150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
27.11.2013г
г. Ярославль Дело № А82-11322/2013
резолютивная часть решения оглашена 20.11..2013г.
Арбитражный суд в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Калашниковой С.С.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным предписания № 28/1209 от 31.07.2013г.
при участии:
от заявителя - ФИО1- пред. по дов. от 03.08.11г.
от ответчика – ФИО2- пред. по дов. от 02.09.2013г.
установила:
Территориальная администрация Красноперекопского района мэрии города Ярославля (далее Администрация), обратилась в суд с заявлением о признании незаконным предписания № 28/1209 от 31.07.13г., выданного Управлением Росприроднадзора по Ярославской области о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, организованной в котловане.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования .
Ответчик пояснил, что выдано аналогичное предписание арендатору земельного участка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Управлением Росприродназора по Ярославской области в ходе проверки, установлен факт организации несанкционированной свалки в котловане, расположенном между многоквартирными домами <...>, и ул. Нефиянников №№ 22,24.
В адрес заявителя выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Сочтя данный акт незаконным заявитель обжаловал его в суд.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Следовательно, для признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта либо незаконными оспариваемых действий (бездействия), необходимо, чтобы они не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту и нарушали права и законные интересы лица, обратившегося с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создавали ему иные препятствия для их осуществления либо незаконно возлагали на него какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Судом установлено, что земельный участок на котором расположен котлован, передан по договору аренды ООО «Универсалстройинвест» для строительства 10-ти этажного жилого дома. Территория строительной площадки огорожена металлическим забором.
Согласно абзацу 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, в рассматриваемом судом случае, лицом обязанным ликвидировать несанкционированную свалку является ООО «Унивесралстройинвест», поскольку котлован находится на арендованном Обществе участке земли и фактически на огороженной и охраняемой строительной площадке..
Учитывая изложенное, предписание является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «Универсалстройинвест» выдано аналогичное предписание, которое последним исполнено.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды от 31.07.2013г. № 28/1209 выданного Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области(ИНН <***>, ОГРН <***>) Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии города Ярославля(ИНН <***>, ОГРН <***>)
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.