ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-11103/19 от 12.08.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-11103/2019

13 августа 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2019г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Лисицыной О.Ю.

рассмотрев в судебном заседании заявлениеПрокуратуры Кировского района г. Ярославля (ИНН  7604008189, ОГРН  1027600688917)

к  Индивидуальному предпринимателю Полякиной Екатерине Вадимовне (ИНН  291802790767, ОГРН  317762700002291)

о   привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ

Заинтересованное лицо: Прокуратура Ярославской области,

при участии

от заявителя – Кузина А.С. по удостоверению ТО № 243755,

от ответчика – Полякина Е.В.

установил:

  Прокурор Кировского района г. Ярославля обратился в суд  с заявлением о привлечении к административной ответственности  индивидуального предпринимателя Полякину Е.В. за осуществление образовательной деятельности  без лицензии, на основании ч.2 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

      В судебном заседании заявитель поддержал требования. Пояснил, что предпринимателем осуществляется  образовательная деятельность по адресу г. Ярославль, ул. Свободы,62, развивающий центр «Ладошки».

  Представитель предпринимателя заявленные требования не признает, указывает, что образовательная деятельность в центре не осуществляется.

      Оценивая необходимость привлечения предпринимателя  к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Прокуратурой Дзержинского района, в ходе проверки, установлено, что  предприниматель  Полякина в развивающем центре «Ладошки», расположенном по адресу : г. Ярославль, Свободы,62  оказываются образовательные услуги.  

       На основании материалов проверки прокурором Кировского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена  2 статьи 14.1 КоАП РФ.

       В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

      Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливаются правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

      В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

      В силу положений части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных данной статьей.

       Так, в соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

        Кроме того, само понятие образовательной деятельности, изложенное в пункте 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, предполагает, что под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ.

      Образовательная программа, как предусмотрено в пункте 9 той же статьи Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

       К основным образовательным программам относится в том числе: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

      Одним из видов образования является, дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (пункт 14 статьи 2 Закона об образовании).

       Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (пункт 6 статьи 10 Закона об образовании).

       Согласно пункту 1 статьи 75 Закона об образовании, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

       Дополнительное образование обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

       В силу пункта 2 статьи 75 Закона об образовании дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеобразовательные и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых.

        Согласно пункту 3 статьи 75 указанного Федерального закона к освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

         В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Закона об образовании содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

       В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Закона об образовании, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Между тем, представленные Прокурором в качестве доказательств документы, не позволяют отнести осуществляемую предпринимателем деятельность к образовательной деятельности.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что деятельность индивидуального предпринимателя направлена на присмотр и уход за детьми с организацией их досуга и не связана с реализацией образовательных программ.

Утвержденные в установленном порядке образовательные программы, прокурором не представлены.

       Таким образом, деятельность предпринимателя не является образовательной деятельностью в смысле Закона об образовании, а довод прокурора о том, что индивидуальный предприниматель предоставляет образовательные услуги, в том числе  по дошкольному образованию, следует признать ошибочным.

Закон о лицензировании содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, осуществление мероприятий и организация досуга детей не названы в числе этих видов деятельности.

     При изложенных обстоятельствах, прокурором не представлено доказательств, осуществление предпринимателем образовательной деятельности.

    Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд



Р Е Ш И Л:

         В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

 Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Ловыгина Н.Л.