюдения требований в области гражданской обороны.

       В целях исполнения предписания Общество вправе обратиться к органам, уполномоченным на разработку плана и согласование создания объектов гражданской обороны в мирное время, представив документы о наличии соответствующей потребности.

        Выполнение организацией возложенной на нее обязанности по созданию объекта гражданской обороны не ставится законодателем в зависимость от решения процедурных вопросов. Управление на момент выдачи предписания не установило совершения Обществом достаточных, эффективных действий по соблюдению законодательства.

        Предписание не возлагает на Общество незаконных обязанностей, не может быть признано недействительным.

        Требование Порядка подразумевает не бездействие организации, а доведение до органов власти потребности и выполнение мероприятий по созданию ЗС ГО для случая, когда это обязательно по закону, как в  рассматриваемом судом случае.

        Аналогичная позиция изложена в Определении ВС РФ от 20.09.2021г. № 307-ЭС21-15519.

       При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

       Ссылка  заявителя на решение суда общей юрисдикции, судом отклоняется, поскольку в рамках данного дела оценивались наличие либо отсутствие события и состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  В удовлетворении заявленного требования отказать.

       Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

       Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ловыгина Н.Л.