Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-1277/2014
31 марта 2014 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального бюджетного учреждения культуры "Некрасовский районный краеведческий музей" (ИНН 7621005741, ОГРН 1027601606120)
об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской областиот 20.11.2013 №419 по делу об административном правонарушении
установил:
Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Некрасовский районный краеведческий музей" (далее по тексту – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской области от 20.11.2013 №419 по делу об административном правонарушении.
Указанным постановлением Учреждение было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей за нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности.
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительной информации и доказательств по делу. Каждая из сторон представила суду письменные пояснения и дополнительные доказательства по делу.
Заявитель доводит до сведения суда, что между учреждением и Администрацией Некрасовского муниципального района заключено соглашение об обслуживании учреждения централизованной бухгалтерией. Ведение кассовых операций учреждения, согласно договора, осуществляет Администрация Некрасовского муниципального района. Также заявитель доводит до сведения суда, что учреждение сдает денежные средства прямо в банк на лицевой счет учреждения открытый в управлении финансов Некрасовского муниципального района. Иных расходных и приходных операций по учреждению не проводилось, и кассовая книга находится в электронном виде в централизованной бухгалтерии администрации Некрасовского муниципального района.
Административный орган настаивает на законности принятого им постановления о привлечении заявителя к административной ответственности. Правовая позиция административного органа подробно изложена в письменном отзыве.
Изучив собранные по делу правовые позиции сторон и представленные в дело доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника МИ ФНС России №7 по Ярославской области Труфановой М.И. от 23.10.2013 №38, была проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью по вопросу полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью Муниципального бюджетного учреждения культуры "Некрасовский районный краеведческий музей", за период с 15.08.2013 по 23.10.2013.
В ходе проверки было установлено, что за период с 08.09.2013 по 23.10.2013 обязанность по оприходованию денежных средств в кассу, в соответствии с представленными отчетами по проданным билетам и экскурсионным путевкам возникла на общую сумму 23170 руб. 00 коп..
Однако в кассу организации указанная сумма не оприходована (кассовая книга и приходные кассовые ордера организацией не ведутся). Наличные денежные средства в размере 23170,00 руб. сданы в банк на внебюджетный лицевой счет (10.09.2013 сдана сумма 4725,00 руб., 18.09.2013 сдана сумма 4620,00 руб., 20.09.2013 сдана сумма 6400,00 руб., 02.10.2013 сдана сумма 1880,00 руб., 15.10.2013 сдана сумма 5545,00 руб.
Из представленного отчета о продаже билетов и выдаче путевок, административным органом сделан вывод о том, что наличные денежные средства поступали постоянно в течение проверяемого периода.
Таким образом, по мнению административного органа, заявитель не обеспечил организацию ведения кассовых операций, т.е., установлен факт неоприходования наличных денежных средств в кассу, что является нарушением п.п. 3.1, 5.1, 5.2, 6.1 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» от 12.10.2011 г. № 373-П.
Факт нарушения удостоверяется следующими документами: отчетами о продаже входных билетов и экскурсионных путевок; корешками билетов НК №№ 000101-000110, 000112-000127; корешками экскурсионных путевок БГ №№ 000023-000085, 000087-000098, АБ №№ 000189-000200, АВ №№ 000001-000032; журналом проведенных экскурсий количества посетителей за период с 15.08.2013 по 23.10.2013; отчетом о количестве проданных билетов по датам проведенных экскурсий за август-октябрь 2013г.; пояснительной запиской к отчетам по проданным билетам для неорганизованных посетителей; отчетом о выдаче путевок для организованных групп за август-октябрь 2013 года; пояснительной запиской по отчетам за выданные путевки; квитанциями Северного банка №№42-43 от 10.09.2013, №№44-45 от 18.09.2013, №46 от 20.09.2013, №№47-48 от 02.10.2013, №№49-50 от 15.10.2013, №№ 51-52 от 28.10.2013; актом по проверке полноты учета выручки от 08.11.2013 №39.
Вышеуказанное образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
08.11.2013 по данному факту, государственным налоговым инспектором в отношении заявителя был составлен протокол №419 об административном правонарушении. 20.11.2013 начальником МИ ФНС России №7 по Ярославской области, было вынесено постановление №419 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено административное взыскание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценивая доводы сторон и доказательства по делу, суд исходит из следующего.
В соответствии с часть 1 статьи 15.1 Кодекса нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В качестве административного правонарушения заявителю вменено - нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) денежной наличности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Статьей 34 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», определение порядка ведения кассовых операций отнесено к компетенции Банка России.
С 01.01.2012 вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 №373-П.
Согласно пункту 1.8 Положения №373-П кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001 (пункт 3.1 Положения N 373-П).
Пунктами 5.1 – 5.4 Положений Банка России, для учета поступающих в кассу наличных денег юридическое лицо ведет кассовую книгу 0310004. Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004 (пункт 5.1 Положения №373-П).
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (пункт 5.2 Положения №373-П).
В силу пункта 6.1 названного Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).
Из анализа указанного положения следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу полученных Учреждением денежных средств.
Под оприходованием в кассу денежной наличности понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации) и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций.
Таким образом, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу наличности в кассовой книге.
Административным органом, с учетом совокупности вышеизложенных норм и правил к порядку и срокам оприходования полученной денежной наличности, обоснованно установлено наличие в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Учреждением, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено суду необходимых и достаточных доказательств того, что им были предприняты все зависящие от него меры по исполнению соответствующей обязанности.
Вина заявителя в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ административным органом исследована и установлена, подтверждается материалами дела.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в действиях заявителя доказан, мера административной ответственности определена с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, в пределах установленной данной правовой нормой санкции.
Процессуальных нарушений, исключающих привлечение заявителя к административной ответственности административным органом не допущено.
Вместе с тем, судом рассмотрен вопрос о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
В качестве таких обстоятельств суд усматривает – отсутствие существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям (оприходованы денежные средства) а также тот факт, что Учреждение впервые привлекается к административной ответственности по данной статье.
С учетом изложенного, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП РФ и освободить Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Некрасовский районный краеведческий музей" от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ярославской областиот 20.11.2013 №419 по делу об административном правонарушении , вынесенное в отношении заявителя - Муниципального бюджетного учреждения культуры "Некрасовский районный краеведческий музей" (ИНН 7621005741, ОГРН 1027601606120) по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (610007, г. Киров, ул.Хлыновская).
Судья
Глызина А.В.