Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-11598/2011
18 ноября 2011 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьиНосковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о привлечении к административной ответственности Муниципального предприятия Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (ИНН 7605003049, ОГРН 1027600787213 ) по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: не явился;
от ответчика: Баранов В.М. – представитель по доверенности от 11.11.2011г.;
Семенов А.А. – представитель по доверенности от 11.11.2011г.;
Султанова С.М. – представитель по доверенности от 11.08.2011г.;
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Ярославской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Муниципальное предприятие Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (далее по тексту – МП Ярославское ПАТП №1, ответчик) по части 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В качестве противоправного деяния, образующего объективную сторону состава правонарушения, ответчику вменяется нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве; довел до сведения суда, что на момент проведения проверки заявителю были представлены справки о прохождении водителями медицинского освидетельствования на всех водителей, за исключением 18-ти медицинских справок, из которых 13 справок на момент проверки находились на руках у водителей, а остальные водители на период проверки уже не работали по разным причинам: перевод на другую должность, увольнения, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также представитель ответчик пояснил суду, что в дальнейшем недостающие медицинские справки на 13 водителей были переданы Заявителю. Представитель ответчика пояснил суду, что предприятием предпринимаются все необходимые действия, направленные на устранение выявленных нарушений; просит суд при вынесении решения учесть тяжелое финансовое положение ответчика.
Оценивая необходимость привлечения ответчика к административной ответственности, суд исходит из следующего.
МП Ярославское ПАТП №1 на основании лицензии №АСС-76-28133 от 28.01.2011г. осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (со сроком действия по 01.01.2013г.).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Согласно положению о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, (п/п а, б и в п. 4) лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ в области лицензируемого вида деятельности.
В пунктах 3, 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (далее - Основные положения), определено, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации.
Запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (пункт 11 Основных положений).
Согласно пункту 3.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Минтранса России от 08.01.1997г. №2, техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. №637 лицензионным требованием и условием при осуществлении перевозок пассажиров является наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Приказом Министерства транспорта РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным Приказом Министра транспорта России от 08.01.1997 № 2, Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 07.07.1998 № 86, Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министра транспорта РФ от 09.03.1995 № 27, Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 № 15, установлены обязанности владельцев автотранспорта по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе по: применению установленной формы путевой документации и соблюдению порядка ее заполнения; осуществлению контроля за прохождением водителями предрейсового медицинского осмотра и периодического медицинского освидетельствования; соблюдению установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей; проведению анализа причин дорожно-транспортных происшествий; обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Положение). В соответствии с пунктом 15 Положения, рабочее время водителей состоит, в том числе, из подготовительно-заключительного времени для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию; времени проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии. Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В Положении установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников (пункт 11 Положения).
Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных, междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего времени дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего времени дня должна быть не более двух часов без учета времени отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 Положения. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается (пункт 13 Положения).
Осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом с указанными нарушениями образует состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как является нарушением лицензионных условий и требований.
В отношении МП Ярославское ПАТП №1 была проведена внеплановая выездная проверка по информации ОГИБДД УМВД по г.Ярославлю исх. №80/3433 от 25.08.2011г., (вх. №19 от 30.08.2011г.), телефонограмма от 28.08.2011г. (вх. №341 от 29.08.2011г.).
Протоколом об административном правонарушении №47-ТН от 04.11.2011г., составленным государственным инспектором УГАДН по ЯО, установлены следующие нарушения МП Ярославское ПАТП №1 требований законодательства, действующего в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров:
1. Допускаются нарушения ч.1 ст.20 Федерального закона РФ от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.2.2 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997г.№ 2, зарегистрированного в Минюсте РФ 14.05.1997г. № 1302; п.8, п.П, п.17, п.25 приказа Минтранса РФ №15 от 20.08.2004г., зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.2004г. №609; п.2.3.6 приказа Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994г., зарегистрированного в Минюсте РФ 04.05.1994г. № 554, а именно:
· Допускаются случаи несоблюдения установленной продолжительности рабочего времени водителей за учетный период 1 месяц (август 2011г.) по норме 184 часа
(водители 2-й колонны: Калугин С.В.- время работы 193,18 часа; Волощенко Ю.В. - время работы 199,3 часа; Промченков В.И. - время работы 199,98 часа; Свинцов А.И. - время работ 206,48 часа; Грачев В.Г. - время работы 209,41 часа; Никифоров СМ. - вред работы 225,98 часа; Андреев В.В. - время работы 229,13 часа; Тараканов П.А. время работы 209,3 часа; Абдулин А.Д. - время работы 216,14 часа; Лепилс Г.Л. - время работы 223,6 часа; Пестерев Н.Н. - время работы 224,71 часа);
(водители 3 колонны: Поляков А.К. - время работы 227,44 часа; Караулов A.В. - время работы 210,91 часа; Рухадзе Н.Д. - время работы 196,7 часа; Казаков B.C. - время работы 227 часов; Ануфриев В.Ю. - время работы 199,77 часа; Артемьев Е.В. - время работы 207,47 часа; Жидков В.Б. - время работы 215,16 часа; Беспалов В.Л. - время работы 204,9 часа; Страхов Д.Н. - врем работы 214,6 часа; Руппель М.А. - время работы 212,73 часа; Егоров Р.Г. время работы 223,72 часа) копия сведения о работе водителей за авгус прилагается. Лицо допустившее нарушение МУП «ПАТП-1» г. Ярославля (п. 1.1 Акта проверки № 226 от 04.10.2011г.);
· При суммированном учете рабочего времени допускаются случаи несоблюдения установленной продолжительности рабочей смены, которое недолжно превышать 12 часов, а именно:
- вод. Красильников М.А. - управление т/с с 5-48 до 20-10 + 23 мин., исключая отдых с 10-21 до 11-57,работа 13 час.29 мин. (путевой лист №317058 от 31.08.2011г.)
- вод. Иванов С.Н. – управление т/с с 5-32 до 20-40 + 23мин., исключая отдых с 10-39 до 12-59, работа 13час. 11мин.(путевой лист № 317113 от 31.08.2011г.);
· Допускаются случаи несоблюдения установленной
продолжительности рабочего времени водителей за две недели подряд, по
норме 90 часов (водитель Свинцов А.И. за период с 16.08.2011г. по
31.08.2011г. - 96,56 часа; водитель Никифоров СМ. за период с 01.08.2011г.
по 15.08.2011г. - 117,15 часа; водитель Поляков А.К. за период с 16.08.2001г.
по 30.08.2011г. - 126,3 часа) ;
· При суммированном учете рабочего времени допускаются случаи не
соблюдения установленного междусменного отдыха водителей, который
должен быть не менее 12 часов, а именно:
- вод- Никифоров СМ. - отдых -с 21-20 до 5-05 = 7-45 (путевые листы №217450 от 01.08.2011г., №217526 от 02.08.2011г., - отдых с 20-40 до 4-15 = 6-35 (путевые листы №218059 от 09.08.2011г., №218139 от 10.08.2011г.);
- вод. Поляков А.К. - отдых с 21-01 до 6-20 = 9-19 (путевые листы №315273 от 04.08.2011г., №315336 от 05.08.2011г., - отдых с 20-40 до 6-20 = 8-40 (путевые листы №316541 от 24.08.2011г., №316602 от 25.08.2011г.);
- вод. Красильников М.А. - отдых с 20-25 до5-05 = 8-25 (путевые листы №316998 от 30.08.2011г., №3170058 от 31.08.2011г.);
- вод. Губилов А.П. - отдых с 21-05 до 4-15 = 7-10 (путевые листы № 317007 от30.08.2011г., № 317067 от 31.08.2011г.)
2. Не обеспечен контроль за своевременным прохождением медицинского освидетельствования водителей: Барышников Г.В. - действие справки окончено 02.07.2011г., Мильто Е.В. - действие справки окончено 22.09.2011г., по составленным данным водительского состава у восемнадцати водителей (18) - справки отсутствуют – в нарушение ст.23 Закона РФ «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г; Постановление Советов Министров Правительство РФ от 23.10.1993г. № 1090.
Факт совершения выше указанных правонарушений подтверждается протоколом №47-ТН от 04.11.2011г., актом проверки №226 от 04.10.2011г. и другими добытыми доказательствами по делу.
Однако суд считает возможным квалифицировать совершенное ответчиком административное правонарушение как малозначительное в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Учитывая, что МП Ярославское ПАТП №1 принимает меры для устранения выявленных нарушений, а также учитывая финансовое положение и социальную значимость предприятия, суд считает возможным освободить МП Ярославское ПАТП №1 от административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в привлечении Муниципального предприятия Ярославское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 (ИНН 7605003049, ОГРН 1027600787213) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в установленном законом порядке.
Судья
Глызина А.В.