150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-11143/2019 |
31 октября 2019 года |
Резолютивная часть решения оглашена 14.10.2019.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Секериной С.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С., помощником судьи Дупан Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Товарищества собственников жилья "Виктория-103" (ИНН <***>; ОГРН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании отказа от 16.04.2019 № 829 незаконным,
об обязании заключить соглашение о перераспределении земель
при участии:
от заявителя – ФИО1 – по доверенности (в порядке передоверия) от 18.07.2018, ФИО2 – председатель, паспорт,
от ответчика – ФИО3 – по дов. от 01.03.2019,
установил:
Товарищество собственников жилья "Виктория-103" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании отказа от 16.04.2019 № 829 незаконным, об обязании заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка площадью 9382 кв.м с кадастровым номером 76:23:010406:143 по Тутаевскому шоссе, д. 103 в Дзержинском районе, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по точкам: ЗУ (1) – 2, 3, 4, 5, 6; ЗУ (2) – 11, 12, 13, 14, 15.
Заявитель требования поддержал, дал пояснения.
Ответчик возражал против предъявленных требований, ранее представил отзыв.
Суд установил следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 76:23:010406:143, расположенный по адресу: г. Ярославль, Тутаевское щоссе, д. 103, площадью 9382 кв.м сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:для эксплуатации многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями.
В доме организовано товарищество собственников жилья «ВИКТОРИЯ-103». Председателем правления ТСЖ «Виктория-103» общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 150018, <...> избрана ФИО2, сведения внесены в ЕГРЮЛ.
На вышеуказанном земельном участке размещен многоквартирный 5-ти этажный дом, детская площадка, парковочные места для автомобилей, осуществлено благоустройство, имеются кустарниковые насаждения, деревья, клумбы.
При установке ограждения земельного участка было установлено, что произошло занятие земель города Ярославля.
Самовольно занятая и используемая площадь земельного участка составляет 145 кв.м, государственной собственность на который не разграничена.
В настоящее время земельный участок с кадастровым номером 76:23:010406:143 по периметру огорожен металлическим забором, доступ на земельный участок ограничен, осуществляется через автоматические металлические ворота со стороны Тутаевского шоссе.
Распоряжением Главы территориальной администрации Дзержинского района мэрии города Ярославля от 15.05.2013 года №434 ТСЖ «Виктория-103» предоставлено разрешение на установку ограждения земельного участка по Тутаевскому шоссе, у дома №103 города Ярославля согласно предоставленной схеме размещения. Ограждение земельного участка согласовано с АО «Ярославльводоканал» и газовой службой.
Для оформления прав на занятый земельный участок председатель ТСЖ обратилась с заявлением в уполномоченный орган о перераспределении земельных участков.
Приказом председателя КУМИ ФИО2 (председателю ТСЖ «Виктория-103») отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка площадью 9382 кв.м с кадастровым номером 76:23:010406:143 по Тутаевскому шоссе, дом 103 в Дзержинском районе, разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации многоквартирного жилого дома с инженерными коммуникациями из земель населенных пунктов на основании подпунктов 11, 13 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации - нарушены предусмотренные пунктами 6, 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требования к образуемым земельным участкам.
При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с решением муниципалитета города Ярославля от 22.02.2019 №227
"О переименовании департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля и внесении изменений в отдельные положения о структурных подразделениях мэрии города Ярославля" Департамент архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля переименован в Департамент градостроительства мэрии города Ярославля (п. 1 решения); Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления; изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд (п. 2.2. решения).
Таким образом, с 01.03.2019 функции и задачи Департамента архитектуры и земельных отношений мэрии города Ярославля, связанные с управлением и распоряжением земельными участками, переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля.
Полагая отказ незаконным, исходя из положений ст. 11.2., 11.7, 39.28, 39.29. Земельного кодекса РФ, заявитель обратился в суд с требованиями о признании отказа Комитета по управлении муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 16.04.2019 г. №829 в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка по Тутаевскому шоссе, дом 103 в Дзержинском районе незаконным и обязании Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля заключить соглашение о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка площадью 9382 кв.м с кадастровым номером 76:23:010406:143 по Тутаевскому шоссе, дом. 103 в Дзержинском районе, согласно схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по точкам: ЗУ(1) - 2,3, 4, 5, 6; ЗУ(2) - 11, 12, 13, 14,15.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Постановлением мэрии г. Ярославля от 29.12.2017 N 1759 (ред. от 19.06.2019) утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Заявление ТСЖ рассмотрено в соответствии с регламентом.
Доводы ответчика о том, что заявление было подано от ФИО2, а не от ТСЖ судом отклоняются, т.к. на заявлении имеется печать ТСЖ «Виктория-103» и из содержания заявления и приложенных к нему Схем понятно, что перераспределение земель, о чем просит заявитель, направлено не на разрешение личного вопроса физического лица, а заявлено в интересах членов Товарищества собственников жилья дома №103 по Тутаевскому шоссе.
При рассмотрении оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель судом установлено следующее.
Согласно карте планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, часть образуемого путем перераспределения земельного участка будет расположена на территории общего пользования, в границах красных линий территории планируемого размещения объектов местного значения магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения - Тутаевское шоссе.
Указанное подтверждается представленными суду фрагментом карты функциональных зон города Ярославля в составе Генерального плана города Ярославля и материалами топографической съемки 1:500 с отображением красных линий. Наложением границ испрашиваемого к перераспределению земельного участка на указанные карты подтверждается, что часть территории («скошенный треугольник») пересекает красные линии планируемого размещения магистральной улицы общегородского значения Тутаевское шоссе.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые улицами не подлежат приватизации.
Согласно исследованной судом карте градостроительного зонирования города Ярославля (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки города Ярославля, утвержденных решением муниципалитета города Ярославля от 17.09.2009 № 201 (в редакции от 31.10.2018 № 173), часть запрашиваемого земельного участка расположена в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.1), часть - в территориальной зоне инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) и часть - в зоне образовательных организаций для детей (ДУ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Схемы, представленные заявителем, не опровергают вышеуказанного.
В соответствии со статьями 56 и 63.1. указанных Правил землепользования и застройки вид разрешенного использования земельного участка «многоквартирные жилые дома» не входит в перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах: инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ.1) и образовательных организаций для детей (ДУ).
Кроме того, суду представлено заключение Департамента архитектуры и земельных отношений, содержащего выводы о невозможности перераспределения участков с кадастровыми номерами 76:23:010406:143 и 76:23:010406:1445 в связи с утвержденным проектом межевания и по причине того, что перераспределяемый земельный участок с кадастровым номером 76:23:010406:1445 - часть существующего проезда, обеспечивающего проезд к жилому дому №105 по Тутаевскому шоссе, является территорией общего пользования.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. В соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, микрорайона № 12, ограниченного улицей Бабича, Тутаевским шоссе, улицей Малой Норской, улицей Блюхера в Дзержинском районе города Ярославля, утвержденным постановлением мэрии города Ярославля от 04.05.2017 № 644 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории микрорайона № 12, ограниченного ул. Бабича, Тутаевским шоссе, ул. Малой Норской, ул. Блюхера в Дзержинском районе города Ярославля» (в редакции постановлений мэрии города Ярославля от 24.10.2017 № 1444, от 31.01.2018 № 120), изменение границ земельного участка с кадастровым номером 76:23:010406:143 не предусмотрено.
Образуемый путем перераспределения земельный участок накладывается на земельный участок с кадастровым номером 76:23:000000:455 по Тутаевскому шоссе улицы Полушкина роща до улицы Большая Норская, на который зарегистрировано право собственности города Ярославля.
В соответствии с положениями подпунктов 11, 13 пункта 9 статьи 39.29. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, выводы уполномоченного органа, изложенные в оспариваемом приказе, нашли свое подтверждении при рассмотрении спора судом.
Иные доводы и доказательства заявителя судом исследованы, признаны не опровергающими доказательства, представленные ответчиком.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований суд отказывает.
Уплаченная госпошлина по ст.110 АПК РФ остается на стороне заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья | Секерина С.Е. |