ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-11697/2010 от 04.02.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

  150054 г.Ярославль, пр-т Ленина, 28 факс 32 12 51

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-11697/2010

11.02.2011.

Резолютивная часть решения от 04.02.2011.

Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скляровым В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля

к Управлению ГИБДД УВД по Ярославской области

об оспаривании Постановления № 76 АЮ 001255 от 15.10.2010

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

3-е лицо: ОАО «Яргорэлектросеть»

при участии:

от заявителя –   Виноградова В.С. по довер. от 11.01.2011;

Родионов В.В. по довер. от 13.01.2011;

от административного органа   – Бородулина И.В. по довер. от 12.07.2010; Богачев С.Н. по довер. от 23.03.2010;

от 3-го лица   – Товстая И.А. по довер. от 17.08.2010;

установил:

Департамент городского хозяйства мэрии г.Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Ярославской области от 15.10.2010 № 76 АЮ 001255 о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Заявитель считает, что в его действиях отсутствует состав вменяемого правонарушения, на участке ул.Гоголя от Московского проспекта до Суздальского шоссе линия электропередач была вынужденно демонтирована в связи с работами капитального характера, связанными с реконструкцией Московского проспекта.

Административный орган считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «Яргорэлектросеть» поддержало позицию заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Государственным инспектором ОГИБДД УВД по г.Ярославлю Кубышкиным А.В. 22.09.2010 в 21 час.45 мин. установлено, что на участке дороги ул.Гоголя от Московского проспекта в сторону Суздальского шоссе не горят подряд 10 светильников наружного освещения.

Выявленные недостатки зафиксированы в акте от 22.09.2010.

Усмотрев в действиях Департамента городского хозяйства нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильной дороги, государственным инспектором дорожного надзора Управления ГИБДД УВД по Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении от 01.10.2010г. № 76 АР 001212, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление 76 АЮ 001255 от 15.10.2010 о привлечении Департамента городского хозяйства к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения Департамента к административной ответственности, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также пункта 5 статьи 9 Устава города Ярославля, принятого решением Муниципалитета г.Ярославля от 16.10.1995 № 42, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значении городского округа.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте городского хозяйства, утвержденного решением Муниципалитета г.Ярославля от 06.07.2007 № 492 Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства.

Согласно пункту 2.2 Положения Департамент осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно пункту 3.1 Положения Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе, следующие основные функции: осуществляет выявление и анализ проблем городского хозяйства; организует сбор, обработку и анализ оперативной информации о состоянии объектов городского хозяйства; осуществляет методологическое руководство, утверждает необходимые методические документы в сфере городского хозяйства; осуществляет в установленном порядке функции главного администратора доходов бюджета города Ярославля и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с федеральным законодательством, нормативными правовыми актами органов городского самоуправления; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Департамента; осуществляет методическое обеспечение деятельности подведомственных муниципальных бюджетных учреждений в сфере муниципального заказа. При осуществлении полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; обеспечивает подготовку нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели; принимает меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам; осуществляет иные полномочия в области дорожной деятельности, за исключением полномочий, отнесенных к функциям иных структурных подразделений мэрии.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г. должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Из изложенного можно сделать вывод, что Департамент, являющийся структурным подразделением Мэрии г.Ярославля, наделен полномочиями в области дорожной деятельности и обязан обеспечивать безопасность дорожного движения, в том числе обеспечивать соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с пунктом 4.6.1 ГОСТа включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

Пунктом 4.6.3 ГОСТа установлено, что доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

В соответствии с пунктом 4.6.4 ГОСТа допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. При этом, не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (пункт 4.6.3).

Из обстоятельств дела следует, что административным органом выявлено наличие 22.09.2010 на участке дороги ул.Гоголя от Московского проспекта в сторону Суздальского шоссе, десять не горящих подряд светильников наружного освещения, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Департаментом обязанностей по обеспечению соответствия состояния дороги при ее содержании установленному стандарту.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины Департамента не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры по недопущению совершения правонарушения.

В судебном заседании заявитель пояснил, что мера отключения электроосвещения была вынужденной, поскольку линия электропередач была демонтирована в связи с ремонтными работами на Московском проспекте.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, в силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несут риск возникновения неблагоприятных последствий в результате несовершения им процессуальных действий.

Несмотря на установленную законом обязанность, каких-либо доказательств в подтверждение доводов, изложенных в судебном заседании, в том числе доказательств демонтажа линии электропередач, а также взаимосвязи демонтажа линии на ул.Гоголя с реконструкцией Московского проспекта, заявитель не представил.

Из письма Муниципального учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ г.Ярославля» от 18.10.2010 № 1013/05-02, являющегося заказчиком, в том числе, работ по переустройству сетей наружного освещения в рамках заключенного с СУ-5 ЗАО «Аэродромдорстрой-А» муниципального контракта, усматривается, что ввиду затянувшихся работ по переустройству наружного освещения по Московскому проспекту, имеют место частные отключения освещения по улице Гоголя и других примыкающих к Московскому проспекту улицах. Указанным письмом Учреждение выражает обеспокойство и просит личного вмешательства Начальника СУ-5 ЗАО «Аэродромдорстрой-А» и генерального директора «Промстроймонтаж» в устранении отмеченных замечаний.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Департаментом каких-либо мер по надлежащему исполнению организационно-распорядительных и административных функций, суду не представлено.

Муниципальное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее – Учреждение), созданное Постановлением Мэра г.Ярославля от 19.11.2007 № 3744, находится в функциональном подчинении Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля.

В соответствии с Уставом Муниципального учреждения «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г.Ярославля создано для осуществления функций муниципального заказчика в г.Ярославле на выполнение работ по строительству, содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования мостов и иных транспортных инженерных сооружений, иных объектов городского хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, благоустройству и озеленению территорий города, благоустройству мест массового отдыха. Основной целью деятельности Учреждения является реализация принятых в установленном порядке решений по вопросам, связанным с организацией указанных работ (пункты 1.1, 2.1, 3.1 Устава).

Таким образом, Департамент, являясь учредителем указанного Учреждения, передал ему функции по размещению заказов и заключению муниципальных контрактов (подпункт 11 пункта 3.1 Положения), при этом, контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; обеспечение подготовки нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований бюджета города на указанные цели; принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам; осуществление иных полномочия в области дорожной деятельности, за исключением полномочий, отнесенных к функциям иных структурных подразделений мэрии (подпункт 11.1 пункта 3.1 Положения), остались за Департаментом.

С учетом изложенного, суд считает, что в действиях (бездействии) Департамента городского хозяйства имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 12.34 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Принимая во внимание, что автотранспортные средства являются источником повышенной опасности, нарушение правил содержания автомобильных дорог может повлечь непредвиденные ситуации, привести к повреждению или уничтожению имущества, травмированию или гибели людей. Следовательно, несоблюдение нормативно установленных требований представляет собой большую общественную опасность, может повлечь необратимые последствия, в связи с чем совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования заявителя.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля о признании незаконным постановления Отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по г.Ярославлю от 15.10.2010г. № 76 АЮ 001255 отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова