ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1286/2011 от 21.04.2011 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ярославль Дело № А82-1286/2011

25.04.2011г.

Резолютивная часть решения от 21.04.2011.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,

помощником судьи Скляровым В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Заместителя прокурора Дзержинского района г.Ярославля

о привлечении к административной ответственности

Общества с ограниченной ответственностью «Денница»

по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя   – ФИО1 по удостовер. от 22.09.2010; ФИО2 по удостоверен. от 17.09.2010;

от лица, в отношении которого составлен протокол   – не присутств.;

установил:

Заместитель прокурора Дзержинского района г.Ярославля обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, Общества с ограниченной ответственностью «Денница» на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вменяемое Обществу правонарушение заключается в осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования, без специального разрешения (лицензии).

Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Дело рассматривается в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

07.12.2010 Отделом по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД по г.Ярославлю проведена проверка соблюдения ООО «Денница» законодательства, регламентирующего деятельность по организации и проведению лотерей, азартных игр. Результаты проверки направлены прокурору Дзержинского района (получены последним 28.01.2011) для принятия решения в соответствии с законодательством РФ.

Из полученных документов прокурором установлено, что на основании контракта на оказание услуг оператора от 04.05.2009 по адресу: <...> организовано проведение Всероссийской негосударственной бестиражной денежно-вещевой лотереи «Алладин». Организатором лотереи является ООО «Росар». Обязательства по проведению лотереи возложены на ООО «Денница». Лотерея проводится в целях получения дополнительных денежных средств для выполнения программы Российской детского фонда «Лечебно-реабилитационный и социально оздоровительный отдых детей-инвалидов». Условия лотереи не противоречат требованиям Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Вместе с тем, прокурором также установлено, что в рамках реализации бестиражной лотереи «Алладин» Обществом проводится так называемая стимулирующая лотерея, в соответствии с условиями которой ее участником является лицо, которое приобрело лотерейный билет и при отсутствии совпадения скрытых защитным слоем надписей, рисунков или знаков, напечатанных в игровых полях получил право на участие в стимулирующей лотерее.

Установив, что под видом проведения стимулирующей лотереи без специального разрешения (лицензии) осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, 14.02.2011 Заместителем прокурора Дзержинского района г.Ярославля в отношении ООО «Денница» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оценивая необходимость привлечения ООО «Денница» к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Федеральным законом от 29 декабря 2006г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 года № 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в том числе вне игорных зон.

Частями 1 и 2 статьи 5 Закона №244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.

Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах (часть 4 статьи 5 Закона №244-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 названного Закона игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: Алтайский край; Приморский край; Калининградская область; Краснодарский край.

В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона №244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса. Деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, должна быть прекращена до 01 июля 2009г.

Исходя из системного толкования норм Закона № 244-ФЗ, существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон.

Город Ярославль в соответствии со статьей 9 Закона в состав игорных зон не входит.

Запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно статье 4 Закона №244-ФЗ под азартной игрой понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры; выигрышем признаются денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры. Под игровым автоматом понимается оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Таким образом, обязательным условием, позволяющим квалифицировать деятельность как осуществление организации и проведения азартных игр, является, в том числе, соглашение о выигрыше, равно как наличие оборудования, случайным образом определяющего результат игры.

Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, а также требования к лотерейному оборудованию определяет Федеральный закон от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях», пунктом 1 статьи 2 которого определено, что лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Пунктом 4 статьи 2 Закона установлено, что розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши.

Согласно пункту 14 статьи 2 Закона под лотерейным оборудованием понимается оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами.

Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Согласно части 3 статьи 9 Закона условия стимулирующей лотереи не должны включать в себя положения, позволяющие совершать участником стимулирующей лотереи действия с использованием механических, электрических, электронных или иных технических устройств для определения и (или) получения выигрышей, призов и (или) подарков.

Не допускается использование лотерейного оборудования при проведении стимулирующих лотерей (пункт 5 статьи 12.1 Закона).

Согласно пунктам 2.2, 2.3 Условий стимулирующей лотереи «Алладин» лотерея основана на принципе дополнительного розыгрыша не выигравших лотерейных билетов Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «Алладин». Дополнительный розыгрыш не выигравших лотерейных билетов проходит в лотерейном автомате путем начисления бонусных очков в размере 50% номинальной стоимости билета и его последующий розыгрыш при помощи игровой программы, которая основана на принципе случайного определения выигрыша.

Материалами дела, в том числе протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 07.12.2010, объяснениями оператора клуба ФИО3 от 07.12.2010 подтверждается, что в лотерейном клубе, принадлежащем ООО «Денница», клиенту предоставлялась возможность игры на игровом оборудовании с возможным денежным выигрышем после введения оператором зала в автомат уплаченной посетителем суммы, при этом, определение выигрышной комбинации и размера выигрыша клиента не зависело от работников Общества.

Управление участником игры процессом определения выигрышной комбинации, влияющей на размер выигрыша, а также возможность участника забрать денежные средства в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.

Таким образом, учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что осуществляемую Обществом деятельность заявитель правомерно отнес к деятельности по организации азартных игр.

Вместе с тем, требования заявителя удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

 В соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указывается дата и время его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с требованиями части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола лицам, в отношении которых возбуждено дело, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.

Часть 4 этой же статьи предусматривает, что физическому лицу или законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, при этом указанные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола.

Протокол должен быть подписан физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 Кодекса).

Таким образом, положения вышеуказанной нормы, предоставляют ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Административный орган обязан выполнить все вышеперечисленные требования.

Согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
  В рассматриваемом случае постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено Заместителем прокурора Дзержинского района г.Ярославля 14.02.2011 в отсутствии законного представителя Общества.

В качестве доказательств уведомления законного представителя Общества о вынесении прокурором постановления заявителем представлено требование о явке в прокуратуру от 01.02.2011 №7-9-2011, а также почтовое уведомление о вручении заказного письма по юридическому адресу Общества.

Оценив представленные документы, суд пришел к выводу, что они не могут служить доказательствами уведомления законного представителя ООО «Денница» о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Как усматривается из данных документов, требование о явке в прокуратуру адресовано директору ООО «Денница» ФИО4. Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц законным представителем Общества с ограниченной ответственностью «Денница» является директор Общества ФИО5, ФИО4 дисквалифицирован с 29.12.2009.

Более того, из представленного почтового уведомления невозможно установить, кто получил заказное письмо 11.02.2011, поскольку отсутствует как фамилия получившего лица, так и его подпись. Требование о явке направлено по юридическому адресу Общества, который согласно выписке из ЕГРЮЛ не совпадает с адресом регистрации директора Общества.

С учетом изложенного суд полагает, что представленные документы не являются доказательствами, свидетельствующими об уведомлении законного представителя ООО «Денница» о времени и месте вынесения постановления прокурором. Иных доказательств заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не выполнены требования закона, гарантирующие защиту прав лицу, привлекаемому к ответственности.

С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного заместителем прокурора Дзержинского района г.Ярославля требования о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Общества с ограниченной ответственностью «Денница» отказать.

Освободить из-под ареста аппараты, поименованные в протоколе ареста вещей и документов от 07.12.2010.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова