АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-1210/2017
28 марта 2017 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя Медведчук Оксаны Вадимовны (ИНН 760208994091, ОГРН 304760205500098) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (ИНН 7606052909, ОГРН 1057601079470) №28 от 17.01.2017 «по делу об административном правонарушении»
установил:
Индивидуальный предприниматель Медведчук Оксана Вадимовна (ИНН 760208994091, ОГРН 304760205500098) (далее по тексту – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области «по делу об административном правонарушении» №28 от 17.01.2017 .
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительной информации.
Указанным постановлением заявитель привлечена к административной ответственности в виде 20 000 рублей штрафа – за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, в нарушение требований части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Заявитель полагает, что в ее действиях отсутствует вменяемый ей состав правонарушения.
Административный орган настаивает на законности принятого им постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Изучив собранные по делу правовые позиции сторон и представленные по делу доказательства, суд установил следующее.
08.12.16 Управлением, в рамках Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лип и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ - 294), согласно распоряжению руководителя Управления Роспотребнадзора по Ярославской области № 1957 от 05.12.2016 г., была проведена внеплановая выездная проверка в магазине «Автолига», принадлежащем ИП Медведчук О.В.. по адресу: г. Ярославль, пр.Октября, д. 34/21.
В ходе проверки Управлением был установлен факт реализация без необходимой, достоверной информации для потребителей на маркировке, потребительской упаковке товара, а именно:
- зимняя жидкость для омывателя стекла, торговой марки LIQUI MOLY «ANTIFROST», производства ЗАО «Обнинскоргсинтез» Калужская область, г. Обнинск, емкостью 4 литра, остаток - 3 единицы;
- незамерзающая жидкость «Hi-Gear Radar»-17C, производства ООО «Автохимпроект» Россия, емкостью 5 литров, остаток 3 единицы;
- предлагались к реализации без информации о государственной регистрации продукции (на потребительской упаковке, маркировке не указаны помер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации), о способах утилизации;
- стеклоомыватель «SIBIRIA»-20 C, производитель ООО «Дзержинский завод органического синтеза», Нижегородская обл., г. Дзержинск, емкостью 4 литра, остаток 3 единицы, - без информации о государственной регистрации продукции (на потребительской упаковке, маркировке не указаны номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации);
- жидкость стеклоомывающая низкозамерзающая - 20С «Чисто плюс» на потребительской упаковке, маркировке указан производитель: ООО НПО «Органик-Прогресс», Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Самохвалова, д.6 Е, офис 17, дата изготовления 10.2015г. (предъявлено свидетельство о государственной регистрации №RU.40.0105015.Е.003966.09.11 от 15.09.2011г., изготовитель(производитель): ООО НПО «Органик-Прогресс». 606029, .Нижегородская обл.. г. Дзержинск, ул.Петрищева, д.2, оф.354А), - без информации о государственной регистрации продукции (на потребительской упаковке, маркировке не указаны номер и дата выдачи свидетельства о государственной регистрации, свидетельство о государственной регистрации не предъявлено).
Действиями ответчика нарушены ст.8, ст. 10, ст.7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п.11 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55; п.3.3.1.2 ГОСТ 32478-2013 «Товары бытовой химии. Общие технический требования»; раздел 2, п. 1.4 раздел 5 подраздела II, п.ЗО раздела VI Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском союзе»; п.102, и.104 Приказа № 781 от 23.01.2012г. «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов впервые ввозимых на таможенную территорию таможенного союза».
Подробно выявленные при проверке нарушения изложены в материалах проверки.
По данному факту должностным лицом ответчика в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого ответчиком было вынесено оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Сочтя названное постановление незаконным, Медведчук О.В. обжаловала его в арбитражный суд.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Часть 1 статьи 14.43 КоАПРФ предусматривает административную ответственность за – «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей».
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Закона, потребитель имеет право па то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги} для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. В данном случае безопасность товара подтверждается свидетельством о государственной регистрации продукции.
В соответствии со статьей 10 Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе информация об обязательном подтверждении соответствия товаров. Информация, предусмотренная пунктом 2 статьи 10 Закона, доводится до потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Аналогичная позиция изложена в пункте 11,12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1901.98 № 55.
С 1 июля 2010 года в силу Соглашения таможенного союза по санитарным мерам и началом перемещения товаров в соответствии с новыми правилами таможенного союза.
Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 299 утверждены Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза; Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза. Свидетельства о государственной регистрации, оформляемые по единой форме и действительные на всей территории таможенного союза, оформляются в Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 19 сентября 2011 г. Минюстом России зарегистрирован приказ Роспотребнадзора № 742 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. № 290» (Регистрационный номер № 22488 от 02 декабря 2011 г.). Указанным приказом дополнен перечень продукции (подконтрольных товаров), государственную регистрацию которых осуществляют территориальные органы Роспотребнадзора. На данном этапе государственную регистрацию товаров бытовой химии могут осуществлять территориальные органы Роспотребнадзора.
Согласно раздела II Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском союзе» продукция (товары) бытовой химии входит в Перечень продукции подлежащей государственной регистрации.
Согласно п.3.3.1.2 ГОСТ 32478-2013 «Товары бытовой химии. Общие технический требован! я» маркировка должна содержать информацию о способе утилизации, если средство не может быгь утилизировано как бытовой отход.
В соответствии с п 1.4.1. раздел 5 подраздела II указанного документа, потребительская маркировка синтетических моющих средств и товаров бытовой химии должна быть нанесена четкими, разборчивыми, легко заметными и несмываемыми буквами, устойчивыми к воздействию химических веществ, климатических факторов, сохраняться в течение всего срока использования продукции.
Согласно п. 102, Приказа № 781 от 23.01.2012г. «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарстве иных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов впервые ввозимых на таможенную территорию таможенного союза» в случае реорганизации юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, а также изменения места жительства индивидуального предпринимателя -изготовителя (поставщика) продукции или заявителя, изменения наименования продукции и формы выпуска, изменения области применения продукции или решения суда в Роспотребнадзор или его территориальный орган подается заявление о внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции с приложением документов, подтверждающих указанные изменения, а также документов, подтверждающих переход прав и обязанностей, связанных с изготовлением продукции, от реорганизованного юридического лица правопреемнику (в случае реорганизации юридического лица);
Согласно п. 104 Приказа, при внесении изменений в свидетельство о государственной регистрации продукции выдается свидетельство о государственной регистрации продукции взамен переоформляемого, с присвоением номера и даты, соответствующих моменту внесения изменений.
Таким образом, соответствующую обязанность у предпринимателя следует считать установленной.
Фактические обстоятельства подтверждены материалами дела – а именно, актом проверки от 29.10.2015 № 2675; заявителем по существу не оспаривались; судом считаются установленными.
Заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено суду необходимых и достаточных доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению соответствующей обязанности в отношении соблюдения прав и законных интересов потребителей.
Соответственно, суд считает, что в действиях Общества правомерно был установлен вменяемый ему состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Административная ответственность была административным органом приведена в порядке, в минимальном размере и в сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Судом из материалов дела не усматривается процессуальных нарушений, допущенных ответчиком при производстве административного дела, а также обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом правонарушения; исходя из того, что рассматриваемая проверка была внеплановой; проводилась по обращению потребителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Судья А.В. Глызина