Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль Дело № А82-12040/2010-31
08.12.2010г.
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2010г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.Л.Ловыгиной,
При ведении протокола судебного заседания секретарем Ерофеевой Н.П.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ярославский завод технологической оснастки»
об оспаривании постановления № 22-19 от 25.10.2010г., вынесенного Государственным инспектором Ярославской области по охране природы, о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
3-е л. Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура
при участии:
от заявителя – Мельников С.Ю.- пред. по дов. от 15.11.2010г.,
от административного органа – Лайтман О.В. – пред. по довер. от 05.05.2010г., Андрианова О.А.- пред. по дов. от 03.09.10г.
3-е л. Огриневич Е.М. удост. № 074389
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ярославский завод технологической оснастки» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления от 25.10.2010г. № 22-19, вынесенного государственным инспектором Ярославской области по охране природы Департамента по охране окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс).
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения.
Административный орган настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
Прокурор, привлеченный судом к участию в деле, также настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Ярославский завод технологической оснастки». В ходе проверки было установлено, что на предприятии отсутствует производственный экологический контроль ( не представлены сведения о лицах, ответственных за проведение контроля, об организации экологической службы, отсутствуют результаты производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха).
По данному факту Ярославским межрайонным природоохранным прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого принято постановление о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.
Статьей 30 того же Федерального закона предусмотрено, что на организации, имеющие стационарные источники выбросов вредных веществ, возложена обязанность по разработке предельно допустимых выбросов вредного физического воздействия на атмосферный воздух и предоставлению органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, необходимой информации по вопросам охраны атмосферного воздуха.
Статья 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает обязанности субъектов хозяйственной деятельности по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).
Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
Исходя из требований вышеизложенных нормативных актовследует, что обязанность по соблюдению вышеуказанных экологических требований возлагается на организации, фактически осуществляющие эксплуатацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Судом установлено, что предприятие имеет стационарные источники, осуществляющие выброс загрязняющие веществ в атмосферный воздух.
Однако, доказательств соблюдения указанных требований природоохранного законодательства Обществом не представлено.
Административным органом установлено, что на предприятии не назначены лица ответственные за проведение производственного экологического контроля, не организована экологическая служба, не представлены результаты экологического контроля за охраной атмосферного воздуха,что является нарушением приведенных норм законодательства.
Таким образом, непринятие Обществом указанных мер образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ, в связи с чем Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
В соответствии с п.19 Постановления Пленума высшего Арбитражного Суда российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании Постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суд может признать в качестве смягчающих обстоятельства, не указанные в КОАП РФ или законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства смягчающими независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела.
Обстоятельства, свидетельствующие о принятии заявителем мер, направленных на устранение выявленных нарушений, суд расценивает в качестве смягчающих вину обстоятельств, и признает незаконным оспариваемое Постановление в части применения меры ответственности. С учетом фактических обстоятельств, суд определяет в качестве меры административного воздействия- предупреждение, что не противоречит санкции статьи 8.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и изменить постановление Департамента по охране окружающей среды и природопользования Ярославской области о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО «Ярославский завод технологической оснастки» от 25.10.2010г. № 22-19 в части наложения штрафа в размере 20000 рублей, определив наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Н.Л.Ловыгина