ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13163/10 от 03.05.2011 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль 03 мая 2011 г.

Дело № А82-13163/2010-27

Резолютивная часть решения оглашена 03.05.2011

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Н.А.Розовой

  при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брызгуновой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   Государственного унитарного предприятия Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области

к Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области

о признании недействительными решений о списании задолженности по обязательным платежам: от 08.11.2010 №№ 09-57/1, 09-57/2, 09-57/3, 09-57/4, 09-57/5, 09-57/6, 09-57/7 в части несписания пеней и штрафов, числящихся за предприятием на 20.10.2010 в размере 723 499руб.,

при участии

от заявителя:  Гудилин А.Л.- юрисконсульт, доверенность от 14.01.2011, Паутова С.С.- главный бухгалтер, доверенность от 01.06.2011,

от ответчика:   Цебрюк О.Г.- ведущий специалист-эксперт юротдела, доверенность от 11.01.2011,

установил:

Государственное унитарное предприятие Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области (далее – Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области (далее – Инспекция) о списании задолженности по обязательным платежам: от 08.11.2010 №№ 09-57/1, 09-57/2, 09-57/3, 09-57/4, 09-57/5, 09-57/6, 09-57/7 в части несписания пеней и штрафов, числящихся за предприятием на 20.10.2010 в размере 723 499руб.

В судебном заседании заявитель в порядке ст.49 АПК РФ уточнил заявленное требование, просит признать незаконными действия инспекции, выразившиеся в отказе Предприятию в списании налогов, пеней и штрафов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в общей сумме 736 210,79руб. по решениям инспекции от 08.11.2010 №№ 09-57/1, 09-57/2, 09-57/3, 09-57/4, 09-57/5, 09-57/6, 09-57/7.

Уточнение требований судом принято.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к отзыву, заявленная сумма списанию не подлежит.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

В 1993-2001 годах Предприятие использовало (отвлекало) на нужды Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области (далее – Исправительное учреждение) свои денежные средства в сумме 50 242 400руб. В связи с этим оно не уплачивало в полном объеме обязательные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды (как в указанных периодах, так и в более поздние периоды), в результате чего у Предприятия образовалась задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

В соответствии со статьей 125 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней", статьей 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" инспекция своими решениями списала задолженность Предприятия по обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды (с учетом начисленных пеней) в общей сумме 27 106 898,39руб.

20.10.2010 Предприятие направило в налоговый орган новые заявления на списание задолженности по обязательным платежам, начисленных на нее пеней, штрафов в общей сумме 1 860 315,66руб., в том числе в федеральный бюджет – 1 412 902,71руб., в областной бюджет - 224 829,79руб., в бюджет Угличского муниципального района - 111 291,58руб., в местный бюджет – 111 291,58руб.

Инспекцией 08.11.2010 были приняты решения о списании задолженности по обязательным платежам на общую сумму 1 136 816,66руб.:

- № 09-57/1 на сумму 54 252,10руб. в дополнение к решению от 29.06.2007 № 10-1,

- № 09-57/2 на сумму 84 829,95руб. в дополнение к решению от 29.06.2007 № 10-2,

- № 09-57/3 на сумму 42 414,97руб. в дополнение к решению от 29.06.2007 № 10-3,

- № 09-57/4 на сумму 42 414,97руб. в дополнение к решению от 29.06.2007 № 10-4,

- № 09-57/5 на сумму 217 177,02руб. в дополнение к решению от 30.12.2008 № 10- 52/1,

- № 09-57/6 на сумму 1594,27руб. в дополнение к решению от 30.12.2008 № 10-52/3,

№ 09-57/7 на сумму 694 133,40руб. в дополнение к решению о 30.11.2006 № 10-5.

Таким образом, инспекцией не были списаны пени и штрафы на сумму 723 499руб.

Налогоплательщик не согласился с действиями налогового органа по несписанию задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 736 210,79руб (с учетом 12 711,79руб. НДС, исчисленного Предприятием по налоговой декларации за 4 квартал 2010г.) и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Инспекция требование не признала, пояснила следующее.

Статьей 125 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статьей 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" указано продолжить в 2006 году в ходе реформирования федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, списание в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в 2005 году, задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по штрафам и пеням, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств указанных предприятий на нужды учреждений уголовно-исполнительной системы.

В целях реализации статьи 125 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Правительством РФ принято постановление от 7 ноября 2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней».

В пункте 1 названного постановления предусмотрено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по перечню согласно Приложению, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 года, а также начисленных на нее пеней).

Указанным постановлением также были утверждены Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – Правила списания задолженности № 660).

Согласно п.2 Правил списания задолженности № 660 задолженность включает в себя всю задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктурированную задолженность), а также начисленные пени и штрафы.

Решение о списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании по форме согласно Приложению N 1 и справки о средствах предприятия, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений, по форме согласно Приложению N 2, подписанных руководителем соответствующего территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний (п.3 Правил списания задолженности).

При этом, согласно п.5 Правил, размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням и штрафам), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени и штрафы, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию.

Ответчик считает, что из положений постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 660 следует, что списанию подлежит задолженность предприятия уголовно-исполнительной системы по налогам и сборам на дату принятия решения о списании и в пределах средств, отвлеченных на нужды исправительных учреждений в 1993-2001 годах, в том числе задолженность, образовавшаяся в последующие годы, но непосредственно связанная с периодом оформления решения о списании.

По мнению инспекции, следует иметь в виду, что постановление от 07.11.2005 № 660 Правительство Российской Федерации издало не в рамках статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а во исполнение статьи 125 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".

В 2006 году списание задолженности в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации, было продолжено в силу специального указания - статьи 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" таких указаний не содержит. Следовательно, с учетом статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 применению с 01.01.2007 не подлежит.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что Предприятие обратилось в налоговый орган за списанием налогов и пеней 20.10.2010, то есть в период, когда проведение этой работы не было предусмотрено законодательством. Тот факт, что вновь предъявленная к списанию задолженность не превышала размера средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительного учреждения, не может быть принят во внимание, поскольку в статье 125 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" речь идет не о возврате суммы средств, отвлеченных в 1993 - 2001 годах, а о списании задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пеней, образовавшихся по причине отвлечения в указанный период средств предприятий.

Данная правовая позиция инспекции соответствует правовой позиции, отраженной в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 21.02.2008 по делу N А43-7297/2007-45-177.

Таким образом, поскольку задолженность в федеральный бюджет, образовавшаяся в 2007 году, списанию не подлежит, действия инспекции в этой части являются правомерными.

В отношении конкретных не списанных сумм инспекция представила таблицу «Структура задолженности ГУП Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области по состоянию на 07.04.2011» (т.2, л.д.29-31) с дополнительными расчетами сумм пеней и штрафов, отраженных в данной «Структуре…».

Общая сумма не списанных пеней по ЕСН составляет 174 022,74руб.

В них входят пени по ЕСН в части ФБ в сумме 147 176,1руб. (т.2, л.д.30). Данная сумма сложилась из:

- пеней в сумме 99 255,21руб. – остатка пеней по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке, срок уплаты которых приходится на 2007 год,

- пеней в сумме 47 920,89руб., начисленных за период с 16.11.2006 по 11.12.2009 на недоимку по налоговой декларации за 2006 год, представленной в инспекцию 27.03.2007.

Остаток пеней по решению № 7 от 15.08.2008 в сумме 99 255,21руб. образовался следующим образом. Решением № 7 от 15.08.2008 в связи с нарушением п.3 ст.243 НК РФ были доначислены пени за 2006-2007 годы в сумме 192 604,73руб. Пени в сумме 93 853,69руб. по срокам уплаты в 2006 году списаны инспекцией решением № 09-57/5 от 08.11.2010. Разница составляет 98 751,04руб., в том числе 21 616,40руб. за декабрь 2006 г. по сроку уплаты 15.01.2007. Также не списаны пени в сумме 505,18руб. на ЕСН в ФБ, доначисленный за декабрь 2006 г. по сроку уплаты 15.01.2007.

Данные пени по ЕСН в ФБ не подлежат списанию по приведенным выше основаниям, так как законодательство о федеральном бюджете на 2007 год и последующие годы не предусматривало возможности их списания.

Задолженность, возникшая в 2007 году, в том числе за 4 квартал 2006 года, списанию не подлежит, поскольку факт ее наличия инспекция установила после подачи соответствующей налоговой декларации в 2007 году.

Пени по ЕСН в Федеральный ФОМС в сумме 2012,13руб. начислены за период с 16.01.2007 по 15.08.2008 по решению № 7 от 15.08.2008 по результатам выездной налоговой проверки, в том числе за декабрь 2006 г. по сроку уплаты 15.01.2007 – 904руб. Срок уплаты пенеобразующих сумм приходится на 2007 год, когда списание уже не предусмотрено законами о федеральном бюджете.

Пени по ЕСН в территориальный ФОМС в сумме 22 526,83руб. состоят из:

- 5580,74руб. пеней за период с 16.01.2007 по 15.08.2008, начисленных по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке, в том числе 1643,47руб. за декабрь 2006г. по сроку уплаты 15.01.2007,

- 16946,09руб. пеней, в том числе 6203,54руб. пеней за период с 16.11.2006 по 03.02.2010 на недоимку по налоговой декларации за 2006 год, представленной в инспекцию 27.03.2007, 1611,40руб. пеней за период с 16.08.2010 по 03.02.2010 на доначисленную по решению № 7 от 15.08.2008 недоимку за декабрь 2006г. по сроку уплаты 15.01.2007, 8831,15руб. пеней за период 16.08.2008 по 03.02.2010 на недоимку, образовавшуюся в связи с несвоевременной уплатой налога по налоговой отчетности за 2007-2008 годы.

Инспекция считает, что пени не подлежат списанию, так как сроки уплаты налога наступили в 2007 году.

Пени по ЕСН в ФСС в сумме 2307,68руб. начислены за период с 16.01.2007 по 15.08.2008 по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке на недоимку за декабрь 2006 года по сроку уплаты 15.01.2007, списанию не подлежат.

Пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 323,88руб. начислены за период с 29.10.2008 по 29.03.2009 на недоимку по налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года, списанию не подлежат.

НДС, штраф, пени по НДС в общей сумме 494 555,83руб. сложились следующим образом:

- штраф в сумме 112 463руб. начислен по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке на доначисленный налог за 2006 год,

- пени в сумме 250 439,20руб. начислены по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке на доначисленный налог за 2006 год,

- НДС в сумме 131 653,63руб. является задолженностью по налоговой декларации за 4 квартал 2010 г.

НДС за 4 квартал 2010г. списанию не подлежит, так как не относится к периоду до 2007 г., действовавшее в 2010 году законодательство о федеральном бюджете не предусматривало возможность списания задолженности.

Пени и штраф по НДС по результатам выездной налоговой проверки также не подлежат списанию.

Согласно п.6 Правил списания задолженности № 660 в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан внести в указанное решение соответствующие изменения в пределах размера средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений, и сообщить об этом соответствующему территориальному органу Федеральной службы исполнения наказаний.

В соответствии с письмом Минфина России № 03-01-13/4-224 от 23.03.2007, принимая во внимание п.6 Правил списания задолженности, может быть списана задолженность, образовавшаяся после принятия решения о списании задолженности в результате проведенных мероприятий налогового контроля за прошлые налоговые (отчетные) периоды, предшествующие дате оформления решения о списании задолженности. Поскольку первоначальное решение о списании задолженности по НДС принято 30.12.2005, то после проведенной выездной налоговой проверки списанию подлежала только задолженность по доначисленному НДС за 2005 год.

В части областного бюджета списание производилось на основании постановления Администрации Ярославской области от 19 декабря 2006 г. № 302-а "О Порядке списания задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", которые было издано в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з "Об областном бюджете на 2006 год".

Согласно ч.3 ст.8 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з "Об областном бюджете на 2006 год" (в ред. Закона ЯО от 29.09.2006 № 53-з) Администрации Ярославской области предоставлено право произвести списание задолженности федеральным государственным унитарным предприятиям учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по обязательным платежам в областной бюджет, образовавшейся в связи с отвлечением в 2003-2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленных на них пеней. Порядок списания указанных задолженности и пеней определяется постановлением Администрации Ярославской области.

В соответствии с Порядком списания задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области от 19.12.2006 № 302-а в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.09.2008 N 474-п (далее – Порядок списания задолженности № 302-а), подлежащая списанию задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени и штрафы (п.2).

Решение о списании задолженности принимается налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании задолженности, которое подается в налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы (п.3).

Налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в срок до 31.12.2006 проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку) (п.4).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений.

Пени и штрафы, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Таким образом, принятое в соответствии с законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» данное постановление предусматривает возможность списания задолженности по налогам, пеням, штрафам только в пределах сумм задолженности, существующей по состоянию на 31.12.2006. Законами об областном бюджете на 2007 год и последующие годы возможность списания этой задолженности не предусмотрена.

В части бюджета Угличского муниципального района списание производилось в соответствии с постановлением главы Угличского муниципального района от 9 апреля 2007 г. № 289 "О Порядке списания задолженности по обязательным платежам в бюджет Угличского муниципального района, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, расположенных на территории Угличского муниципального района и являющихся плательщиками в бюджет Угличского муниципального района".

Данное постановление было издано в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 19.12.2006 N 302-а, статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 28 решения Думы Угличского муниципального района от 29.03.2007 N 25 "О внесении изменений в решение Думы Угличского муниципального района от 21.12.2006 N 253 "О бюджете Угличского муниципального района на 2007 год", подпунктом 4 пункта 3 статьи 25 Устава Угличского муниципального района.

Постановлением главы Угличского муниципального района от 9 апреля 2007 г. № 289 утвержден Порядок списания задолженности по обязательным платежам в бюджет Угличского муниципального района, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, расположенных на территории Угличского муниципального района и являющихся плательщиками в бюджет Угличского муниципального района (далее – Порядок списания задолженности № 289).

В соответствии с п.2 Порядка списания задолженности № 289 задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени.

Пунктом 3 установлено, что решение о списании задолженности принимается территориальным налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании, которое подается в территориальный налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы.

Согласно п. 4. Порядка территориальный налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в срок до 29.06.2007 проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Списание задолженности в бюджет городского поселения Углич урегулировано постановлением главы городского поселения Углич от 06.03.2007 № 26 «О порядке списания задолженности по обязательным платежам в местный бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», принятого в соответствии с п.21 решения Муниципального Совета городского поселения Углич от 22.02.2007 № 94 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского поселения Углич от 14.12.2006 № 78 «О бюджете городского поселения Углич на 2007 год».

Утвержденный данным постановлением Порядок списания задолженности по обязательным платежам в местный бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – Порядок списания задолженности № 26) предусматривает, что задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени (п.2).

Пунктом 3 установлено, что решение о списании задолженности принимается территориальным налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании, которое подается в территориальный налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с п. 4. Порядка налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в месячный срок проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Ответчик считает, что указанные постановления, предусматривающие списание задолженности в местные бюджеты (в бюджет городского поселения Углич и Угличский муниципальный район), также приняты в соответствии с решениями о бюджете на 2007 год и не распространяются на последующие после 2007 года периоды и на списание штрафов.

В связи с этим штраф и пени по НДФЛ в общей сумме 67 126,02руб. (зачисляется в пропорции 50% в областной бюджет и 50% в местные бюджеты) не списаны по следующим основаниям:

- штраф в сумме 26191,79руб. является остатком штрафа по ст.123 НК РФ, начисленного по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке в общей сумме 273 061руб., в том числе за 2006 год 117 849руб. (58 924,50руб. в областной бюджет и 58 924,50руб. в местные бюджеты) и за 2007 год 155 212руб. (77 606руб. в областной бюджет и 77 606руб. в местные бюджеты). Подлежал списанию штраф в сумме 58 924,50руб. за 2006 год в части областного бюджета в соответствии с постановлением Администрации Ярославской области № 302-а от 19.12.2006, фактически был списан решениями № 10-52/2, № 10-52/3, № 10-52/4 от 30.12.2008 штраф в сумме 117 846руб., то есть весь штраф за 2006 год. По мнению заявителя, списание штрафа в местный бюджет в сумме 58 924,50руб. ошибочно было произведено излишне, так как постановлениями главы Угличского муниципального района № 289 от 09.04.2007 и главы городского поселения Углич № 26 от 06.03.2007 списание штрафов не предусмотрено. Законодательством об областном бюджете списание штрафа за 2007 год и последующие годы не предусмотрено.

- пени в сумме 40 934,23руб. начислены за период с 16.08.2008 по 28.02.2010 на несписанную недоимку по акту проверки в размере 305 321руб. (всего начислено 1 264 400руб., списано 959 079руб.). Задолженность по пеням в сумме 40 934,23руб. не подлежит списанию, так как постановление Администрации Ярославской области № 302-а от 19.12.2006 предусматривает возможность списания задолженности только в пределах сумм недоимки, существовавшей на 31.12.2006, а законодательством об областном бюджете на 2007 год и последующие годы возможность списания задолженности не предусмотрена.

Пени по ЕНВД в сумме 182,35руб. (зачисляются на 90% в местные бюджеты и 10% во внебюджетные фонды) не подлежат списанию, так как они начислены на недоимку по налоговым декларациям за 2 и 3 кварталы 2008 года. Действие постановлений главы Угличского муниципального района № 289 от 09.04.2007 и главы городского поселения Углич № 26 от 06.03.2007 распространяется только на 2007 год, возможность списания задолженности в 2008 году и в последующие годы законодательными актами о местном бюджете не предусмотрена. Кроме того, указанными актами не предусмотрено списание задолженности во внебюджетные фонды.

Заявитель считает доводы ответчика не соответствующими действующему законодательству и правоприменительной практике по аналогичным делам.

Штрафы и пени по НДФЛ в размере 67126,02 руб.

По мнению заявителя, задолженность по пени по НДС в сумме 40934,23 руб., подлежащая зачислению в областной бюджет, подлежит списанию в полном объеме по постановлению Администрации Ярославской области № 302-а от 19.12.2006 в связи с тем, что в данном постановлении не устанавливается дата, по состоянию на которую списывается задолженность, постановлением ограничивается лишь ее размер. Следовательно, списанию подлежит задолженность федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, по уплате задолженности по пеням, образовавшаяся по состоянию на момент подачи соответствующего заявления в налоговый орган, в пределах средств, отвлеченных на нужды исправительных учреждений в период с 1993 по 2001 год включительно.

Согласно п.6 Постановления о списании задолженности № 660 в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган обязан внести в указанное решение изменения в пределах средств отвлеченных в 1993-2001 годах. В данном пункте также не устанавливается дата, которая бы ограничила право ГУП на списание задолженности в областной бюджет, возникшей в последующие годы.

Штраф в сумме 26191,79 руб., подлежащий зачислению в областной бюджет, подлежит списанию, так как постановление № 302-а устанавливает дату, обязывающую до 31.12.2006 года провести сверку расчетов размера задолженности, а не ограничивает дату списания задолженности, ограничивает лишь ее размер. Относительно суммы штрафа, подлежащего зачислению в местный бюджет, заявитель считает, что он также подлежит списанию, так как начислен за неуплату НДФЛ за 2007 год, а в соответствии с постановлением Главы УМР № 289 от 09.04. 2007 и Постановлением главы городского поселения Углич № 26 от 06.03.2007 задолженность по обязательным платежам и начисленным пеням в 2007 г. подлежала списанию в 2007 г., следовательно, и штраф не должен был взыскиваться.

В части пеней по ЕСН в ФБ в сумме 147176,10 руб. заявитель считает следующее.

Пени в сумме 99255,21 руб., в том числе 21616,40 руб.  остаток от суммы пеней, доначисленных по решению № 7 в связи с нарушением п.3 ст. 243 НК РФ за декабрь 2006г., 504,18 руб.  пеней, начисленных на доначисленный налог за декабрь 2006 г., подлежат списанию в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 660. Довод налогового органа о том, что законы «О федеральном бюджете на 2007 год», «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый 2009-2010гг.» не содержат указаний о продолжении списания задолженности в порядке, определенном постановлением Правительства РФ № 660, несостоятелен, поскольку в федеральных законах «О федеральном бюджете на 2006 год», «О федеральном бюджете на 2005 год» не установлена конкретная дата, по состоянию на которую списывается задолженность.

Заявитель полагает, что по названным Правилам списание задолженности ограничивается лишь размером отвлеченных средств на содержание учреждений уголовно-исправительной системы, следовательно, отсутствие указания на продолжение списания в течение 2007-2008гг. в спорных законах само по себе не свидетельствует об отсутствии у ГУП права на списание данной задолженности в более поздние периоды при наличии несписанной задолженности предприятия.

Иное толкование свидетельствует о существенном нарушении прав ГУП как налогоплательщика, поскольку при финансировании учреждений уголовно-исправительной системы за счет средств федерального бюджета фактически в 1993-2001гг. финансирование данных учреждений производилось и за счет отвлечения средств государственных предприятий, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В связи с этим возникшая задолженность Предприятия перед федеральным бюджетом должна быть погашена за счет средств государства, в том числе путем списания имеющейся текущей задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также другим способом. До настоящего момента нет подтверждения, что указанная задолженность погашена в полном объеме, а силу положений п.7 ст.3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. При таких обстоятельствах отказ налогового органа в списании спорных сумм налога и пени заявитель считает противоречащем действующему законодательству и нарушающим права налогоплательщика.

По мнению заявителя, довод ответчика о том, что факт данной задолженности инспекция установила после подачи декларации в 2007 г., несостоятелен по той причине, что подача декларации - это процедура отчетности предприятия, а не период образования задолженности, и согласно п. 6 Правил в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган обязан внести в указанное решение соответствующие изменения.

7920,89 руб. пеней, начисленные на расчет за 4 квартал 2006 г. также подлежат списанию по Постановлению Правительства РФ № 660.

2012,13 руб. пеней по ЕСН в ФФОМС, начисленные за налог за 2007 г., в том числе 904 руб. пеней на недоимку за декабрь 2006 год, подлежат списанию по постановлению Правительства РФ № 660, так как не установлен срок списания задолженности.

22526,83 руб. пеней по ЕСН ТФОМС, в том числе:

5580,74 руб. - остаток пеней, начисленных по решению № 7 от 15.08.2008 на налог за 2007 год и на налог за декабрь 2006 г. (1643,47 руб.),

16946,09 руб. - в том числе 6203,54руб. пеней на недоимку по налоговой декларации за 2006 год, представленной в инспекцию 27.03.2007, 1611,40руб. пеней на доначисленную по решению № 7 от 15.08.2008 недоимку за декабрь 2006г. по сроку уплаты 15.01.2007 подлежат списанию в соответствии с постановлением Правительства РФ № 660 в связи с тем, что данные пени начислены на задолженность, возникшую в 2006 г. Пени в сумме 8831,15руб. на недоимку по расчетам за 2007-2008 годы также подлежат списанию аналогично штрафам и пеням по НДФЛ.

Пени по ЕСН ФСС в сумме 2307,68 руб. подлежат списанию аналогично пеням по ЕСН ТФОМС.

Пени по ЕНВД на недоимку за 2,3 квартал 2008 г. подлежат списанию по Постановлениям № 289 и от 09.04.2007 и № 26 от 06.03.2007, так как в данных постановлениях не устанавливается дата, по состоянию на которую списывается задолженность и начисленные пени, постановлением ограничивается лишь ее размер.

Пени по налогу на прибыль ФБ в сумме 323,88 руб., начисленные на недоимку за 9 месяцев 2008 г., также подлежит списанию, позиция аналогичная.

НДС, пени, штрафы в сумме 494555,83руб. в том числе:

Штраф по решению № 7 от 15.08.2008 в сумме 112463 руб., начисленный на налог за 2006 г., пени по решению № 7 от 15.08.2008 в сумме 250439,20 руб. на доначисленный налог за 2006 г., налог в сумме 131653,63 руб. задолженность по декларации за 4 квартал 2010 г. подлежат списанию в полном объеме в связи со следующим.

Статьей 125 Федерального закона от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 гг. средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Во исполнение данной нормы и в целях снизить риск утраты имущества в ходе ликвидации предприятий исправительных учреждений и создания центров трудовой адаптации осужденных, из-за недостаточности оборотных активов для расчета с кредиторами Постановлением № 660 утверждены «Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Указанными Правилами определены порядок и условия списания с предприятий и учреждений уголовно-исполнительной системы отмеченной выше задолженности. ФНС предложено обеспечить прекращение проведения налоговыми органами всех действий, направленных на взыскание задолженности (в том числе обеспечительных мер), предусмотренных п.1 данного Постановления. Несмотря на это налоговая инспекция продолжала начислять пени, которые в соответствии со ст. 72 НК РФ являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, что нарушает п. 4 постановления Правительства РФ № 660, также арестован счет налогоплательщика.

Постановлением Правительства РФ № 660 установлено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени, подлежат списанию.

По п. 2 постановления Правительства РФ № 660 задолженность включает в себя всю задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленные пени и штрафы.

П. 5 постановления Правительства РФ № 660 предусмотрено, что размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням и штрафам), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993-2001 годах на нужды исправительных учреждений.

Согласно п. 6  Правил в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган обязан внести в указанное решение соответствующие изменения.

Статьей 122 Федерального закона № 189-ФЗ от 26.12.2005г. «О федеральном бюджете на 2006 год» предусмотрено продолжить в 2006 году в ходе реформирования федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, списание в порядке, установленном постановлением Правительства РФ № 660 в 2005 году, задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по штрафам и пеням, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993-2001 годах средств указанных предприятий на нужды учреждений уголовно-исполнительной системы.

Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что Правилами не устанавливается дата, по состоянию на которую списывается задолженность, а ограничивается лишь ее размер, списанию подлежит задолженность федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, по уплате задолженности по налогам, образовавшаяся по состоянию на момент подачи соответствующего заявления в налоговый орган, в пределах средств, отвлеченных на нужды исправительных учреждений в период с 1993 по 2001 год включительно.

При таких обстоятельствах заявитель считает доводы инспекции о невозможности списания текущей задолженности по налогам, возникшей после даты принятия решений о списании, несостоятельными и противоречащими положениям действующего законодательства.

По названным Правилам списание задолженности ограничивается лишь размером отвлеченных средств на содержание учреждений уголовно-исправительной системы, следовательно, отсутствие указания на продолжение списания в течение 2007-2008гг. в спорных законах само по себе не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика права на списание данной задолженности в более поздние периоды при наличии несписанной задолженности предприятия.

Иное толкование свидетельствует о существенном нарушении прав Предприятия как налогоплательщика, поскольку при финансировании учреждений уголовно-исправительной системы за счет средств федерального бюджета фактически в 1993-2001гг. финансирование данных учреждений производилось и за счет отвлечения средств государственных предприятий, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы. В связи с этим возникшая задолженность Предприятия перед федеральным бюджетом должна быть погашена за счет средств государства, в том числе путем списания имеющейся текущей задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также другим способом. До настоящего момента нет подтверждения, что указанная задолженность погашена в полном объеме, а силу положений п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, отказ налогового органа в списании спорных сумм налога и пени, считаем противоречащем действующему законодательству, и нарушает права налогоплательщика.

Подобное толкование норм Постановления № 660 содержится в Постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2007 по делу № А05-4788/2007, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3.10.2007 № 17АП-6595/07-АК дело № А50-7208/07-А11, Решении арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2007 по делу № А47-726/2007АК-36, Постановлении ФАС Уральского округа от 03.06.2009 №Ф09-3486/09/С2 по делу №А50/16172/2008, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2010 №17АП-9498/2010-АК по делу А50-12777/2010, Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2009 №17АП-10114/2009-АК по делу №А50-16739/2009, Решении арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.02.2010 дело № А07-20115/2010.

Относительно письма Минфина № 03-01-13/4-224 от 23.03.2007 заявитель считает, что письменные разъяснения Минфина не обязательны для исполнения налогоплательщиками. Эти письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином РФ. Данная позиция содержится в Постановлении ФАС Западно- Сибирского округа от 26.02.2009 № Ф04-1035/2009 (1051-А03-10014/2008-34) и Письме Минфина РФ от 13 апреля 2010 г. № 0302-08/22.

На основании изложенного заявитель считает, что списанию подлежит вся задолженность предприятия в пределах сумм отвлеченных на нужды УИС в 1993-2001 гг. независимо от момента образования.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.7, 8, 9 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетных полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований входит принятие бюджета на очередной финансовый год, которым может быть предусмотрена возможность списания конкретной задолженности в бюджет соответствующего уровня.

В соответствии со ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Согласно ст.12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В части федерального бюджета возможность списания задолженности предприятий уголовно-исполнительной системы была предусмотрена федеральным законодательством.

Статьей 125 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Статьей 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" указано продолжить в 2006 году в ходе реформирования федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, списание в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в 2005 году, задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также задолженности по штрафам и пеням, образовавшейся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств указанных предприятий на нужды учреждений уголовно-исполнительной системы.

В целях реализации статьи 125 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» Правительством РФ принято постановление от 7 ноября 2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней».

Указанное постановление от 07.11.2005 № 660 Правительство Российской Федерации издало не в рамках статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, а во исполнение статьи 125 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Следовательно, правоотношения по списанию указанной задолженности регулируются нормами бюджетного законодательства РФ.

В пункте 1 названного постановления предусмотрено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по перечню согласно Приложению, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 года, а также начисленных на нее пеней).

Указанным постановлением также были утверждены Правила списания задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также начисленных на нее пеней с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее – Правила списания задолженности № 660).

Согласно п.2 Правил списания задолженности № 660 задолженность включает в себя всю задолженность предприятий уголовно-исполнительной системы по налогам, сборам, страховым взносам и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктурированную задолженность), а также начисленные пени и штрафы.

Решение о списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании по форме согласно Приложению N 1 и справки о средствах предприятия, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений, по форме согласно Приложению N 2, подписанных руководителем соответствующего территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний (п.3 Правил списания задолженности).

Налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту нахождения предприятия уголовно-исполнительной системы проводит в срок не позднее 30 дней после получения заявления о списании задолженности сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности по форме согласно Приложению N 3 (п.4).

При этом, согласно п.5 Правил, размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням и штрафам), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени и штрафы, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию.

Из положений постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 660 следует, что списанию подлежит задолженность предприятия уголовно-исполнительной системы по налогам и сборам на дату принятия решения о списании и в пределах средств, отвлеченных на нужды исправительных учреждений в 1993-2001 годах, в том числе задолженность, образовавшаяся в последующие годы, но непосредственно связанная с периодом оформления решения о списании.

При этом списание задолженности предприятия уголовно-исполнительной системы по налогам и сборам было установлено в 2005 году в соответствии со ст.125 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», а в 2006 году списание задолженности в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации, было продолжено в силу специального указания - статьи 122 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год".

Указанные Федеральные законы о федеральном бюджете в силу ст.ст.5, 12 Бюджетного кодекса РФ действовали соответственно с 01.01.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", а также последующие законы о федеральном бюджете указаний о продолжении списания задолженности в федеральный бюджет не содержат.

Следовательно, с учетом ст.ст.5, 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2005 N 660 действовало в течение 2005, 2006 финансового года и применению с 01.01.2007 не подлежит.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, пени по ЕСН в ФБ в сумме 147 176,1руб. сложились из пеней в сумме 99 255,21руб. – остатка пеней на недоимку по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке, срок уплаты которой приходится на 2007 финансовый год, и пеней в сумме 47 920,89руб., начисленных за период с 16.11.2006 по 11.12.2009 на недоимку по налоговой декларации за 2006 год, представленной в инспекцию 27.03.2007.

Поскольку пени в сумме 99 255,21руб. начислены на недоимку, подлежащую уплате в течение 2007 финансового года и формирующую бюджет 2007 года, то действие постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 660 на них не распространяется. Законодательство о федеральном бюджете на 2007 год и последующие годы не предусматривало возможности их списания.

Аналогично не подлежат списанию пени на задолженность за декабрь 2006г., подлежащую уплате по сроку 15.01.2007.

В части пеней по ЕСН в ФБ, начисленных за период с 16.11.2006 по 11.12.2009 на недоимку за октябрь и ноябрь 2006г. по налоговой декларации по ЕСН за 2006 год от 27.03.2007 суд считает заявленное требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Срок уплаты ЕСН в ФБ за октябрь и ноябрь 2006г. в соответствии со ст.243 НК РФ установлен 15.11.2006 и 15.12.2006, то есть в течение 2006 финансового года. Момент обнаружения недоимки, относящейся к 2006 году, не имеет правового значения, тем более, что в соответствии с п.6 Правил списания задолженности № 660 в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан внести в указанное решение соответствующие изменения в пределах размера средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений.

Кроме того, правовая позиция инспекции в части пеней за октябрь и ноябрь 2006 г. по налоговой декларации за 2006 г. не соответствует ее же действиям по фактическому списанию пеней, доначисленных в рамках выездной налоговой проверки, срок уплаты которых приходится на 2006 год (в том числе за октябрь и ноябрь 2006г.).

Пени по ЕСН в Федеральный ФОМС в сумме 2012,13руб., начисленные по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке, в том числе за декабрь 2006 г. в сумме 904руб., списанию не подлежат, так как срок уплаты пенеобразующих сумм приходится на 2007 год, когда списание уже не предусмотрено законами о федеральном бюджете.

Пени по ЕСН в территориальный ФОМС в сумме 5580,74руб. пеней за период с 16.01.2007 по 15.08.2008, начисленных по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке, в том числе 1643,47руб. за декабрь 2006г. по сроку уплаты 15.01.2007, списанию не подлежат, так как срок уплаты приходится на 2007 финансовый год.

В отношении пеней по ЕСН в ТФОМС в сумме 6203,54руб. за период с 16.11.2006 по 03.02.2010 на недоимку по налоговой декларации за 2006 год от 27.03.2007 заявление подлежит удовлетворению в части пеней на недоимку за октябрь и ноябрь 2006 года по срокам уплаты 15.11.2006 и 15.12.2006 по основаниям, аналогичным пеням по ЕСН в ФБ за октябрь и ноябрь 2006г.

В части 1611,40руб. пеней по ЕСН в ТФОМС на доначисленную по решению № 7 от 15.08.2008 недоимку за декабрь 2006г. по сроку уплаты 15.01.2007, 8831,15руб. пеней за период на недоимку, образовавшуюся в связи с несвоевременной уплатой налога по налоговой отчетности за 2007-2008 годы заявление удовлетворению не подлежит, так как сроки уплаты налога наступили в 2007 финансовом году, на который не распространяется действие Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2005 год» и «О федеральном бюджете на 2006 год», а также постановления Правительства РФ от 07.11.2005 № 660.

Пени по ЕСН в ФСС в сумме 2307,68руб., начисленные по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке за декабрь 2006 года по сроку уплаты 15.01.2007, списанию не подлежат по аналогичным основаниям.

Пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 323,88руб. начислены за период с 29.10.2008 по 29.03.2009 на недоимку по налоговой декларации за 9 месяцев 2008 года, списанию не подлежат, так как действовавшее в 2008-2009 годах бюджетное законодательство не предусматривало возможность списания такой задолженности.

НДС в сумме 131 653,63руб. является задолженностью по налоговой декларации за 4 квартал 2010 г., списанию не подлежит, так как не относится к периоду до 2007 г., а действовавшее в 2010 году законодательство о федеральном бюджете не предусматривало возможность списания этой задолженности.

Штраф за неуплату НДС в сумме 112 463руб. начислен по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке на доначисленный налог за 2006 год, пени в сумме 250 439,20руб. начислены по решению № 7 от 15.08.2008 по выездной налоговой проверке на доначисленный налог за 2006 год.

Указанные пени и штраф также не подлежат списанию.

Согласно п.6 Правил списания задолженности № 660 в случае, если после оформления решения о списании задолженности возникла необходимость изменения размера задолженности, налоговый орган либо исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации обязан внести в указанное решение соответствующие изменения в пределах размера средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений, и сообщить об этом соответствующему территориальному органу Федеральной службы исполнения наказаний.

Суд считает, что из содержания и смысла п.6 Правил списания задолженности № 660 следует, что может быть дополнительно списана задолженность по состоянию на дату принятия решения о списании задолженности, выявленная (образовавшаяся) после принятия решения о списании задолженности, в том числе в результате проведенных мероприятий налогового контроля за прошлые налоговые (отчетные) периоды, предшествующие дате оформления решения о списании задолженности. В данном случае речь идет о внесении изменений в уже принятое решение, а не о принятии нового решения о списании.

Аналогичные разъяснения даны письмом Минфина России № 03-01-13/4-224 от 23.03.2007.

Поскольку первоначальное решение о списании задолженности по НДС принято 30.12.2005, то после проведенной выездной налоговой проверки списанию подлежала только задолженность по доначисленному НДС за 2005 год.

Довод заявителя о том, что письмо Минфина России не относится к актам законодательства, не опровергает позицию суда.

Суд также не принимает довод заявителя о том, что предельные сроки списания задолженности не установлены, а возможность списания ограничена только размером средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993-2001 годах на нужды исправительных учреждений, поскольку он не соответствует бюджетному законодательству РФ. Российская Федерация самостоятельно определяет виды подлежащей списанию задолженности в федеральный бюджет, пределы и порядок такого списания. В спорной ситуации Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год» установлена возможность списания задолженности в 2005 году, которая была продолжена в 2006 году Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год». Действие этого Федерального закона закончилось 31.12.2006.

В части списания задолженности в областной и местные бюджеты заявление удовлетворению не подлежит в связи со следующим.

Списание задолженности предприятий уголовно-исполнительной системы в бюджет Ярославской области предусмотрено частью 3 статьи 8 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з "Об областном бюджете на 2006 год" (в ред. Закона ЯО от 29.09.2006 № 53-з). Названной нормой Администрации Ярославской области предоставлено право произвести списание задолженности федеральным государственным унитарным предприятиям учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по обязательным платежам в областной бюджет, образовавшейся в связи с отвлечением в 2003-2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленных на них пеней. Порядок списания указанных задолженности и пеней определяется постановлением Администрации Ярославской области.

Постановлением Администрации Ярославской области от 19 декабря 2006 г. № 302-а "О Порядке списания задолженности по обязательным платежам в областной бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" утвержден соответствующий Порядок списания задолженности (в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.09.2008 N 474-п), в соответствии с которым подлежащая списанию задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени и штрафы (п.2).

Решение о списании задолженности принимается налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании подаваемого заявления о списании задолженности (п.3).

Налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в срок до 31.12.2006 проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку) (п.4).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений.

Пени и штрафы, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Таким образом, принятое в соответствии с законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» данное постановление предусматривает возможность списания задолженности по налогам, пеням, штрафам только в пределах сумм задолженности, существующей по состоянию на 31.12.2006. Законами об областном бюджете на 2007 год и последующие годы возможность списания этой задолженности не предусмотрена.

В связи с этим довод заявителя об отсутствии временных ограничений списания задолженности не соответствует ст.ст.5, 12, 8 Бюджетного кодекса РФ, части 3 статьи 8 Закона Ярославской области от 28 декабря 2005 г. N 93-з "Об областном бюджете на 2006 год" (в ред. Закона ЯО от 29.09.2006 № 53-з), п.4 Порядка списания задолженности № 302-а.

В части бюджета Угличского муниципального района списание производилось в соответствии с постановлением главы Угличского муниципального района от 9 апреля 2007 г. № 289 "О Порядке списания задолженности по обязательным платежам в бюджет Угличского муниципального района, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, расположенных на территории Угличского муниципального района и являющихся плательщиками в бюджет Угличского муниципального района".

Данное постановление было издано в соответствии со статьей 28 решения Думы Угличского муниципального района от 29.03.2007 N 25 "О внесении изменений в решение Думы Угличского муниципального района от 21.12.2006 N 253 "О бюджете Угличского муниципального района на 2007 год".

Постановлением главы Угличского муниципального района от 9 апреля 2007 г. № 289 утвержден Порядок списания задолженности по обязательным платежам в бюджет Угличского муниципального района, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, расположенных на территории Угличского муниципального района и являющихся плательщиками в бюджет Угличского муниципального района.

В соответствии с п.2 Порядка списания задолженности № 289 задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени.

Пунктом 3 установлено, что решение о списании задолженности принимается территориальным налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании.

Согласно п. 4. Порядка территориальный налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в срок до 29.06.2007 проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Таким образом, указанное постановление также принято в соответствии с решениями о бюджете на 2007 год, предусматривает сверку задолженности по состоянию на 29.06.2007, то есть его действие не распространяется на последующие после 2007 года периоды и на списание штрафов. Аналогичные решения Думы Угличского муниципального района, предусматривающих возможность списания задолженности предприятий уголовно-исполнительной системы в 2008 году и последующих годах, отсутствуют.

Муниципальное образование самостоятельно определяет виды подлежащей списанию задолженности в бюджет муниципального образования, пределы и порядок такого списания.

Списание задолженности в бюджет городского поселения Углич урегулировано постановлением главы городского поселения Углич от 06.03.2007 № 26 «О порядке списания задолженности по обязательным платежам в местный бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», принятого в соответствии с п.21 решения Муниципального Совета городского поселения Углич от 22.02.2007 № 94 «О внесении изменений в решение Муниципального Совета городского поселения Углич от 14.12.2006 № 78 «О бюджете городского поселения Углич на 2007 год».

Утвержденный данным постановлением Порядок списания задолженности по обязательным платежам в местный бюджет, а также начисленным на нее пеням с федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы предусматривает, что задолженность включает в себя всю задолженность по налогам и сборам предприятий уголовно-исполнительной системы (в том числе задолженность, срок погашения которой был изменен путем предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита, задолженность, приостановленную к взысканию, и реструктуризированную задолженность), а также начисленные пени (п.2).

Пунктом 3 установлено, что решение о списании задолженности принимается территориальным налоговым органом по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы на основании заявления о списании.

В соответствии с п. 4. Порядка налоговый орган по местонахождению предприятия уголовно-исполнительной системы в месячный срок проводит сверку расчетов размера задолженности и составляет совместно с территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний соответствующий акт, на основании которого оформляется решение о списании задолженности (приложение 3 к данному Порядку).

Размер задолженности, подлежащей списанию (без учета задолженности по пеням), не должен превышать размер средств предприятия уголовно-исполнительной системы, отвлеченных в 1993 - 2001 годах на нужды исправительных учреждений. Пени, начисленные на задолженность в указанном размере на дату оформления решения о списании задолженности, подлежат списанию (п.5).

Указанное постановление, предусматривающие списание задолженности в бюджет городского поселения Углич, также принято в соответствии с решением о бюджете на 2007 год и в соответствии со ст.ст.5, 12 Бюджетного кодекса РФ не распространяется на последующие после 2007 года периоды и на списание штрафов. Аналогичные решения о бюджете на 2008 год и последующие годы не принимались.

В связи с этим суд считает правомерным отказ инспекции в списании штрафа по НДФЛ в сумме 26 191,79руб., так как списание штрафов в местные бюджеты решениями о бюджете на 2007 год не предусмотрено, а в областной бюджет списание задолженности производится по состоянию на 31.12.2006 в соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2005 № 93-з «Об областном бюджет на 2006 год».

Пени по НДФЛ в сумме 40 934,23руб. за 2007 год в части областного бюджета также не подлежат списанию, поскольку в областной бюджет списание задолженности производится по состоянию на 31.12.2006 в соответствии с Законом Ярославской области от 28.12.2005 № 93-з «Об областном бюджет на 2006 год».

Пени по ЕНВД в сумме 182,35руб., начисленные на недоимку по налоговым декларациям за 2 и 3 кварталы 2008 года, списанию не подлежат, так как Порядок списания задолженности № 289 и № 26 не предусматривает списание задолженности за пределами 2007 финансового года, а также списание задолженности во внебюджетные фонды.

Доводы заявителя судом не принимаются как основанные на неверном толковании бюджетного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Ярославской области, выразившиеся в отказе ГУП Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области в списании налогов, пеней и штрафов по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в общей сумме 736 210,79руб. по решениям инспекции от 08.11.2010 №№ 09-57/1, 09-57/2, 09-57/3, 09-57/4, 09-57/5, 09-57/6, 09-57/7, в части:

- отказа в списании пеней по ЕСН в ФБ, начисленных за период с 16.11.2006 по 11.12.2009 на недоимку за октябрь и ноябрь 2006 г. по налоговой декларации по ЕСН за 2006 год,

- отказа в списании пеней по ЕСН в ТФОМС, начисленных за период с 16.11.2006 по 03.02.2010 на недоимку за октябрь и ноябрь 2006г. по налоговой декларации по ЕСН за 2006 год.

Обязать инспекцию устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области в пользу ГУП Учреждения ЮН 83/3 ГУИН Минюста РФ по УИН Ярославской области 100руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров), в двухмесячный срок после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья Н.А.Розова