ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-12330/13 от 11.12.2013 АС Ярославской области



Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-12330/2013

16 декабря 2013г.

Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Калашниковой С.С.

рассмотрев заявление открытого акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль»  (ИНН 7604012347, ОГРН 1027600677554)

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору   (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240)

о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2013 № 6.2-365-пл-Пс/0122-2013 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ

3-е лицо Прокуратура Ярославской области

при участии:

от заявителя: Скачков С.М.- пред. по дов. от 01.01.13г

от ответчика: Шабалкина М.Ю.- пред. по дов. от 24.12.2012г.

3-е л. – не явился

установил:

Открытое акционерное общество «Газпром газораспределение Ярославль» (ранее ОАО «Ярославльоблгаз» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) от 03.06.2013 № 6.2-365пл-ПС/0122-2013 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, полагает, что проверка проведена с грубым нарушением закона, в части срока проведения проверки.

Прокурор в судебное заседание не явился, представил пояснения по заявленным требованиям.

Представитель Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заявленные требования не признала, настаивает на законности вынесенного постановления.

Рассмотрев представленные сторонами документы, заслушав пояснения сторон, суд установил следующее.

Заявителю эксплуатирует опасные производственные объекты : станция газонаполнительная; участок транспортный; установка резервуарная; участок транспортирования опасных веществ, расположенные в г. Ярославль, ул Гагарина,52

Оспариваемым постановлением Общество   привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб. за нарушение требований промышленной безопасности при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Постановление вынесено на основании протокола об административном правонарушении от 30.08.2013, составленным по результатам плановой выездной проверки..

Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В статье 4 Закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( далее Закон) определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно статье 3 названного закона, требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Исходя из приведенных норм, объектом правонарушения, по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленной безопасности, возникающие в ходе обеспечения защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах. Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.

В статье 9 Закона N 116-ФЗ закреплены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе в пункте 1, обязательные для организации, эксплуатирующей такой объект.

В частности, установлены обязанности соблюдать положения Закона N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

С учетом указанного, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект и не исполнившая предусмотренные Законом N 116-ФЗ обязанности, направленные на обеспечение промышленной безопасности, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч.3 ст.16 Закона № 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 16 Закона N 116-ФЗ плановая проверка может быть проведена по истечении одного года с момента проведения последней плановой проверки, а также пункту 15 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), согласно которому специальным федеральным законом может устанавливаться иная периодичность проведения проверок.

Согласно Закону N 294-ФЗ названный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

В силу пункта 4 статьи 1 Закона 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора), в том числе: лицензионного контроля; федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 116-ФЗ правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

Статьей 16 названного Закона под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.

Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 16 Закона N 116-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 10 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 116-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

а) принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов;

б) регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;

в) окончания проведения последней плановой проверки.

В данном случае основанием для включения плановой проверки Общества в ежегодный план проведения плановых проверок является дата окончания проведения последней плановой проверки.

Судом установлено, что предыдущая плановая проверка проводилась в период с 05-21 июня 2012года, а текущем году проверка проведена с 31 мая по 05 июня 2013г. Таким образом, проверка, в отношении общества проведена с нарушением требований подпункта "в" пункта 5 статьи 16 Закона N 116-ФЗ, устанавливающего возможность включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок по истечении одного года со дня окончания последней плановой проверки.

Однако Закон N 116-ФЗ не предусматривает перечня нарушений, которые относятся к грубым и являются основанием для признания недействительным результатов проверки. Не содержится такого основания ( как нарушение периодичности, установленной Законом № 116-ФЗ) для признания недействительным результатов проверки, как проведенной с грубым нарушением закона и в статье 20 Закона N 294-ФЗ.

Административным органом установлено, что Обществом осуществляется эксплуатация компрессоров при отсутствии наладки (значений) установок автоматики безопасности, сигнализации и блокировок (нарушение п. 5.12.11 ПБ 12-609-03); на испытательном стенде по настройке предохранительных клапанов установлен манометр с разбитым стеклом и стекшим сроком поверки ( п. 5.12.19 ПБ 12-609-03); выведенное из эксплуатации оборудование не отсоединено от баллонов с помощью заглушек (п.6.8 ПБ 12-609-03); обход газопроводов проводится некачественно ( п.5.3.15 ПБ 12-609-03); лица ответственные за безопасное производство работ, крановщики и стропальщики не ознакомлены с картами погрузки, выгрузки, складирования грузов ( п. 9.5.13 ПБ 10-382-00); отсутствует запись в паспорте крана ( п.3.9.20 ПБ 10-382-00); в производственные инструкции крановщика, стропальщика не внесены приложения обмена знаковой сигнализацией ( п. 9.5.14 ПБ 10-382-00); в организации более 6 месяцев не проводился повторный инструктаж по безопасности ( п. 19,23 РД 03-20-2007); у слесаря по обслуживанию грузоподъемного крана отсутствует производственная инструкция (п. 9.4.26 ПБ 10-382-00); не герметичная гидравлическая система подъемного крана ( п. 2.11.2 (1) ПБ 10-382-00); на табличке грузоподъемного крана не указана паспортная грузоподъемность ( п. 9.5.5 ПБ 10-382-00); на участке производства работ краном допускается нахождение неисправного грузозахватного приспособления ( п. 9.5.6 ПБ 10-382-00); не представлено заявление об установлении индивидуального шифра клейма ( п. 10.2.8 ПБ 03-576-03); не определен порядок сохранности клейм с шифрами ( РД 12-06-2007); не проводится дополнительная проверка рабочих манометров ( п.5.3.11 ПБ 03-576-03); не указан в инструкции порядок аварийной остановки сосудов, работающих под давлением и последующий пуск их в эксплуатацию ( п.7.3.1 ПБ 03-576-03); не установлены между манометрами и сосудами-ресиверами 3-х ходовые краны ( п. 5.3.7 ПБ 03-576-03).

Выявленные нарушения по существу Обществом не оспариваются.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом предприняты исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что невыполнение установленных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля Управления при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств, принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

Таким образом, суд полагает, что в действиях (бездействии) Общества имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу административным органом не допущено.

При назначении административного штрафа учтены фактические обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.

При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для признания незаконным оспариваемого постановления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).

Судья Н.Л.Ловыгина