ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-11412/17 от 05.04.2018 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-11412/2017

05 мая 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена 05.04.2018.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Докторович Л.В., помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества "Яргортеплоэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Ярославля (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным решения от 20.03.2017 № 10-17/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии

от истца – ФИО1 - представителя по доверенности от 18.03.2018, ФИО2 - представителя по доверенности от 03.07.2017,

от ответчика – ФИО3 - начальника отделавыездных проверокпо доверенности от 09.01.2017, ФИО4 - специалиста 1 разряда правового отдела по доверенности от 26.03.20-18, ФИО5 - главного специалиста-эксперта правового отдела по доверенности от 09.01.2018, ФИО6 - старшего госналогинспектора по доверенности от 08.08.2017,

установил:

Открытое акционерное общество «Яргортеплоэнерго» (далее – Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Ярославля (далее – Инспекция) о признании недействительным решения от 20.03.2017 № 10-17/1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель считает правомерным использование льготы по налогу на имущество организаций, установленной п.3 ст.380 НК РФ, полагает, что спорное имущество подпадает под перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов» (далее - Постановление № 504). Также заявитель считает неправомерным привлечение его в ответственности за неуплату налога на имущество и начисление пеней, так как считает результаты предыдущих камеральных проверок Общества, не установивших нарушений, разъяснением налоговых органов по вопросам налогообложения.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, ОАО «Яртеплоэнерго» не осуществляет передачу теплоэнергии с 2006 года. Наружные теплотрассы и тепловые сети в 2006 году были переданы во временное владение и пользование МУП «Ярославский городской энергосбыт», а в 2014 году - переданы МУП «Яргорэнергосбыт» по договору мены. Котельные с оборудованием и наружными газопроводами и водопроводами для снабжения котельных предназначены для выработки теплоэнергии.

В связи с этим Общество является организацией, производящей, а не передающей теплоэнергию, и не подпадает под действие налоговой льготы, установленной исключительно для линейных объектов - магистральных трубопроводов и линий энергопередачи в силу особых условий их содержания и использования, влекущих повышенные затраты собственников.

Факт выполнения ОАО «Яргортеплоэнерго» функций теплоснабжающей организации, а также факт принадлежности теплосетевой организации МУП «Яргорэнергосбыт» магистральных и распределительных сетей от котельных ОАО «Яргортеплоэнерго» установлен Определением Верховного Суда РФ от 11.03.2015 № 8-АПГ15-2.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Ярославля проведена выездная налоговая проверка ОАО «Яргортеплоэнерго» по всем налогам и сборам за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по налогу на доходы физических лиц - за период с 01.01.2013 по 31.05.2016.

В ходе проверки Инспекцией доначислен налог на имущество организаций в сумме 3 770 238 руб. в связи с занижением налогооблагаемой базы в результате неправомерного использования налоговой льготы.

По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией вынесено решение от 20.03.2017 № 10-17/1, которым Общество привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на имущество организаций в виде штрафа (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) в размере 11 782 руб., также предложено уплатить недоимку в сумме 3 770 238 руб. и начисленные пени в размере 982 214,84 рубля. Кроме того, в связи с доначислением налога на имущество организаций уменьшен налог на прибыль в размере 754 048 руб., в том числе за 2013 год – 360 866 руб., 2014 год – 278 035 руб., 2015 год – 115 147 рублей.

Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции в Управление ФНС России по Ярославской области, решением которого от 23.06.2017 № 91 в удовлетворении апелляционной жалобы было отказано.

Не согласившись с решением инспекции, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Общество указывает, что в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ установлены пониженные ставки налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, поименованных в перечне имущества, утверждаемом Правительством Российской Федерации, а именно постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов».

Как считает Общество, на его балансе числятся объекты основных средств, являющиеся имуществом, относящимся к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи и сооружениями, являющимися их неотъемлемой технологической частью.

Общество полагает, что пониженная ставка обоснованно применена им при налогообложении стоимости следующих объектов:

- «наружные» теплотрассы и тепловые сети (тепловые сети за пределами котельных), сети ГВС;

- здание котельной, мазутное хозяйство и оборудование котельных (на балансе Общества находится только одно здание котельной, остальные здания котельных находятся на балансе КУМИ г.Ярославля, а оборудование котельных – на балансе Общества);

- оборудование центральных тепловых пунктов (ЦТП) (зданий ЦТП на балансе Общества нет);

- газопроводы наружные и водопроводы, снабжающие котельные, кабельные линии от подстанцией к котельным.

При этом, по мнению Заявителя, не имеет правового значения тот факт, что Общество с 2006 года не осуществляет самостоятельно передачу тепловой энергии, имеет значение только наличие на балансе того имущества, которое соответствует критериям пункта 3 статьи 380 Кодекса. Передача теплосетей в аренду третьему лицу не изменяет характеристики объектов основных средств, их функциональную и технологическую принадлежность.

В частности, тепловой пункт предназначен для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий (приказ Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115). Оборудование ЦТП должно обеспечить требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для всех присоединенных к нему систем теплопотребления, на это указано в пункте 9.1.4 того же Приказа Минэнерго РФ. По мнению Заявителя, ЦТП является зданием тепловой сети, а оборудование ЦТП – неотъемлемой технологической частью теплового пункта, без которого ЦТП не может выполнять свои функции. Ввиду этого оборудование ЦТП является неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи.

Квартальные сети и ответвления от распределительных сетей, по мнению Общества, являются неотъемлемой частью магистральных тепловых сетей и в силу этого подпадают под действие льготы.

Также Общество считает необоснованным привлечение его к ответственности и начисления пени ввиду наличия обстоятельств, исключающих его вину за совершение налогового правонарушения, а именно выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства.

Так, Общество указывает, что было подано заявление о возврате налога за 2010-2012 годы с подробным изложением оснований для применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов основных средств, аналогичных тем, к которым применена льгота в проверяемом периоде. При этом, как указывает Налогоплательщик, камеральными налоговыми проверками не были выявлены нарушения налогового законодательства, подтверждение льготы Инспекцией не было основано на неполной или недостоверной информации Налогоплательщика. Решение Инспекции о возврате налога на имущество организаций за 2010-2012 годы, как считает Налогоплательщик, следует расценивать как разъяснения налогового органа о правильности исчисления налога. Заявитель ссылается на судебную практику по данному вопросу, подтверждающую, по его мнению, заявляемые доводы.

В ходе проверки налоговым органом было установлено следующее.

В проверяемом периоде Обществом, основным видом деятельности которого является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код ОКВЭД 40.30.14), заявлена пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций, установленная пунктом 3 статьи 380 НК РФ, по основным средствам, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и находящимся на балансе Налогоплательщика по следующим кодам ОКОФ (с учетом заявления Общества о возврате налога за 2010-2012 годы от 19.02.2013, представленного в Инспекцию):

11 4521012 Здания электрических и тепловых сетей - мазутное хозяйство (инв. № 02530);

11 4521127 котельные районные (Здания электрических и тепловых сетей) – здание котельной, находящееся по адресу: <...> (инв. №08040);

14 2911090 сетевые насосы с системой питания и управления, насосы (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – агрегаты электронасосные консольные моноблочные и насосы;

14 2911090 тепломеханическое оборудование (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – аккумуляторные баки, аппараты теплообменные, водоподогреватели, газовоздухопроводы котлов, газооборудование и газоходы котлов, горелки, деаэраторы, дымососы, комплексоны, подогреватели паровые, котлы, теплообменники, фильтры и т.д.;

14 2911090 оборудование и устройство телемеханики (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – автоматика безопасности и регулирования котлов, диспетчеризация котельных, системы и станции автоматического управления, станции САУ на дымососах котлов, щиты управления котлами и т.д.;

14 2911090 устройства противоаварийной автоматики (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – охранно-пожарные сигнализации и системы оповещения людей о пожаре;

14 2911090 измерительные приборы, контрольно - измерительные приборы (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – газоанализаторы, КИПиА котлов, приборы контроля содержания метана, счетчики учета газа котлов, узлы учета газа и тепла, шкафы учета тепла и газа;

12 4521010 сооружения электроэнергетики – кабельные линии котельных;

14 2911090 измерительные приборы, контрольно- измерительные приборы (Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)) – внутреннее газоснабжение, водоводы, газопроводы, технологические трубопроводы котельных, а также тепловые сети и теплотрассы.

В отдельных случаях, как установлено Инспекцией исходя из представленных Обществом отчетов по основным средствам, составленных в отношении льготируемого имущества, и инвентарных карточек учета объектов основных средств, Налогоплательщиком указаны коды ОКОФ, не соответствующие заявленной льготе. Так, например:

- трубопроводам и газопроводам котельных присвоен код ОКОФ 12 0001110 (код ОКОФ по Постановлению № 504 соответствует имуществу, относящемуся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью);

- трубопроводу тепловой воды сети инв. № 0806 и охранно-пожарной сигнализации инв. № 7858 присвоены коды ОКОФ 12 4527392 и 14 3319020 (коды ОКОФ по Постановлению № 504 соответствует имуществу, относящемуся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью);

- баку-аккумулятору инв. №7753 присвоен код ОКОФ 12 2812131 (код ОКОФ соответствует имуществу, относящемуся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью);

- водо-водяному подогревателю инв. № 6376, насосу Grundfoz инв. № 7552, газопроводу котла инв. № 7208 присвоены коды ОКОФ 14 2897290, 14 2912100, 14 2813160 соответственно (коды ОКОФ отсутствуют в Постановлении № 504).

Общество применило предусмотренную пунктом 3 статьи 380 НК РФ пониженную ставку по налогу на имущество организаций за 2013 год в отношении 675 объектов в январе и 946 объектов в декабре, за 2014 год - в отношении 946 объектов в январе и 593 объектов в декабре, за 2015 год, соответственно, в отношении 593 объектов в январе и 521 объекта в декабре.

Как установлено Инспекцией, «наружные» теплотрассы и тепловые сети Общества по договору аренды имущества от 13.11.2006 № 67 были предоставлены во временное владение и пользование за обусловленную сторонами договора плату МУП «Ярославский городской энергосбыт».

В связи с этим Инспекцией сделан вывод о том, что передачу тепла в проверяемом периоде Налогоплательщик не осуществлял.

Также в ходе проверки установлено, что в 2014 году по договору мены от 30.11.2014 № 020300188/2014 теплотрассы и тепловые сети на сумму 38 млн. руб. переданы Заявителем МУП «Яргорэнергосбыт» в обмен на оборудование котельных. Таким образом, с ноября 2014 года у Общества на балансе остались основные средства, используемые только дляпроизводства пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Основные средства, участвующие в передаче тепла, переданы сторонней организации (МУП «Яргорэнергосбыт»).

Инспекцией сделан вывод, что Налогоплательщик в период 2013-2015 годов необоснованно применял пониженную ставку налога на имущество в отношении основных средств, находящихся на балансе:

- здание котельной, мазутное хозяйство и оборудование котельных (на балансе Общества находится только одно здание котельной, здания других котельных города находятся на балансе КУМИ мэрии г. Ярославля);

- газопроводы (наружные) и водопроводы, снабжающие котельные, кабельные линии от подстанций к котельным;

- «наружные» теплотрассы и тепловые сети (тепловые сети за пределами котельных), сети ГВС;

- оборудование центральных тепловых пунктов (ЦТП) (зданий ЦТП на балансе общества нет).

Общество не согласно с выводами Инспекции, считает, что пониженная ставка налога на имущество организаций применена в отношении вышеперечисленных объектов обоснованно, все спорные объекты по своему функциональному назначению подпадают под перечень имущества, утвержденный Постановлением № 504.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как установлено пунктом 1 статьи 373 Кодекса, налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Кодекса.

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса (пункт 1 статьи 374 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено данной статьей.

Пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) установлено, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации (Постановление № 504).

Согласно пункту 6Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н, инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированное на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, технически сложный объект состоит из совокупности оборудования, устройств и установок, предназначенных для выполнения определенной работы.

Как следует из позиции заявителя, на балансе Общества числятся объекты основных средств, являющиеся имуществом, относящимся к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружениями, являющимися их неотъемлемой технологической частью. В отношении этих объектов и применена (обоснованно, как считает Общество) пониженная налоговая ставка, установленная пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Вместе с тем, из буквы и духа закона следует, что право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (например, в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, установленном Постановлением № 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Из введения в ОКОФ следует, что он составлен с целью обеспечения расчета экономических показателей; в основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному назначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 статьи 380 Кодекса; имущество указано в Перечне, установленном Постановлением № 504.

1.Здания котельной, мазутное хозяйство, оборудование котельных, газопроводы наружные и водопроводы к котельным.

Как указывает Заявитель, согласно Приказу Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 понятие «котельная» включает в себя как здания, так и специальное оборудование, находящееся в таких зданиях, и все эти объекты в совокупности предназначены для выработки теплоты в целях теплоснабжения. Одним из видов подкласса «здания электрических и тепловых сетей» основного классификатора основных фондов ОК 013-94 является котельная районная с кодом по ОКОФ 11 4521127. Соответственно, по мнению Общества, здание котельной представляет собой сооружение для размещения специального оборудования тепловых сетей и относится к перечню льготируемого имущества в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Суд полагает следующее.

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» котельная- это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.Котельные являются источником тепловой энергии системы теплоснабжения. К оборудованию котельных Общества относятся насосы, котлы, газооборудование и газоходы котлов, автоматика безопасности и регулирования КИПиА и котлов, узлы учета тепла и газа, охранно-пожарная сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, газопроводы, водопроводы и технологические трубопроводы. Оборудование котельных находится внутри зданий котельных и участвует в процессе производства тепловой энергии.

Зданию котельной, находящемуся на балансе Общества, присвоен код ОКОФ 11 4521127 - котельные районные, мазутному хозяйству - код ОКОФ 11 4521012 здания электрических и тепловых сетей, а оборудование котельных отнесено к коду ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)».

В соответствии с данными инвентарных карточек учета объекта основных средств, здание котельной (инв. № 08040), расположенное по адресу: <...>, используется для размещения котлов, основного и вспомогательного оборудования котлов, а также другого оборудования котельных, которое участвует в процессе производства. То есть оборудование котельных участвует в выработке, а не передаче теплоэнергии. Мазутное хозяйство также обеспечивает процесс производства теплоэнергии, а не передачи.

В Перечень Постановления № 504 включено имущество с кодом ОКОФ 11 4521012 - здания электрических и тепловых сетей. В графе «Примечание» к указанному имущество указано, что это – инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей и другие подобные сооружения, не схожие по назначению с котельными, вырабатывающими теплоту, а являющиеся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи. Кроме того, код ОКОФ 11 4521127 отсутствует в Перечне, установленном Постановлением № 504.

У котельной № 29, расположенной по адресу: <...>, в соответствии со схемой тепловых сетей нет, а оборудование котельной участвует в процессе производства и снабжения тепловой энергией здания школы, которое находится непосредственно у здания котельной.

Технические характеристики и функциональное назначение рассматриваемого спорного имущества свидетельствуют о том, что они не относятся к линиям энергопередачи, и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, не схожи с объектами, поименованными в Постановлении № 504.

Из инвентарных карточек учета объекта основных средств следует, что оборудование котельных (в т.ч.насосы, котлы, газооборудование и газоходы котлов, автоматика безопасности и регулирования КИПиА и котлов, узлы учета тепла и газа, охранно-пожарная сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, газопроводы, водопроводы и технологические трубопроводы) необоснованно отнесено к коду по ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», так как по своему производственному назначению спорное оборудование имеет непосредственное отношение к работе котлов, производящих тепловую энергию. Функциональное назначение спорных объектов не совпадает с функциональным назначением оборудования, поименного в графе «Примечание» Постановления № 504 к имуществу с кодом ОКОФ 14 2911090. Оборудование котельных Общества не относится к линиям энергопередачи и сооружениям, являющимся их необъемлемой частью.

Оборудование котельных (в том числе и трубопроводы) располагается в помещении источника (в зданиях котельных), следовательно, относится к самому источнику тепла, участвует в едином цикле производства энергии, то есть является технологической частью производства, а не передачи теплоэнергии, не предназначено для транспортировки пара до тепловых пунктов.

С учетом изложенного, применение пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Кодекса, в отношении спорных объектов (здание котельной, мазутное хозяйство и оборудование котельных) неправомерно.

Газопроводы наружные и водопроводы к котельным (для газо- и водоснабжения котельных) необоснованно отнесены Обществом к трубопроводам (код по ОКОФ 14 2911090) раздела «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», а кабельные линии от подстанций до котельных – к коду по ОКОФ 12 4521010 раздела «Сооружения электроэнергетики».

По своему производственному назначению газопроводы и водопроводы (инв. № 05973, инв. № 01807) к котельным (на входе в котельные) обеспечивают работу котельных и имеют непосредственное отношение к источнику тепловой энергии (котельным), относящемуся к производству тепловой энергии, и не относятся к оборудованию газоперекачивающих станций и тепловых сетей. Кабельные линии (инв. № 07736, инв. № 07276 и т.д.) также обеспечивают работу котельных. Таким образом, газопроводы, водопроводы и кабельные линии участвуют в едином цикле производства энергии, то есть является технологической частью производства, а не передачи теплоэнергии.

Также инспекция при принятии оспариваемого решения обоснованно исходила из следующего.

Газопровод наружный котельной № 216 (инв. № 08169), расположенный по адресу: Ярославская обл., пос. Туношна, санаторий «Ясные зори», и газопровод к котельной № 22 (инв. № 05973А), расположенный по адресу: <...>, построены в связи с закрытием угольных котельных и строительством замещающего источника тепловой энергии в виде газовых котельных. Данные участки газопроводов только подключены к магистральным газопроводам, но не являются магистральными.

Диаметры данных газопроводов 80 мм и 50 мм, и соответственно, давление обоих газопроводов 0,3-0,6 МПа.

Газопроводы к котельным Общества №№ 11, 24, 26, 29, 214 принадлежат ООО «Газпроммежрегионгаз Ярославль».

Диаметры всех газопроводов к котельным Общества до 200 мм, давление – до 0,6 МПа включительно (6 кгс/кв. см.).

Из положений СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», утвержденного постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 № 30 (с изменениями), следует, что под магистральными трубопроводами подразумеваются трубопроводы и ответвления от них условным диаметром до 1400 мм (включительно) с избыточным давлением среды свыше 1.2 МПа (12 кгс/кв. см) до 10 МПа (100 кгс/кв. см) для транспортирования:

а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);

б) сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 400С не свыше 1.6 МПа (16 кгс/кв.см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;

в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ);

г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций по определению и обоснованию технологических потерь природного газа при транспортировке магистральным трубопроводным транспортом, утвержденных Министерством энергетики России 09.07.2012, газопровод магистральный – технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции (природного газа) от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения; газопровод распределительный высокого давления – газопровод, обеспечивающий некомпримируемую подачу газа от магистрального газопровода в отводы или до ГРС крупных потребителей; отвод от газопровода магистрального - это часть газопровода магистрального, предназначенная для подачи газа от газопроводов магистральных до газораспределительных станций (ГРС) городов, населенных пунктов или отдельных потребителей; станция газораспределительная – сооружение с оборудованием, предназначенным для выполнения операций приема газа из магистрального газопровода, очистки газа от механических примесей и влаги, снижения давления до заданной величины, автоматического поддержания давления на заданном уровне, подогрева газа, одоризации газа, учета и измерения количества газа, распределения газа по потребителям.

Магистральный трубопровод представляет собой единый имущественный производственный транспортный комплекс, состоящий из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, иных технологических объектов и предназначенный для транспортировки продукции от пунктов ее приемки до пункта сдачи, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта.

Основанием для применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций является наличие у налогоплательщика магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Все газопроводы Общества с давлением среды до 1.2 МПа (12 гс/кв.см), проходят до котельных и не являются магистральными. Газопроводы,водопровод и кабельные линии от подстанций предназначены для снабжения газом, водой и электроэнергией котельных, участвуют в едином цикле производства энергии, то есть являются технологической частью производства теплоэнергии.

2.«Наружные» тепловые сети и теплотрассы.

Как установлено Инспекцией, «наружные» тепловые сети и теплотрассы Общества, а также сети горячего водоснабжения (далее - ГВС), находящиеся на балансе общества до ноября 2014 года, необоснованно были отнесены к трубопроводам (код по ОКОФ 14 2911090) раздела «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)» Перечня, установленного Постановлением № 504. Наименование объектов Общества и их функциональное назначение не соответствует критериям, поименованным в Перечне Постановления № 504. В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью» Постановления № 504 имеется код ОКОФ 12 4521126 «Сеть тепловая магистральная».

Таким образом, исходя из Перечня, утвержденного Постановлением № 504, к имуществу, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка по налогу на имущество организаций, в целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ относятся только магистральныетепловые сети.

Заявитель считает, что пониженную налоговую ставку можно применять не только в отношении магистральных тепловых сетей, но и в отношении ответвлений, распределительных тепловых сетей, являющихся в силу своего функционального назначения неотъемлемой частью линий энергопередачи.

При этом заявитель указывает, что согласно СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети» все тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от них к отдельным зданиям и сооружениям.

Общество исходит из Перечня, установленного Постановлением № 504. Оборудование энергетическое прочее (код ОКОФ 14 2911090), поименованное в данном Перечне, в графе «Примечание» содержит указание на трубопроводы. В связи с этим Заявитель считает, что распределительные и квартальные тепловые сети также подлежат налогообложению по пониженной ставке, даже если они не относятся к магистральным тепловым сетям.

Однако позиция заявителя в данной части не основана на законодательстве.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловой сетью признается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Теплотрасса – элемент ряда систем теплоснабжения, расположенный между источником тепла и его потребителем и представляющий собой подземные и надземные трубопроводы.

В соответствии с пунктом 4.1 СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети», принятого введенным в действие Постановлением Госстроя РФ от 24.06.2003 № 110, тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.

Согласно «СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280 (далее – Свод правил), под магистральнымитепловыми сетями понимают тепловые сети со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями, транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара (теплоноситель) от выходной запорной арматуры (исключая ее) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая ее) в тепловых пунктах (пункт 3.6 Свода правил 124.13330.2012).

В разделе «Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» Перечня Постановления № 504 имеется код ОКОФ 12 4521126, к которому относится имущество - «сеть тепловая магистральная». В графе «Примечание» к этому имуществу детализировано имущество (сооружения), относящееся к «магистральной тепловой сети» и являющееся его неотъемлемой частью: трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной.

Распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта (пункт 3.7 Свода правил 124.13330.2012).

Квартальные тепловые сети - распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки (называются по территориальному признаку) (пункт 3.8 Свода правил 124.13330.2012).

Ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям (пункт 3.9 Свода правил 124.13330.2012).

Тепловой пункт – сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя (п. 3.12 Свода правил 124.13330.2012).

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части (п. 3.13 Свода правил 124.13330.2012).

Центральный тепловой пункт (ЦТП) – то же, двух зданий и более (п. 3.14 Свода правил 124.13330.2012).

Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ и Постановления № 504 следует, что не подпадаютпод налогообложение по пониженным налоговым ставкам распределительные, квартальные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.

Технические паспорта тепловых сетей, как указывает Инспекция, Обществом не представлены. Из инвентарных карточек учета объекта основных средств и типовых схем размещения тепловых сетей следует, что находящиеся на балансе Заявителя тепловые сети и теплотрассы, в отношении которых применено льготное налогообложение, представляют собой участки сетей от тепловых камер до наружной стены жилых домов или зданий (до потребителя), от ЦТП до наружной стены зданий или от наружной стены одного жилого дома или здания до наружной стены другого здания, а также транзит по подполью домов. Исключение составляет только теплотрасса по ул. Пионерской Дзержинского района г. Ярославля, которая является магистральной.

Таким образом, тепловые сети от ЦТП до зданий (то есть до ИТП, потребителя) и от тепловых камер до жилых домов относятся к распределительным тепловым сетям, тепловые сети общества не относятся к магистральным тепловым сетям,аявляютсяраспределительными.

Из представленных документов Инспекцией установлено, что спорные объекты основных средств входят в систему коммуникационной инфраструктуры города и являются распределительными (квартальными) тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки.

Сети ГВС(например, сети по ул. Пожарского 1, 1а, 1 корп.2, 3, 3а, 3б, 3в, 5а, 7б инв. № 05932) идут до жилых домов (до потребителей) и также являются распределительными.

Как указано выше, Обществом в 2014 году по договору мены от 30.11.2014 №020300188/2014 теплотрассы и тепловые сети переданы МУП «Яргорэнергосбыт» в обмен на оборудование котельных.

Инспекцией в соответствии со статьей 90 Кодекса 18.02.2016 проведен допрос инженера 2 категории технического отдела МУП «Ярославский городской энергосбыт» ФИО7, которая в ходе допроса пояснила следующее:

«Все принятые по договору мены от ОАО «Яргортеплоэнерго» тепловые сети являются квартальными (распределительными тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки), кроме теплотрассы по ул. Пионерской. Все тепловые сети проходят до потребителя, обеспечивая потребителя. Если сети проходят от тепловой камеры до потребителя через другую тепловую камеру, от тепловой камеры до ЦТП или от ЦТП через тепловую камеру к потребителю (до наружной стены жилого дома или здания) они являются распределительными».

В отношении теплотрассы по улице Пионерской свидетель указала: «Теплотрасса по улице Пионерская фактически проходит через тепловые камеры (от камеры до камеры) и является магистральной, не подходит к потребителям и проходит по границе микрорайона (внутрь района не заходит). Она была запроектирована для обеспечения теплоснабжением 4 микрорайона Дзержинского района».

На вопрос, от каких теплоисточников идут сети и имеются ли среди переданных по договору мены сетей магистральные, свидетель ФИО7 указала следующее: «Тепловые сети Дзержинского района в основном идут от теплоисточника ТЭЦ -2 (ОАО «ТГК-2»), в районе поселка Октябрьский – от котельной ОАО «Ярославльводоканал», теплотрасса по улице Менделеева от теплоисточника ТЭЦ-3 (ОАО «ТГК-2»).

Сетей, которые приняты от ОАО «Яргортеплоэнерго» и проходят от котельных ОАО «Яргортеплоэнерго» до ЦТП (то есть магистральных), нет, исключая теплотрассу по улице Пионерская».

Таким образом, с учетом показаний представителя эксплуатирующей тепловые сети организации ФИО7, является обоснованным и правомерным вывод инспекции, что все принятые по договору мены от Общества тепловые сети и сети ГВС, которые до ноября 2014 года принадлежали Налогоплательщику и использовались с 2003 года по договору аренды МУП «Яргорэнергосбыт», являются квартальными (распределительными тепловыми сетями внутри кварталов городской застройки), кроме теплотрассы по улице Пионерской, которая является магистральной сетью.

Не принимается довод о том, что спорные тепловые сети и сети ГВС возможно отнести к трубопроводам, которые поименованы в графе «Примечание» к имуществу с кодом ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)» Перечня.

Тот факт, что спорные «наружные теплосети» и сети ГВС состоят из трубопроводов, упомянутых в примечании к объекту с кодом ОКОФ 14 2911090, не является основанием для применения при исчислении налога на имущество организаций пониженной налоговой ставки, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ, так как позволит применять льготу к любому имуществу, состоящему из трубопроводов. Между тем, исходя из наименования имущества с кодом ОКОФ 14 2911090, положения пункта 3 статьи 380 Кодекса распространяются только на трубопроводы, которые являются средством монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей.

Как следует из изложенного, спорные тепловые сети не являются средством монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей. Доказательств обратного Обществом не представлено.

С учетом изложенного, применение Обществом пониженной налоговой ставки при исчислении налога на имущество организаций, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 Кодекса, в отношении спорных объектов (тепловые сети и сети ГВС) неправомерно.

Ссылка заявителя на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 № 17АП-9807/2015-АК является необоснованной, так как фактические обстоятельства не аналогичны.

3.Оборудование ЦТП

Как следует из оспариваемого решения, инспекцией установлено, что оборудование ЦТП (подогреватели горячего водоснабжения, технологические трубопроводы) необоснованно отнесено к коду ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)», который не соответствует его фактическому хозяйственному (производственному) назначению.

Из инвентарных карточек учета объекта основных средствследует, что оборудование ЦТПнаходится непосредственно в здании ЦТП и не относится к оборудованию тепловых сетей, фактическое наименование имущества и его функциональное назначение не позволяют отнести его к оборудованию, поименованному в графе «Примечание» к имуществу с кодом ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей» Перечня, утвержденного Постановлением № 504.

Общество считает, что согласно Своду правил 124.13330.2012 в состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства. Заявитель указывает, что согласно приказу Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 ЦПК – это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий.

При этом оборудование ЦПК должно обеспечить требуемые параметры теплоносителя (расход, давление, температуру), их контроль и регулирование для всех присоединенных к нему систем теплопотребления.

Одновременно Общество считает, что ЦПК является зданием тепловой сети, а оборудование ЦПК является неотъемлемой технологической частью теплового пункта, без которого ЦТП не может функционировать. В связи с этим заявитель полагает, что оборудование ЦТП является неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи, и применение в отношении него пониженной налоговой ставки, установленной пунктом 3 статьи 380 Кодекса, обоснованно.

Суд не принимает данные доводы Заявителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В силу пункта 4.1 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 190-ФЗ теплопотребляющая установка - устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии.

Согласно пункту 3.12 Свода правил 124.13330.2012 тепловой пункт – сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учет и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.

Индивидуальный тепловой пункт (ИТП) – тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и технологических теплоиспользующих установок одного здания или его части.

Центральный тепловой пункт (ЦТП) – то же, двух зданий и более.

При этом такое имущество как «тепловой пункт» не поименовано в Перечне Постановления № 504 ни под кодом ОКОФ 14 2911090 «Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей», ни под кодом ОКОФ 11 4521012 «Здания электрических и тепловых сетей».

Кроме того, само назначение и функции ЦТП состоит не в передаче тепловой энергии, а в ее преобразовании (производстве). Передача и распределение тепловой энергии осуществляется не через тепловые пункты, а через магистральные тепловые сети. Сам тепловой пункт не предназначен для транспортировки теплоносителя до теплопотребляющих установок. Такой вывод подтверждается арбитражной практикой, в частности Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2015 № 17АП-9803/2015-АК по делу № А50-23749/2014.

Таким образом, вывод заявителя о том, что ЦТП - часть линии энергопередачи, не соответствует функциональному назначению теплового пункта, который не является передающим сооружением, а предназначен для получения теплоносителя с заданными параметрами.

Ввиду изложенного суд считает, что Инспекцией обоснованно произведено доначисление налога на имущество организаций за проверяемый период.

В части обоснованности применения штрафных санкций и пеней суд полагает следующее.

Общество, ссылаясь на положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса и пункта 8 статьи 75 Кодекса, выражает несогласие с привлечением к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, а также с начислением пеней в связи с неуплатой доначисленного налога на имущество организаций.

По мнению заявителя, факт проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по налогу на имущество организаций за 2010-2015 годы, по результатам которых акты о выявленных нарушениях налогового законодательства не составлялись, а также факт подтверждения Инспекцией права на применение налоговой льготы и принятия решения о возврате сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций по уточненным налоговым декларациям за 2010-2012 годы, следует расценивать как разъяснение налогового органа по смыслу названных положений Кодекса.

Однако следует учитывать следующее.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно пункту 8 статьи 75 Кодекса не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным, расчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

По мнению суда, возврат инспекцией налога на имущество организаций за 2010-2012 без проведения выездной налоговой проверки не может рассматриваться как данное Обществу письменное разъяснение о порядке исчисления, уплаты налога, равно как и отсутствие актов о выявлении нарушений.

Суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 20.12.2016 № 2672-О по жалобе налогоплательщика о проверке конституционности пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что сами по себе правила осуществления выездной налоговой проверки, предполагающие возможность пересмотра размера налоговой обязанности налогоплательщика за конкретный налоговый период по сравнению с ранее установленным ее размером в рамках камеральной налоговой проверки представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика, необходимый с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере уплаты налогов и сборов. Конституционный Суд Российской Федерации отказал в принятии к рассмотрению жалобы налогоплательщика об оспаривании вышеуказанных положений Кодекса как допускающих возможность начисления пени и привлечения к ответственности за налоговое правонарушение при наличии разъяснений, содержащихся в актах и решениях камеральных налоговых проверок, которыми руководствовался налогоплательщик.

Данная позиция подтверждена также письмом ФНС России от 17.04.2017 № СА-4-7/7288@.

Кроме того, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 21.03.2006 № 13815/05 по делу № А34-7846/04-с16, налоговые проверки осуществляются налоговыми органами в силу возложенных на них Кодексом обязанностей по осуществлению налогового контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях регламентирован главами 14,16 Кодекса. Статьей 32 Кодекса на налоговые органы также возложена обязанность бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков. Следовательно, для вывода о том, что налогоплательщик выполнял указания налогового органа, разъяснение должно содержать ответ на конкретный вопрос налогоплательщика и предшествовать представлению налоговой и бухгалтерской отчетности, заявлению о предоставлении льготы, уплате налогов и сборов либо проведению налоговой проверки. В связи с этим акт выездной налоговой проверки инспекции и решение по нему, которыми налоговое правонарушение не выявлено, не могут рассматриваться в качестве разъяснения налогового органа по применению льготы.

Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 19.07.2013 № 02АП-4506/2013 по делу № А28-11609/2012 указал, что тот факт, что ранее по результатам камеральных налоговых проверок у налогоплательщика не было выявлено задолженности по НДС, не является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В связи с этим апелляционный суд отклонил также доводы налогоплательщика о том, что решения, ранее принятые налоговым органом по результатам камеральной проверки, исключают начисление пеней по результатам выездной проверки.

В данном случае акт камеральной налоговой проверки и решение по ней, которыми не было выявлено налоговое правонарушение, автоматически не могут быть признаны в качестве разъяснения налогового органа по порядку исчисления и уплаты налога. Схожие выводы содержатся и в иной судебной практике по аналогичным делам.

Таким образом, в спорной ситуации не имеется оснований для применения положений, установленных подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Кодекса и пунктом 8 статьи 75 Кодекса.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.