ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-11896/2021 от 18.02.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-11896/2021

18 марта 2022 года

Резолютивная часть решения принята  февраля 2022 года .

Арбитражный суд Ярославской области

 в составе судьи  Украинцевой Е.П.

при ведении протокола судебного заседания

 помощником судьи Печуриной А.Н.,

рассмотрев в судебном заседании исковое заявление  Публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» (ИНН  7606052264, ОГРН  1057601050011)

к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ИНН 7604032150, ОГРН  1027600685320)

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области (ИНН 7604071938, ОГРН 1047600432230), судебного пристава-исполнителяМежрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Звереву Д.В.,Управления Судебного департамента в Ярославской области (ИНН 7606029762, ОГРН 1027600685771), Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района (ИНН 7621010075, ОГРН 1147627001752)

о признании незаконным отказа  в осуществлении операций по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника;

при участии:

от лиц, участвующих в деле,  – не явились (извещены)

установил:

Публичное акционерное общество «ТНС энерго Ярославль» (далее - ПАО «ТНС энерго Ярославль») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными отказа  Управления Федерального казначейства по Ярославской области в осуществлении операций по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 №76025/21/27025 об обращении взыскания на имущественное право требования к Управлению Судебного департамента в Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента в  Ярославской области. В порядке устранения нарушения прав и законных интересов заявитель просит обязать  Управление Федерального казначейства по Ярославской области  осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования по госконтакту от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента в Ярославской области.

Определением суда от 02.09.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверева Д.В., Управление Судебного департамента в Ярославской области, Муниципальное унитарное предприятие «Энергетический ресурс»  Некрасовского муниципального района (далее - МУП ««Энергетический ресурс»).

В судебном заседании, состоявшемся 16.02.2022, был объявлен перерыв до 18.02.2022 до 14 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.

В связи с введением в Арбитражном суде Ярославской области режима ограниченного доступа в период с 31.01.2022 по 22.02.2022 судебное заседание проведено в открытом  зале судебных заседаний с обеспечением возможности сторонам участвовать в судебном заседании и быть заслушанными судом. 

Стороны и третьи лица, надлежащим образом изведенные о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание своих представителей не направили. В порядке ст. 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотрения спора в отсутствие представителей сторон и  третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ПАО «ТНС энерго Ярославль» наряду с другими лицами является взыскателем в рамках сводного исполнительного производства №2017/17/76025-СД, состоящее из 116 исполнительных производств на общую сумму взыскания 87 111 366,19 руб., а также исполнительский сбор на сумму 793 341,6 руб.,  должником по которому выступает МУП «Энергетический ресурс».

На основании постановления судебного пристава исполнителя Зверевой В.Д. от 06.05.2021 обращено взыскание на имущественное право должника на получение денежные средств по договору оказания услуг от 01.02.2021 №12-2021 на поставку тепловой энергии в размере суммы (цены) контракта до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего постановления суммы контракта). При этом Управлению Судебного департамента в Ярославской области предписано денежные средства перечислить на депозитный счет Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области  (далее - Межрайонное ОСП)  до погашения полной суммы задолженности по исполнительным производствам (но не более общей не выплаченной на дату получения настоящего постановления суммы контракта).

Во исполнение постановления судебного пристава-исполнителя Управление Судебного департамента в Ярославской области подготовило и направило в Управление Федерального казначейства  по Ярославской области заявку на внесение изменений в обязательство, указав реквизиты депозитного счета, на которые необходимо перечислить денежные средства, причитающиеся должнику по государственному контракту от 01.02.2021 №12-2021, а также отсканированную копию постановления.

По результатам контроля информации об изменении контракта от 01.02.2021 №12-2021 протоколом выявленных несоответствий Управления Федерального казначейства  по Ярославской области от 11.06.2021 №1025 установлено несоответствие  в атрибутах бюджетного обязательства условиям контракта. При этом указано, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественные права должника не входят в перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств согласно приложению №3 к Порядку учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета территориальными органами федерального казначейства, утвержденному Приказом Минфина России от 30.10.2020 №258н  (далее - Порядок №258н).

Не согласившись с отказом ответчика о исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, ПАО «ТНС энерго Ярославль» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

            В ходе рассмотрения спора заявителя предъявленные требования поддержал и пояснил, что порядок распределения денежных средств в случае их поступления в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя на депозитный счет Межрайонное ОСП регламентирован ст. 110, 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ и предполагает пропорциональное удовлетворение требований кредиторов по установленной очередности.

Ответчиком предъявленные требования не признаны, представлен письменный отзыв. Позиция ответчика состоит в том, что обращение взыскание на средства бюджета осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ на основании исполнительных документов, которые направляются в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника как получателя бюджетных средств для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета. При этом  постановление пристава-исполнителя, предусматривающее обращение взыскания на имущественное право должника-исполнителя по государственному контракту, не является документом-основанием для внесения изменений в бюджетное обязательство, возникшее на основании указанного государственного контракта. По мнению ответчика в соответствии с Порядком №258н перечень документов, на основании которых возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, является исчерпывающим, в отличие от перечня документов, подтверждающим возникновение денежного обязательства получателя средств федерального бюджета.

Согласно пояснениям  Управления Судебного департамента в Ярославской области заказчик по государственному контракту несет обязанность за своевременную оплату принятой тепловой энергии перед поставщиком услуг, в случае нарушения сроков оплаты, и не имеет возможности исполнить постановление судебного пристава-исполнителя.

Из пояснений  судебного пристава-исполнителя следует, что Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ не исключена возможность обращения взыскания на имущественные права должника, связанные с получением денежных средств от контрагентов за оказанные услуги, поступающих в определенные сроки в ходе исполнения договорных обязательств, установленных на длительный период. По утверждению этого лица принятое им постановление соответствует требованиям закона и не нарушает положения бюджетного законодательства.

            При оценке доводов сторон по существу принятого ответчиком решения суд принимает во внимание следующее.

В целях надлежащего исполнения возбужденного исполнительного производства ст. 68 Федерального закона от 2.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрены меры принудительного исполнения, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Одной из таких мер в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на предусмотренные в этом пункте исключительные права, принадлежащие должнику.

            Исходя из правовой позиции, приведенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.11.2015 по делу N 301-ЭС15-6372, указанные положения закона направлены на расширение мер принудительного исполнения судебных актов, в том числе за счет имущественных прав должника. Вместе с тем реализация этой меры принудительного исполнения не предусматривает возможность замены самого должника в исполнительном производстве на другое лицо, который становится ответственным за исполнение судебных актов о взыскании с должника денежной суммы.

            Соответственно, постановление судебного пристава-исполнителя  Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественные права должника, вынесенное в отношении  МУП ««Энергетический ресурс» не является обращением взыскания на средства бюджета, в рамках которого  установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ.

   Под денежным обязательством согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В абз. 38 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абзац 21 статьи 6 Кодекса). Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (абзац 20 статьи 6 Кодекса).

По смыслу приведенных положений получатель бюджетных средств, имеющий право на исполнение и принятие бюджетных обязательств, может оплатить юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий.

В соответствии с положениями пункта 5 Порядка N 258н постановка на учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве и Сведениями о денежном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графах 2 и 3 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, согласно приложению N 3 к Порядку N 258н (далее соответственно - Перечень, документы-основания, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств).

При этом положениями пункта 8 Порядка N 258н установлено, что Сведения об обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктом 14 графы 2 Перечня, формируются органом Федерального казначейства одновременно с формированием Сведений о денежных обязательствах по данному бюджетному обязательству в полном объеме в сроки, установленные абзацем первым пункта 22 Порядка N 258н.

Согласно положениям пункта 22 Порядка N 258н Сведения о денежных обязательствах формируются органами Федерального казначейства в срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем - седьмом данного пункта.

В соответствии с положениями пункта 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 257н (далее - Порядок N 257н), в случае если Распоряжение о совершении казначейского платежа (далее - Распоряжение) представляется для оплаты денежного обязательства, сформированного органом Федерального казначейства в соответствии с порядком учета обязательств, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с Распоряжением указанный в нем документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства, за исключением документов, содержащих сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.

В силу  п. 9 и 10 Порядка № 258н для внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство формируются Сведения о бюджетном обязательстве в соответствии с положениями пункта 8 Порядка №258н с указанием учетного номера бюджетного обязательства, в которое вносится изменение. В случае внесения изменений в бюджетное обязательство без внесения изменений в документ-основание, а также в связи с внесением изменений в документ-основание, содержащийся в информационных системах, указанный документ-основание в Федеральное казначейство повторно не представляется.

В приложении №1 «Реквизиты Сведений о бюджетном обязательстве» к Порядку №258н предусмотрено, что в качестве вида документа-основания указывается один из следующих видов документов: "контракт", "договор", "соглашение", "нормативный правовой акт", "исполнительный документ", "решение налогового органа", "извещение об осуществлении закупки", "приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)", "проект контракта", "иное основание". При этом в реквизитах контрагента/взыскателя по исполнительному документу/решению налогового органа указывается наименование поставщика (подрядчика, исполнителя, получателя денежных средств) по документу-основанию (далее - контрагент) в соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) на основании документа-основания, фамилия, имя, отчество физического лица на основании документа-основания.

            Из содержания перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей  средств федерального бюджета, приведенного в Приложении №3  к Порядку №258н следует, что документом, на основании которого возникает бюджетное обязательство и документом, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателя средств федерального бюджета может быть иной документ, в соответствии с которым возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета, в том числе представляемый для оплаты в иностранной валюте (п. 14 таблицы).

Таким образом, суд полагает несостоятельными доводы ответчика о невозможности внесения изменений в принятое к учету бюджетное обязательство по государственному контракту от 01.02.2021 №12-2021, заключенному между Управлением Судебного департамента в Ярославской области  и МУП ««Энергетический ресурс», в связи с вынесением постановления судебного пристава-исполнителя  Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественные права должника, вынесенное в отношении  МУП ««Энергетический ресурс».

Наличие законных оснований для отказа Управления Федерального казначейства по Ярославской области в осуществлении операций по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Зверевой В.Д. от 06.05.2021 №76025/21/27025 об обращении взыскания на имущественное право требования МУП «Энергетический ресурс» к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 ответчиком в ходе рассмотрения дела не доказано и судом по материалам дела не установлено.

Следовательно, оспариваемое решение Управления Федерального казначейства по Ярославской области является незаконным полностью, поэтому требования заявителя подлежат удовлетворению.

При определении способа устранения нарушения прав и законных интересов суд учитывает следующее.

Пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ определено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия; принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

По смыслу положений главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя при подаче заявления, не является самостоятельным требованием. Такое требование рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.

Согласно положениям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суд выбирает способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этим незаконным решением, и быть обусловленной существом спора и предметом заявленных требований. Определение надлежащего способа устранения нарушения права входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.

В данном случае в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов взыскателей по исполнительному производству   суд  полагает необходимым  обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя и осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента Ярославской области в течение 5 рабочих дней после вступления в законную силу решения суда.

На основании платежного поручения от 30.07.2021 №10728  заявителем перечислена в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 3 000  рублей. В соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ  Управления Федерального казначейства по Ярославской области в осуществлении операций по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 №76025/21/27025 об обращении взыскания на имущественное право требования Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента Ярославской области.

Обязать Управление Федерального казначейства по Ярославской области устранить нарушение прав и законных интересов  Публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» и   осуществить операции по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области Зверевой В.Д. от 06.05.2021 об обращении взыскания на имущественное право требования Муниципального унитарного предприятия «Энергетический ресурс» Некрасовского муниципального района к Управлению Судебного департамента Ярославской области по государственному контакту  от 01.02.2021 № 12-2021 на лицевом счете, открытом Управлению Судебного департамента Ярославской области в течение 5 рабочих дней после вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Ярославской области в пользу Публичного акционерного общества «ТНС энерго Ярославль» 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.  Исполнительный лист выдать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Украинцева Е.П.