ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-123/09 от 26.01.2009 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль Дело № А82-123/2009-39

27.01.2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2009г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой

При ведении протокола судебного заседания судьей Т.Б.Красновой

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Инфоцентр»

об оспаривании постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области №   13-45  от 25.12.2008г. о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя –   Власенко И.А. – довер. от 01.01.2009г.,

от административного органа –   Лайтман О.В. – довер. от 04.05.2008г., Ситников А.Ю. – довер. от 26.01.2009г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Инфоцентр» обратилось в арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области от 25.12.2008г. № 13-45 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ, Кодекс).

Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что совершенное Обществом правонарушение является малозначительным. Общество осуществляет торговую деятельность строительными и отделочными материалами, в процессе которой образуется мусор от уборки помещений магазина площадью не более 100 кв.м. и прилегающей территории. Указывает, что Обществом предприняты действия по минимизации негативного воздействия на окружающую среду – заключен договор с Гаврилов-Ямским муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства по вывозу и захоронению твердых бытовых отходов. Ссылается также на тяжелое финансовое положение и значительность суммы штрафа, а также на процессуальные нарушения при проведении проверки.

Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Инфоцентр» природоохранного законодательства, в ходе которой установлено, что Обществом осуществляется предпринимательская деятельность в сфере торговли строительными и отделочными материалами через магазин «Агат-2», расположенный по адресу: Ярославская обл., г.Гаврилов-Ям, ул.Менжинского, д.53. В результате деятельности образуются отходы, а также мусор от уборки помещений и прилегающей территории. При этом, у Общества отсутствует разрешительная природоохранная документация (отсутствуют лимиты на размещение отходов производства и потребления).

Усмотрев в действиях ООО «Инфоцентр» признаки нарушения природоохранного законодательства, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, заместитель прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в присутствии директора Общества вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 16.12.2008г., которое направил в Департамент охраны окружающей среды для рассмотрения.

По результатам рассмотрения дела Старшим государственным инспектором Ярославской области по охране природы вынесено постановление от 25.12.2008 N 13-45 о привлечении ООО «Инфоцентр» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Оспариваемым постановлением ООО «Инфоцентр» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и др.

Статьей 51 указанного закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статьи 24 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования лимитов на их размещение".

Ответственность за несоблюдение экологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Как установлено административным органом и не оспаривается заявителем, Общество осуществляет деятельность по реализации строительных и отделочных материалов. В процессе деятельности у Общества образуются твердые бытовые отходы, вывоз и захоронение которых осуществляется Гаврилов-Ямским муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с заключенным договором № 96 от 28.12.2007г.

Поскольку лимиты на размещение отходов у Общества отсутствуют, в его действиях (бездействии) содержится состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Доводы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения судом отклоняются.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998г. «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Нарушение указанного Федерального закона, а также иных экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления нарушают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, оценив характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, суд не находит оснований для признания его малозначительным.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью «Инфоцентр» о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 13-45 от 25.12.2008г., вынесенного Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова