ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-12377/16 от 31.10.2016 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-12377/2016

08 ноября 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена 31.10.2016.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Коуровой Я.С.,

помощником судьи Покровской О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»   (ИНН 7627008690, ОГРН 1027601598793)

об оспаривании постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»   (ИНН 7702609639, ОГРН 1067746766240) от 31.08.2016 № 6.2-427пл-Пр/0095я-2016

при участии:

от заявителя   – Ивушкин А.А. – директор; Шашин А.В.по довер. от 01.10.2016;

от административного органа   – Каткова Е.Ю. по довер. от 29.12.2015;

установил:

Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»  (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.08.2016 № 6.2-427пл-Пр/0095я-2016 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Заявитель считает, что Учреждение не является субъектом правонарушения, поскольку опасный производственный объект не эксплуатирует. Указывает, что данный объект передан ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж» по договору на эксплуатацию и обслуживание от 04.04.2016 № 7/ок-2016. Указанное лицо зарегистрировало производственный объект на свое имя, что подтверждается свидетельством о регистрации А18-04391 от 22.08.2016.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования. Указывает, что на момент проведения проверки опасный производственный объект был зарегистрирован за Учреждением, кроме того, считает, что исходя из смысла договора, опасный производственный объект передан Обществу на обслуживание.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.

Центральным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения врио заместителя руководителя Управления от 25.07.2016 № Я-427-пр проведена плановая выездная проверка в отношении Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха» с целью осуществления контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления, III класс опасности, рег. № А18-04091-0001, расположенного по адресу: Ярославская обл., п/о Красные Ткачи, дер.Карабиха, ул.Школьная, д.2А.

В ходе проверки установлено невыполнение обязательных требований промышленной безопасности, установленных статьей 9, пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктом 3.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, пунктом 3 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, пунктом 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 – положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах не содержит порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах, порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; в пункте 2.5 Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности неверно оказан срок предоставления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; не обеспечено проведение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности директора Ивушкина А.А. в объеме, соответствующем должностным обязанностям (действие удостоверения № 18-09-1825-01 истекло 24.07.2012), заместителя директора Сарычева А.В. (удостоверение 18-09-1825-02 истекло 24.07.2012, инженера хозяйственного отдела Башкировой Л.В. (аттестационное удостоверение № 18-12-2835-01 не содержит область аттестации: объекты газораспределения и газопотребления); у Учреждения отсутствует документы, регламентирующий расследование причин инцидентов на опасном производственном объекте.

Результаты проверки оформлены актом № 6.2-427пл-А/0109я-2016 от 26.08.2016.

Усмотрев в действиях (бездействии) Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»  признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, 26.08.2016 государственным инспектором Центрального Управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении № 6.2-427пл-Пр/0095я-2016, по результатам рассмотрения которого 31.08.2016 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая законность вынесенного постановления, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 указанного Закона под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 9, статьей 11 Закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Оспариваемым постановлением Учреждению вменяется нарушение требований промышленной безопасности, а именно - нарушение требований, установленных пунктом 3.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, пунктом 3 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, пунктом 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.

Согласно пункту 1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, настоящие Правила устанавливают обязательные требования к организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты.

В соответствии с пунктом 2 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, Положение устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

В силу пунктов 4, 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, эксплуатирующих объект, на котором произошла авария, инцидент или случай утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, и которые в силу своих функциональных или должностных обязанностей связаны с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на происшедших поднадзорных Службе объектах и включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах.

Таким образом, указанные нормативные правовые акты распространяют свое действие на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

Как следует из обстоятельств рассматриваемого дела, опасный производственный объект – сеть газопотребления, III класс опасности, рег. № А18-04091-0001, расположенный по адресу: Ярославская обл., п/о Красные Ткачи, дер.Карабиха, ул.Школьная, д.2А, передан ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж» по договору на эксплуатацию и обслуживание от 04.04.2016 № 7/ок-2016, а также акту приема передачи.

03.08.2016 Учреждение обратилось в контролирующий орган с заявлением об исключении из государственного реестра опасного производственного объекта в связи с передачей его на эксплуатацию и обслуживание ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж».

Письмом Центрального управления Ростехнадзора от 05.08.2016 № 06-18/3152 заявителю разъяснено о необходимости обращения эксплуатирующей организации с заявлением о внесении изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи с изменениями сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве о регистрации или карте учета опасного производственного объекта.

15.08.2016 опасный производственный объект зарегистрирован за ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж», что подтверждается свидетельством о регистрации А18-04391 от 22.08.2016.

06.09.2016 Учреждение вновь обратилось в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением об исключении из реестра опасного производственного объекта в связи с передачей его на эксплуатацию и обслуживание ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж».

Письмом от 03.10.2016 № 06-18/4152 Управление сообщило заявителю об исключении объекта из реестра в связи с передачей прав на эксплуатацию.

Таким образом, на момент начала проведения проверки (18.08.2016) опасный производственный объект был передан ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж» по договору на эксплуатацию и обслуживание от 04.04.2016 № 7/ок-2016.

Передача указанного объекта ООО «ТеплоЭнергоСтройМонтаж» по договору явилась основанием для внесения 15.08.2016 изменений в реестр опасных производственных объектов в связи с изменениями сведений, содержащихся в ранее выданном свидетельстве, в части изменения лица, эксплуатирующего опасный производственный объект, что подтверждается свидетельством о регистрации А18-04391 от 22.08.2016.

Внесение 15.08.2016 изменений в реестр опасных производственных объектов свидетельствует о том, что контролирующий орган признал фактическую передачу Учреждением опасного производственного объекта в эксплуатацию Обществу с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоСтройМонтаж», в связи с чем доводы представителя административного органа о том, что объект, исходя из смысла договора передан не для эксплуатации, а для обслуживания, суд признает необоснованными.

Таким образом, указанные обстоятельства дела позволяют сделать вывод о том, что на момент проведения проверки опасный производственный объект выбыл из эксплуатации Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха», в связи с чем у Учреждения отсутствовала обязанность по выполнению требований   Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263, Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.

Таким образом, исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу, привлечение Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности является незаконным, в связи с чем требование заявителя подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.08.2016 № 6.2-427пл-Пр/0095я-2016 о привлечении Государственного автономного учреждения культуры Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»  (ИНН 7627008690, ОГРН 1027601598793) к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья Т.Б.Краснова