ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13035/13 от 21.11.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-13035/2013

21 ноября 2013г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи

Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем О.Ю.Лисицыной

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия "Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг"   (ИНН 7621006030, ОГРН 1037602606084)

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области   (ИНН 7604077295, ОГРН 1057600606612) от 23.07.2013г. № СР 63-08-04/13 о назначении административного наказания

при участии:

от заявителя –   Семенов А.В. – директор;

  Дидык Е.В. по довер. от 27.02.2013;

Громова Е.А. по довер. от 11.11.2013;

от административного органа   – Беляева Л.П. по довер. от 27.06.2013;

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – Инспекция) от 23.07.2013 № СР 63-08-04/13 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 250000 руб.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом. Контроль за соблюдением Стандарта указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.

В соответствии с пунктом 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация (товарищество, кооператив) обязаны раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей – граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.

Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 – 15 Стандарта, которые конкретизируют подлежащие опубликованию сведения.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 13 Стандарта информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

- описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

- стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Согласно подпункту «г» пункта 5 Стандарта Управляющими организациями информация раскрывается путем предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде. В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация (пункт 17 Стандарта).

В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» официальным сайтом определен сайт http://www.reformagkh.ru.

Согласно пункту 21 Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Государственной жилищной инспекцией Ярославской области на основании поступившей в Инспекцию жалобы жильца квартиры №60 дома 2 по ул.Мира р.п.Некрасовское Ярославской области Щербаковой Н.Г. (старшей по дому), в соответствии с Приказом начальника госжилинспекции от 24.06.2013 № 08-234 проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг», предметом которой являлось проверка соблюдения Предприятием обязательных требований стандарта.

В ходе проверки установлено, что Щербаковой Н.Г. в адрес Управляющей компании направлен письменный запрос о предоставлении информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартом раскрытия информации, в том числе: описании содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом РФ или предлагается управляющей организацией), указании конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) за 2012г., стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения – на 1 кв.м. общей площади помещений в многоквартирном доме.

10.06.2013 Управляющей организацией подготовлен ответ на письменный запрос, согласно которому свободный доступ обеспечен в сети «Интернет», в том числе на сайте администрации Некрасовского муниципального района.

Нарушение срока подготовки ответа на запрос, а также предоставление информации со ссылкой на сайт, не являющийся официальным, свидетельствует о нарушении Управляющей организацией требований, установленных пунктами 17, 21 Стандарта и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.

По результатам проверки в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2013 и вынесено оспариваемое постановление.

Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Заявитель считает, что ответ на запрос соответствует установленным требованиям – потребителю разъяснено, что запрашиваемая информация находится в свободном доступе в сети Интернет. В части нарушения срока ответа на запрос пояснил, что несоответствие указанной в запросе даты 13.05.2013 ввело Управляющую компанию в заблуждение.

Считает, что назначенный штраф имеет неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести нарушения.

Оценивая законность постановления, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как установлено административным органом, подтверждается материалами дела, заявителем не представлена надлежащая информация по запросу потребителя, представленная информация не соответствует установленным требованиям и представлена с нарушением установленного срока.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Управляющая организация предприняла исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение Стандарта раскрытия информации вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

С учетом изложенного, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действии (бездействии) заявителя состава вменяемого административного правонарушения.

Оценивая возможность признания правонарушения малозначительным, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок соблюдения требований действующего законодательства в части раскрытия управляющими компаниями необходимой информации, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Учитывая, что сфера регулирования охраняемых общественных отношений связана с участием в них граждан-потребителей, несоблюдение МУП «РКЦ ЖКУ» указанных требований создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Данный случай не является исключительным, связи с чем нарушение не может быть признано малозначительным.

Доводы о том, что ответ на запрос соответствует требованиям - потребителю разъяснено, что запрашиваемая информация находится в свободном доступе в сети Интернет, судом не принимаются, поскольку как было указано выше, в нарушение пункта 17 Стандарта ответ на запрос не содержал сведения о запрашиваемой информации и содержал ссылку на неофициальный сайт.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.

При назначении наказания административным органом приняты во внимание все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.

Возможность определения размера наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи КоАП РФ, ни административному органу, ни суду не предоставлена.

С учетом изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требовании отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова