ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-12435/12 от 07.12.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело № А82-12435/2012 13 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2012 года.

Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2012 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе   судьи Мухиной Е.В.

при ведении протокола судебного заседания   помощником судьи Семеновой Т.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Доступные окна"

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения и предписания по делу о нарушении законодательства о рекламе, о взыскании судебных расходов

при участии

от заявителя  - ФИО1, доверенность от 19.09.2012г.

от ответчика   – ФИО2, доверенность от 23.11.2012г.

установил  :

Общество с ограниченной ответственностью «Доступные окна» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу №04-01/30-12 от 01.08.2012г., а также о взыскании  расходов на оплату услуг представителя в размере 17300 руб.

Заявитель указанные акты считает незаконными, полагает, что размещенная в газете «Рико экспресс» 02.04.2012г. реклама не содержит недостоверных сведений в части порядка оплаты, поскольку в силу статьи 489 Гражданского кодекса РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Фактически, для покупателя оплата товара происходила в рассрочку – путем оплаты ежемесячных платежей в счет погашения долга по кредитному договору, заключенному с банком (ООО «Русфинанс Банк»).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области заявленные требования не признает, настаивает на правомерности оспариваемых актов, так как при рассмотрении дела ответчиком установлено, что товар продавался без предоставления рассрочки платежа (о чем указано в рекламе), но покупателю предоставлялась возможность заключения кредитного договора с банком, в чей адрес впоследствии в соответствии с условиями кредитного догоовра и производил платежи покупатель. Поскольку правовая природа и возможные последствия неисполнения обязательств по договору купли-продажи с рассрочкой платежа и по кредитному договору различны, ответчик считает рассматриваемую рекламу недостоверной. Возражает против взыскания судебных расходов заявителя с УФАС по Ярославской области.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

02 апреля 2012г. на странице 8 газеты «Рико экспресс» №14 (№696) размещена реклама следующего содержания: «Доступные окна. Высокое качество по разумной цене. Остекление квартир, лоджий и домов. Беспроцентная рассрочка!* 0% переплата. 0% взнос. 12 месяцев. *Услуга предоставляется ООО «Русфинанс Банк» лицам старше 22 лет на сумму от 2250 до 200 000 руб. Полная сумма, подлежащая уплате банку, не превышает сумму договора с ООО «Доступные окна». Срок действия программы до 03.07.2012г.» (телефоны, адреса, эскизы окон).

Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»), поскольку в рекламе речь идет о приобретении товаров в рассрочку, однако ООО «Русфинанс Банк» предоставляет клиентам ООО «Доступные окна» кредиты на приобретение товаров Общества, что свидетельствует о ином характере правоотношений и порядка оплаты товара, а следовательно, о недостоверности информации в рекламе ООО «Доступные окна».

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация обладает всеми вышеперечисленными признаками рекламы и, следовательно, является рекламой.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, признается ненадлежащей. В силу части 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверная реклама не допускается. Пункт 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» относит к недостоверной рекламу, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретение товара.

Установив недостоверные сведения в части порядка оплаты товара, Комиссия УФАС по Ярославской области 1 августа 2012г. вынесла Решение по делу №04-01/30-12, пунктом 1 которого признала рассматриваемую рекламу ненадлежащей, поскольку нарушены требования пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а пунктом 2 указала на необходимость выдачи ООО «Доступные окна» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Предписанием от 01 августа 2012г. ООО «Доступные окна» предписано прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: прекратить размещение рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о порядке и условиях оплаты товаров и услуг, производимых ООО «Доступные окна».

Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Судом установено, что между ООО «Доступные окна» (Организация) и ООО «Русфинанс Банк» (Банк) 09 июля 2010г. заключено соглашение №05/07-2010-ИВН, которое регулирует взаимоотношения сторон в связи с предоставлением Банком кредитов Клиентам для приобретения товаров у Организации.

В материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие договорных отношений между ООО «Доступные окна» и гражданкой ФИО3 (договор купли-продажи от 10 июня 2012г.), в соответствии с которым покупатель оплачивает полную стоимость товара (в том числе доставку и монтаж) до даты монтажа, а также кредитный договор (заявление, одобренное и исполненное Банком путем перечисления полной стоимости товара по договору купли-продажи на счет ООО «Доступные окна») от 10 июня 2012г. между ООО «Русфинанс Банк» и гражданкой ФИО3 Согласно пояснениям сторон, именно таким образом оформляются все взаимоотношения ООО «Доступные окна» с клиентами, нуждающимися в рассрочке платежа.

Статьей 486 Гражданского кодекса РФ установлено, что покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

Согласно статье 488 Гражданского кодекса РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен, в срок, определенный в соответствии со статьей 314 настоящего Кодекса.

В силу статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. Договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей.

Как установлено судом, заключаемые ООО «Доступные окна» договоры с клиентами не содержат условий о рассрочке платежа. Денежные средства по договорам купли-продажи заявитель получает в следующем порядке: 50% предварительная оплата в момент подписания договора и 50% - полная оплата до даты монтажа окон. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для вывода о продаже ООО «Доступные окна» товара в кредит с рассрочкой платежа в соответствии с положениями статей 488 и 489 ГК РФ, в связи с чем суд считает вывод антимонопольного органа – обоснованным, рассматриваемую рекламу в части порядка оплаты – недостоверной, оспариваемые решение и предписание – соответствующими закону.

Основания для взыскания судебных расходов заявителя с УФАС по Ярославской области отсутствуют.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в месячный срок.

Судья Е.В. Мухина