150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-12678/2020 |
22 апреля 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 6 апреля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 22 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Харламовой О.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарапун Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества "СГ-транс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Москва
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "АГАТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ярославль
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Ярославль, акционерного общества «ВРК-3» (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Москва, закрытого акционерного общества "БУРЛАК" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Пермь
о взыскании 626 785 руб. 05 коп.
при участии в предварительном судебном заседании представителей сторон:
- от истца: ФИО2 – представителя, доверенность от 20.12.19 № 232;
- от ответчика: ФИО3 – представителя, доверенность от 07.04.20;
- от третьих лиц: не явились.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Ярославской области с иском к ООО «Агат» о взыскании убытков в виде стоимости поврежденного имущества в сумме 626 785 руб. 05 коп. обратилось АО "СГ-транс"
Ответчик отзывом иск оспорил, по основаниям, изложенным в отзыве.
Определением от 30.09.20 суд согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, индивидуального предпринимателя ФИО1.
Определением от 30.09.20 суд согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, АО «ВРК-3».
Определением от 09.12.20 суд принял к рассмотрению ходатайство ответчика об исключении из числа доказательств: акта приема-передачи узлов от 24.12.19 № 14, акта о выполненных работах (оказанных услугах) от 24.12.19 № 25, акта приема-передачи узлов и деталей от 24.12.19 № 25.
Определением от 25.01.21 суд согласно ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ привлек к участию в процессе в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора,ЗАО "БУРЛАК".
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте разрешения спора, в судебное заседание не явились, что по правилам ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ не препятствует рассмотрению дела без его участия.
Ходатайство ответчика об исключении из числа доказательств: акта приема-передачи узлов от 24.12.19 № 14, акта о выполненных работах (оказанных услугах) от 24.12.19 № 25, акта приема-передачи узлов и деталей от 24.12.19 № 25 судом рассмотрено и отклонено, поскольку исключение оспариваемых доказательств возможно только в рамках заявления о фальсификации доказательств.
В соответствии с п. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании 06.04.21 объявлена резолютивная часть решения.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Правоотношения сторон основаны на договоре об организации перевозок грузов автомобильным транспортом от 01.06.19 № 04-201-19-ВХ, согласно п. 1.1 которого перевозчик обязуется по заявкам отправителя доставлять автомобильным транспортом, вверенный ему отправителем груз (детали и колесные пары железнодорожного подвижного состава) и выдавать груз указанному в заявке получателю, а отправитель обязуется уплатить установленную настоящим договором плату за перевозку. Перевозка грузов осуществляется на основании заявок на перевозку груза, составленных по форме приложения № 1 к настоящему договору.
В соответствии с п. 1.2. договора в случаях, не предусмотренных настоящим договором, стороны руководствуются положениями Федерального закона от 08.11.07 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 15.04.11 №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» и иными нормативными документами, регулирующими деятельность по автомобильным перевозкам грузов.
В силу п. 2.7 договора недостача, повреждение, утрата или гибель груза удостоверяются записью в товарно-транспортной накладной и актом, составленным в соответствии с Правилами перевозки грузов
Согласно п. 3.17 договора перевозчик обязан нести ответственность за сохранность принятого к перевозке груза и обеспечивать сохранность пломб, наложенных отправителем, до момента передачи груза грузополучателю.
В рамках указанного договора, 04.12.19 стороны подписали заявку на перевозку груза автомобильным транспортном, согласно которой ответчик (перевозчик) принял на себя обязательство оказать истцу (заказчику) услугу по перевозке груза на автомобиле ДАФ № А846СН76, по согласованному сторонами маршруту: г. Пермь – пос. Бердяуш Челебинской области.
Во исполнение договора от 01.06.19 № 04-201-19-ВХ ответчик заключил договор с индивидуальным предпринимателем ФИО1 на перевозку грузов автомобильным транспортом от 01.01.19 № АГ0101-01, согласно п. 1.1 которого перевозчик обязуется на основании заявки клиента доставить автомобильным транспортом вверенный ему отправителем груз е пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а клиент обязуется оплатить перевозку груза в соответствии с условиями настоящего договора.
В рамках договора от 01.01.19 № АГ0101-01 стороны подписали заявку от 16.12.19 № ЯР00000275, на перевозку груза автомобильным транспортном, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 (перевозчик) принял на себя обязательство оказать ответчику (заказчику) услугу по перевозке груза на автомобиле ДАФ № А846СН76, по согласованному сторонами маршруту: г. Пермь – пос. Бердяуш Челябинской области.
Как следует из материалов дела, 19.12.19 на а/д Романовка - Бердяуш произошло дорожно-транспортное происшествие, а именно водитель ФИО4, управляя транспортным средством ДАФ № А846СН76, совершил сход с дороги с последующим наездом на дерево.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия спорный груз был поврежден, о чем составлен акт об осмотре колесных пар от 24.12.19.
Истцом 27.01.20 в адрес ответчика была направлена претензия № 216 с требованием об оплате 626 785 руб. 08 коп. ущерба, причиненного ненадлежащим исполнением обязательств по договору, оставленная последним без удовлетворения.
Истец, полагая, что вышеуказанный ущерб возник в связи с нарушением ответчиком условий договора, обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, исходя из следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, и для наступления деликтной ответственности необходимо наличие полного состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда и причинная связь между этими двумя элементами, вина причинителя вреда.
По смыслу названных норм права возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. При этом истец должен доказать, что вред причинен его имуществу. Для наступления ответственности необходимо в совокупности доказать, что ответчик является субъектом ответственности, представить доказательства его противоправного поведения, причинной связи между таким поведением и убытками, а также доказательства наличия вины в причинении убытков. Доказыванию подлежит и сам размер убытков.
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): факт причинения вреда и его размер; противоправность действий причинителя вреда; причинная связь между противоправными действиями и убытками; вина причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Согласно п. 81 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановления Правительства РФ от 21.12.20 № 2200 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации" в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза составляется акт (п. 79 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом от 15.04.11 № 272, действующих на момент происшествия).
Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования (п. 82 Правил).
В силу п. 83 Правил отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.
Акт содержит: а) дату и место составления акта; б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта; в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта; г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза - их описание и фактический размер; д) подписи участвующих в составлении акта сторон (п. 84 Правил).
Согласно п. 88 Правил в транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях.
Частью 2 ст. 38 Устава автомобильного транспорта предусмотрено, что порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в ч. 1 данной статьи, устанавливается правилами перевозок грузов, правилами перевозок пассажиров.
В нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ доказательства иного, в материалы дела истцом не представлены.
В материалы дела представлен акт осмотра колесных пар от 24.12.19, выполненный ОАО «ВРК-3»,
Вопреки требованиям Правил № 2200 и Устава автомобильного транспорта, данный документ оформлен без участия ответчика и надлежащего извещения данного лица о месте и времени составления акта. В товарно-транспортных документах отсутствуют отметки об оформлении указанного акта (нарушение п. 83 Правил).
Кроме того, из представленных справки о ДТП и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не усматривается, что спорный груз был поврежден именно в момент ДТП 19.12.19 и именно в заявленных объемах, какие-либо записи о повреждении груза в документах ГИБДД отсутствуют.
Таким образом, исследовав по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в совокупности представленные в материалы дела доказательства, и установив, что истец представленными документами не доказал факт причиненного ответчиком ущерба, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя, а излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета РФ.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 167, п. 2 ст. 176, ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска истцу отказать
Возвратить акционерному обществу "СГ-транс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) г. Москва из федерального бюджета РФ 2 229 руб. госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 26.06.17 № 1925.
Основанием для возврата государственной пошлины является настоящее решение.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья О.С. Харламова