Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-11311/2011
15 ноября 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена – 09 ноября 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клименко Т.Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (адрес местонахождения –150049, г. Ярославль, ул. Лисицына, д.6-А)
к Муниципальному унитарному предприятию городского округа г. Рыбинска «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» ( ИНН - 7610011863, ОГРН - 1027601110624, адрес местонахождения - 152 905, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. 9 Мая, д.61)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: Батырев Ю.В. – представитель по удостоверению №02844 от 09.02.2006г.;
от лица, в отношении которого составлен протокол: Смекалов Н.Ю. – представитель по доверенности от 22.08.2011г. №64;
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Муниципального унитарного предприятия городского округа г.Рыбинска «Пассажирское автотранспортное предприятие №1» (далее по тексту – МУП «ПАТП №1» г.Рыбинска, ответчик) по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, ответчику вменяется нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве; считает, что из приведенных в протоколе №56 БЮ от 27.09.2011г. эпизодов в количестве 21 шт., Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15 был нарушен только в восьми случаях, при этом, полагает, что нарушения были вызваны несовершенством действующего на маршрутах утвержденного расписания. Представитель ответчика также довел до сведения суда, что расписание, не соответствующее требованиям Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, будет переработано и представлено на утверждение в вышестоящую организацию.
Оценивая необходимость привлечения ответчика к административной ответственности, суд исходит из следующего.
МУП «ПАТП №1» г.Рыбинска на основании лицензии №АСС-76-21370 от 01.01.2003г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (со сроком действия по 01.01.2013г.).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, (п/п а, б и в п. 4) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В пунктах 3, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее - Основные положения), определено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации.
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 11 Основных положений).
Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Минтранса России от 08.01.1997г. №2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637 лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995г. установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения, с участием принадлежащих им транспортных средств.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Положение). В соответствии с пунктом 15 Положения, рабочее время водителей состоит, в том числе, из подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии. Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В Положении установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных, междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего времени дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего времени дня должна быть не более двух часов без учета времени отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 Положения. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (пункт 13 Положения).
Осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с указанными нарушениями образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как является нарушением лицензионных условий и требований.
В отношении МУП «ПАТП №1» г.Рыбинска была проведена внеплановая проверка по факту ДТП от 30.08.2011г.
Протоколом об административном правонарушении №56 Б.Ю. от 27.09.2011г., составленным начальником Рыбинского отдела Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области, установлены следующие нарушения МУП «ПАТП №1» г.Рыбинска требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров:
· не осуществляется контроль за соблюдением установленного режима труда и отдыха водителей, а именно:
1. Путевой лист №34996 от 04.08.2011г., водитель Столяров С. В. - начало работы 5 час. 40 мин., перерыв между двумя частями рабочего дня предоставлены позже чем через 4 часа после начала работы в 11 час. 25 мин., т.е. через 5 час.45 мин. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня более двух часов, разрыв с 11 час. 25 мин. по 14 час. 15 мин., т. е. 2 час. 50 мин. Окончание работы 19 час.41мин. – в нарушение п.13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г №15;
2. Путевой лист №35157 от 05.08.2011г., водитель Столяров С. В. - начало работы 5 час.54 мин. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила менее 12 часов, а именно 10 часов 13 минут – в нарушение п.25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
3. Путевой лист №35977 от 10.08.2011г., водитель Столяров С. В. – начало работы в 5 час. 38 мин., перерыв между двумя частями рабочего времени предоставлен позже чем через 4 час. - в 11 час. 40 мин., т.е. через 4 час. 58 мин. – в нарушение п.13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г №15. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня составила более 2-х часов, а именно: 2час.50 мин. (с 11 час. 10 мин. до 14 час. 00 мин) - нарушен п.13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
4. Путевой лист №36476 от 13.08.2011г., водитель Столяров С. В. - продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня составила более 2-х часов, а именно: 2 час. 50 мин. (с 10 час. 40 мин. по 13 час. 30 мин) - нарушен п. 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
5. Путевой лист №37134 от 17.08.2011г., водитель Столяров С. В. - начало работы 6 час. 30 мин., перерыв между двумя частями рабочего времени предоставлен позже чем через 4 часа, а именно: через 4 час. 25 мин - в 10 час. 55 мин. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня составила более двух часов с 10 час. 55 мин по 13 час. 45 мин, т. е. 2 час. 50 мин. - нарушен п. 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г №15
6. Путевой лист №37790 от 21.08.2011г., водитель Столяров С. В. -окончание работы 19 час.30 мин. Путевой лист №37962 от 22.08.2011г., водитель Столяров С. В. - начало работы 5 час. 10 мин. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха составила менее 12 часов, а именно 10 час. 10 мин - нарушен п.25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15;
7. Путевой лист №40203 от 05.09.2011г., водитель Столяров С. В. - перерыв между двумя частями рабочего времени предоставлен позже чем через 4 часа, а именно через 6 час. 15 мин. - в 11 час. 10 мин. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего времени составила более двух часов, а именно 2 час.50 мин (с 11 час. 10 мин. до 14 час. 00 мин) - нарушен п. 13 Приказа Минтранса РФ 0.08.2004 №15;
8. Путевой лист №38225 от 24.08.2011г., водитель Тихомиров Н. С. - окончание работы 0 час. 25 мин. Путевой лист №38428 от 25.08.2011г. - начало работы 8 час. 50 мин при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха у водителя Тихомирова Н. С. составила менее 12 часов, а именно 8 час. 25 мин - нарушен п.25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г №15;
9. Нарушены п.11, п. 13 приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г №15.
Общая продолжительность ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени водителей превышает 12 часов, а именно:
9.1. Путевой лист №40203 от 05.09.2011г., водитель Столяров С.В. –начало работы 5 час. 25мин. Окончание работы 19 час. 20 мин. Общая продолжительность работы (смены) составила более 12 часов, а именно 13 час. 50 мин.
9.2 Путевой лист №37790 от 21.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 6 час. 30 мин. Окончание работы 19 час.30 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 13 час.00 мин.;
9.3 Путевой лист №37134 от 17.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы в 6 час.30 мин. Окончание работы в 20 час. 25 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 13 час. 55 мин.;
9.4 Путевой лист №36476 от 13.09.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 7 час. 28 мин. Окончание работы 20 час. 05 мин. Продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 12 час.37 мин.;
9.5 Путевой лист №35977 от 10.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 5 час.38 мин. Окончание 19 час. 15 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 13 час.37 мин.;
9.6 Путевой лист №34996 от 04.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 5 час. 40 мин. Окончание работы 19 час. 41 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 14 час. 01 мин.;
9.7 Путевой лист №41325 от 12.09.2011г водитель Столяров С. В. Начало работы 6 час. 28 мин. Окончание работы 20 час. 40 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 час, а именно 14 час. 12 мин.;
9.8 Путевой лист №32605 от 26.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 6 час.45 мин. Окончание работы 20 час. 12 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12часов, а именно 13 час.27 мин.;
9.9 Путевой лист №30404 от 31.08.2011г. водитель Столяров С. В. Начало работы 6 час. 01 мин. Окончание работы 19 час. 02 мин. Общая продолжительность рабочей смены составила более 12 часов, а именно 13 час.01 мин.
Указанные правонарушения влекут ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд полагает, что факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела, судом считается установленным.
Факт совершенного нарушения подтверждается материалами дела, а именно – протоколом об административном правонарушении от 27.09.2011г.; актом проверки №295 от 27.09.2011г.; путевыми листами и другими добытыми доказательствами по делу.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что в деянии МУП «ПАТП №1» г.Рыбинска имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя, суд не усматривает.
Суд считает, что основания для освобождения МУП «ПАТП №1» г.Рыбинск от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют, поскольку деятельность, связанная с использованием транспорта, тем более, пассажирского, является деятельностью повышенной опасности. В рассматриваемой ситуации осуществление транспортной деятельности с нарушением лицензионных условий может повлечь серьезные последствия для здоровья и жизни граждан. Целью лицензирования транспортных услуг является обеспечение безопасности, как для водителей и пассажиров, так и для всех участников дорожного движения, поэтому любое отступление от установленных правил является угрозой для безопасности граждан.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Рыбинска «Пассажирское автотранспортное предприятие № 1» ( ИНН - 7610011863, ОГРН - 1027601110624, адрес местонахождения - 152 905, Ярославская область, г. Рыбинск, ул. 9 Мая, д.61) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и наложить административное взыскание в виде 30 000 руб. штрафа.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: Получатель ИНН – 7604012298, КПП – 760401001, УФК по Ярославской области (УГАДН по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта); счет получателя: 40101810700000010010, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Ярославской области г. Ярославль; БИК банка: 047888001, КБК: 106 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО: 78401000000; назначение платежа: штраф, решение (постановление) №… от….
В случае добровольной уплаты штрафа доказательства уплаты направить в суд. При неуплате штрафа в добровольном порядке решение будет обращено к принудительному исполнению.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 г. Киров, ул. Хлыновская, д.3) в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья
Глызина А.В.