150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-10921/2015 |
29 сентября 2015 года |
Резолютивная часть решения оглашена 25 сентября 2015 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Солодовниковой А.Е.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)
к обществу с ограниченной ответственностью «Реминдустрия» (ИНН 7604168295, ОГРН 1097604019677)
о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.19.5 КоАП РФ,
при участии
от заявителя – Каткова Е.Ю. – представитель по доверенности от 30.07.2015 № 232,
от ответчика – Титова М.В. – представитель по доверенности от 20.01.2015,
установил:
Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Реминдустрия» по части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства.
Представители заявителя в ходе судебного заседания поддержали заявленные требования в полном объеме.
Ответчик, заявленные требования не признает, указывает, что предписание неисполнимо для Общества. Объект капитального строительства возведен в соответствии с рабочей документацией, переданной заказчиком строительства.
Оценивая необходимость привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Управлением, на основании Распоряжения от 25.02.2015г. № 579-пр проведена проверка соблюдения ООО «Реминдустрия» требований при строительстве объекта капитального строительства- «Установка герметичного налива дизельного топлива и керосина в ж.д транспорт Тит.206».
В адрес Общества выдано предписание от 12.03.2015г. № 5.4.-0579-П/0057-2015 об устранении выявленных нарушений, в том числе:
п.6 предписания: выполнены не предусмотренные проектом фундаменты, а именно, фундаменты под лафетные стволы в районе весовой Р3 по осям Г-4 и Р3/1 по осям А-4, чем нарушены требования проектной документации «Строительство установки герметичного налива дизельного топлива и керосина в ж/д транспорт Тит.206». Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», Том4, шифр 18000-206-КЖ лист 3;
п.7 предписания: при армировании фундамента весовой установлены каркасы КП1 (12 штук) и КР 12 (2 штуки) , не предусмотренные проектной документацией «Строительство установки герметичного налива дизельного топлива и керосина в ж/д транспорт Тит.206». Раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения», Том4, шифр 18000-206-КЖ лист 14;
Срок устранения нарушений установлен - 05.06.2015г.
В период с 24.06.2015г. по 03.07.2015г. Управлением проведена внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания. В ходе проверки установлено, что вышеназванные пункты предписания Обществом не исполнены.
28.07.2015 в связи с невыполнением Обществом требований предписания должностным лицом Управления в отношении ООО "Реминдустрия» составлен протокол N 5.4-1972-ПР/0224-2015 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании данного протокола и в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении ООО "Реминдустрия» к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля урегулированы данным законом.
Из пунктов 1, 5, 6 статьи 2 Закона N 294-ФЗ следует, что проверка юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) является основным элементом государственного контроля, в ходе которой производится оценка соответствия осуществляемой ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, то есть требованиям, установленным Законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 14, частей 1, 3 статьи 16, части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ проверка проводится при наличии к тому названных в части 3 статьи 9 или части 2 статьи 10 указанного Закона оснований по распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) поименованным в данном распоряжении или приказе должностным лицом с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.
Таким образом, предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судом установлено, что 04.07.2014 г. между ОАО «Славнефть-ЯНОС» и ООО «Реминдустрия» заключен договор генподряда.
Согласно п. 1.1 Договора генподрядчик по заданию заказчика выполняет «Комплекс работ по монтажу установки герметичного налива нефтепродуктов в ж/д цистерны в цехе № 13», в соответствии с выдаваемой заказчиком проектно-технической документации (с приложением ведомостей объемов работ).
В силу ч.6 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
В силу ч.1 ст.53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (ч.2 ст.52 ГрК РФ).
Частью 4 ст.53 ГрК РФ установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В данном случае, заказчиком проектирования и строительства является ОАО «Славнефть-ЯНОС».
Установлено, что заказчиком ОАО «Славнефть-ЯНОС» генподрядчику ООО «Реминдустрия» передана рабочая документация со штампом "в производство работ", не соответствующая проектной документации, в результате чего непосредственным производителем работ вменяются выполнены работы, не предусмотренные проектной документацией.
ГОСТ 21.001-2013. "Система проектной документации для строительства. Общие положения" определяет рабочую документацию как совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений объекта капитального строительства, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий.
В состав рабочей документации входят основные комплекты рабочих чертежей, спецификации оборудования, изделий и материалов, сметы, другие прилагаемые документы, разрабатываемые в дополнение к рабочим чертежам основного комплекта.
Данное определение указывает на то, что рабочая документация не может противоречить утвержденной проектной документации и должна ей соответствовать.
В силу п.1 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При этом ни законом, ни договором не предусмотрено вмешательство генерального подрядчика в проектную документацию. Изменение проектных решений не входит в объем строительного контроля.
Стороной договора с проектной организацией ООО «Реминдустрия» не является.
В судебном заседании установлено, что как на момент выполнения работ, так и на момент проверки, рабочая документация не соответствовала проектной документации. Между тем, в настоящее время в проектную документацию внесены изменения и она соответствует рабочей.
Административным органом не оспаривается то обстоятельство, что произведенные работы соответствуют требованиям рабочей документации, переданной Обществу заказчиком с отметкой «в производство работ».
Пункты 6,7 Предписания, неисполнение которых явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении, не содержат , четкого указание на то, какие действия должно совершить Общество, с целью устранения выявленных нарушений. Надзорный орган не обязывал Общество прекратить строительные работы.
Указанные обстоятельства не позволяют суду установить событие административного правонарушения.
Отсутствие доказательств события административного правонарушения, является основанием для отказа административному органу в удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».