ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-11690/15 от 22.12.2015 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-11690/2015

16 января 2016 года

              Резолютивная часть решения объявлена  22 декабря 2015 года.

              Полный текст решения изготовлен  16 января 2016 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи    Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Ситниковой Е.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"

(ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Управлению Федеральной антитмонопольной службы по Ярославской области" (ИНН  7604009440 )

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя – не явился

от ответчика – ФИО1, доверенность от 03.02.2015г.

установил:

Открытое акционерное общество  "Ярославльводоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 27.07.2015г. по делу об административном правонарушении №06-05/19-15 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

          Определением суда от 21.08.2015г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         14.09.2015г. ответчиком были представлены материалы дела об административном правонарушении и письменный отзыв.

         09.10.2015г. заявителем были представлены дополнительные документы, а также ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам искового производства.

         Судом ходатайство заявителя удовлетворено, определением от 12.10.2015г. суд в соответствии с частью 5 статьи 227 АПК РФ перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, обязав стороны явкой в судебное заседание.

    Однако заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается судом в отсутствие заявителя по имеющимся в деле доказательствам.

 Заявитель, как следует из текста заявления, не оспаривая факт переноса торгов без надлежащего извещения, постановление о привлечении к административной ответственности считает незаконным, указывая на  малозначительность допущенного правонарушения, полагает, что имеются все основания для применения статьи 2.9. КоАП РФ. Согласно письменным пояснениям заявителя от 09.10.2015г. предписание антимонопольного органа было исполнено заявителем, результаты открытого конкурса на право заключения договора поставки насосного агрегата были аннулированы; 04.02.2015г. проведен новый открытый конкурс, в котором приняли участие три компании, ООО «Группа компаний «Гидросервис» не принимало участие в повторном конкурсе, хотя в данном случае все формальности были соблюдены и права участников торгов не были нарушены.

           Ответчик требования заявителя не признает, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, полагает, что заявителем допущено грубое нарушение процедуры торгов – перенос даты проведения торгов без надлежащего извещения, в результате которого участники торгов, которые не были уведомлены о переносе сроков, не смогли реализовать право на участие в процедуре вскрытия заявок и проведении гласной переторжки, а значит, не смогли повысить предпочтительность своих заявок путем снижения первоначальной (указанной в заявке) цены, либо других существенных условий, в связи  с чем ответчик признаков малозначительности правонарушения не усматривает. Подробно позиция административного органа изложена в отзыве.

      Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд установил следующее.

          Ярославским УФАС России в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) рассмотрена жалоба ООО «Группа компаний «Гидросервис» на действия организатора торгов - ОАО «Ярославльводоканал» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку насосного агрегата Д3200-33 или аналога.

          Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) определены общие принципы закупок товаров, работ, услуг, в том числе, принцип информационной открытости закупки. Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Требования к документации о закупке установлены частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках, в случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В соответствии с Законом о закупках, Советом директоров ОАО «Ярославльводоканал» 19.08.2014 утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг. Данное Положение также размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Информация о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку насосного агрегата ДЗ200-33 или аналога размещена на официальном сайте www. zakupki. gov.ru.

Согласно конкурсной документации, извещению о проведении торгов на право заключения договора на поставку насосного агрегата Д3200-33 или аналога, срок окончания приема заявок 16.10.2014 в 09 час. 00 мин., вскрытие конвертов с заявками организатором торгов назначено на 16.10.2014 в 09 час. 00 мин. в здании Управления ОАО «Ярославльводоканал», расположенного по адресу: г. Ярославль, пр-т. Ленина, д. 1а (2 этаж, конференц-зал). Заявки будут вскрыты в присутствии представителей участников торгов, пожелавшихпринять участие в процедуре вскрытия заявок. Пунктом 6 конкурсной документации, пунктом 5 извещения о проведении торгов на право заключения договора на поставку насосного агрегата Д3200-33 или аналога установлено, что во время процедуры вскрытия конвертов возможно проведение гласной переторжки между участниками торгов, желающими добровольно и открыто повысить предпочтительность своих конкурсных заявок путем снижения первоначальной (указанной в конкурсной заявке) цены, либо других существенных условий.

Каких-либо положений о возможности переноса (продления) сроков торгов, Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО «Ярославльводоканал», конкурсной документацией, не установлено.

На участие в данном конкурсе поданы заявки от 17 организаций, в том числе, от ООО «Группа компаний «Гидросервис».

Как установлено административным органом и подтверждается заявителем, в назначенную дату проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками Национальный антитеррористический комитет Ярославской области на территории предприятия проводил незапланированные (без какого-либо оповещения ОАО «Ярославльводоканал») тактико-специальные учения. В ходе проведения данных мероприятий был эвакуирован персонал, посетители ОАО «Ярославльводоканал», доступ на рабочие места заблокирован, связь (сотовая, городские телефоны, интернет) были заглушены.

Таким образом, процедура вскрытия конвертов с заявками, по независящим отволи организатора торгов причинам, не состоялась.

Решение о переносе даты вскрытия конвертов на следующий день, на 17.10.2014 в 9 час. 00 мин., принято организатором торгов в связи с нахождением в городе Ярославле иногородних участников, не сумевших попасть на торги 16.10.2014.

Как установлено административным органом и не оспаривается заявителем, представитель ООО «Геркулес» подал заявку до начала проведения учений в 8 час. 45 мин., после чего вместе со всеми работниками предприятия был эвакуирован. Представители ООО «ТеплоЭнергоСистемы» и ООО «ТИ-ПРОМ», приехавшие непосредственно ко времени начала торгов, не были допущены в здание управления сотрудниками ФСБ. После завершения учений (после 17 часов 16.10.2014) представителям данных организаций отмечены командировочные удостоверения, приняты заявки, также организатор торгов сообщил им о переносе даты торгов. Какой-либо технической возможности официально уведомить всех участников через сайт в сети «Интернет» о переносе сроков проведения конкурса у организатора торгов не имелось, так как разблокирование сети произошло только 17.10.2014. Также в связи с тем, что дата процедуры вскрытия конвертов перенесена с 16.10.2014 в 9 час. 00 мин., на 17.10.2014 в 9 час. 00 мин., то организатором торгов в 9 час. 00 мин. 17.10.2014 была принята заявка от ООО «Техносила».

Как следует из протокола проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками № 15 от 22.10.2014, на дату проведения торгов 17.10.2014 (с 09 час. 00 мин. до 10 час. 00 мин.), на данной процедуре присутствовали представители двух организаций (ООО «Техносила», ООО «Випом»). Победителем торгов признан ООО «Геркулес».

Как установлено пунктом 29.3 Положения о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг ОАО «Ярославльводоканал», заказчик должен воспользоваться объявленным правом на проведение переторжки, если конкурсная комиссия полагает, что цены, заявленные участниками в конкурсных заявках, могут быть снижены, либо получит просьбу о проведении переторжки от одного или нескольких участников торгов.

Ярославским УФАС России установлено, что согласно командировочному удостоверению с соответствующими отметками гостиницы, представитель ООО «Группа компаний «Гидросервис» с 15.10.2014 по 16.10.2014  находился в городе Ярославле. Целью командировки, как следует из жалобы заявителя, являлось участие в процедуре переторжки. О переносе даты процедуры торгов на следующий день данный участник не был уведомлен.

Перенос даты торгов является фактическим изменениемсущественных сведений, содержащихся в конкурсной документации, а также в извещении о проведении торгов, соответственно такие изменениясогласно требованиям частей 5, 11 статьи 4 Закона о закупках, подлежат размещению в единой информационной системе, что не было исполнено ОАО «Ярославльводоканал».

Несоблюдение данных требований привело к нарушению принципа информационной     открытости     закупки.     Также,     срок     подачи     заявок, установленный конкурсной документацией (до 09 час. 00 мин.   16.10.2014), организатором торгов также не был соблюден.

В результате изложенного, участники, которые не были уведомлены организатором торгов о переносе сроков торгов, не смогли реализовать право на участие в процедуре вскрытия заявок и проведении гласной переторжки, а значит, не смогли повысить предпочтительность своих конкурсных заявок путем снижения первоначальной (указанной в конкурсной заявке) цены, либо других существенных условий.

По результатам рассмотрения жалобы  ООО «Группа компаний «Гидросервис» Управлением ФАС по Ярославской области 07.11.2014г. вынесено Решение №06-07/77-14, которым жалоба на действия организатора торгов ОАО «Ярославльводоканал» признана обоснованной, в действиях организатора торгов установлены нарушения Закона о закупках.

Указанное решение послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в отношении ОАО «Ярославльводоканал».

В соответствии с частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Установив в действиях ОАО «Ярославльводоканал» признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо УФАС по Ярославской области 15 июня 2015г. составило протокол об административном правонарушении, который  27 июля 2015г. в присутствиии уполномоченного представителя ОАО «Ярославльводоканал» был рассмотрен заместителем руководителя административного органа. По результатам рассмотрения вынесено постановление о привлечении ОАО «Ярославльводоканал» к администартвиной ответственности по части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.

          Оценивая доводы сторон и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

  В силу частей 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемой ситуации у ОАО «Ярославльводоканал» не имелось возможности проведения торгов в назначенные сроки в силу объективных обстоятельств, в связи  с чем сроки проведения торгов следовало перенести с соблюдением установленной законом процедуры. Между тем, обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры со стороны организатора торгов, администартивным органом и судом не установлено.

Суд полагает, что у заявителя имелась возможность размещения на официальном сайте информации о переносе даты торгов на надлежащие сроки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на
поставку насосного агрегата Д3200-33 или аналога, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка и
сроков размещения указанной информации.

Таким образом, учитывая требование указанных выше нормативных правовых актов, неразмещение на официальном сайте изменений о переносе даты торгов при проведении конкурса, при наличии обязанности и возможности выполнить указанные требования образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

При назначении административного наказания ОАО «Ярославльводоканал»  административным органом учитывался характер совершенного административного правонарушения, наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (порядок проведения закупок), наступившие последствия правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Штраф применен в минимальном размере.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции административного органа.

Признаков малозначительности совершенного правонарушения суд не усматривает, так как рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. В результате нарушения установленного порядка участники, которые не были уведомлены организатором торгов о переносе сроков торгов, не смогли реализовать право на участие в процедуре вскрытия заявок и проведении гласной переторжки, а значит, не смогли повысить предпочтительность своих конкурсных заявок путем снижения первоначальной (указанной в конкурсной заявке) цены, либо других существенных условий.

Тот факт, что ООО «Группа компаний «Гидросервис» не участвовало в повторных торгах, не влияет на степень общественной опасности совершенного правонарушения при проведении рассматриваемой конкурсной процедуры.

         Принимая во внимание изложенное, суд считает оспариваемое постановление соответствующим закону, а требования заявителя – не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

         Отказать в удовлетворении требования заявителя.

         Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

       Судья                                                                                                         Е.В. Мухина