Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28,
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ярославль Дело № А82-13251/2012
29 декабря 2012г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Закрытого акционерного общества "КОРД" (ИНН 7601000417, ОГРН 1027600838924)
об оспаривании постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области от 15.10.2012г. № 30/6372 о назначении административного наказания
установил:
Закрытое акционерное общество «Корд» (далее – ЗАО «Корд», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ярославской области (далее – административный орган, Управление) от 15.10.2012 № 30/6732 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Стороны надлежащим образом уведомлены о сроках представления в суд дополнительных документов по делу.
Административный орган представил материалы по делу об административном правонарушении, а также письменный отзыв, согласно которому считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Управлением Росприроднадзора по Ярославской области на основании распоряжения руководителя Управления от 27.08.2012 № 368 проведена плановая выездная проверка в отношении ЗАО «Корд».
В ходе проверки установлено, что ЗАО «Корд» осуществляет деятельность по выработке тканей, пряжи и нитей технического назначения и имеет два производства: прядильное и крутильно-ткацкое. Сырьем для производства являются хлопковое и полиэфирное волокна, поступающие на фабрику в спрессованных кипах, а также полиэфирные и полиамидные комплексные нити и полиамидные мононити, поступающие в виде копс и бобин.
Согласно форме №2-ТП (отходы) за 2011г. у ЗАО «Корд» образовалось 277.589 тонн отходов 1-5 классов опасности. Из них основную массу составляют отходы 4 класса опасности- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) с смет с территории – 29,924 т. И 32,832 т. соответственно.
ЗАО «Корд» заключены договоры на вывоз и утилизацию отходов производства и потребления с лицензированными организациями, неизменность производственного процесса и используемого сырья подтверждена техническим отчетом от 31.10.2011.
В ходе проверки также было установлено, что места временного хранения отходов оборудованы надлежащим образом, за исключением места накопления ртутных ламп люминесцентных и ртутьсодержащих трубок. В помещении, где временно накапливаются люминесцентные лампы отсутствует герметичная емкость. Установлено хранение ламп в открытой бочке, присутствовали отходы металлолома. В помещении отсутствовали инструкции и вещества, необходимые для проведения демеркуризации. На предприятии также отсутствовало лицо, назначенное ответственным за обращением с отходами 1-4 класса опасности и имеющее профессиональную подготовку на право работы с отходами 1-4 класса опасности; порядок учета в области обращения с отходами, а также порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный в установленном порядке, на предприятии не разработан и не ведется.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Ярославской области составлен протокол об административном правонарушении от 09.10.2012 № 24/6372, по результатам рассмотрения которого 15.10.2012 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения Общества к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В силу части 1 статьи 15 Закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (часть 1 статьи 19 Закона).
Порядок учета в области обращения с отходами установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721.
В соответствии со статьей 26 вышеуказанного Закона юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение Обществом указанных требований Федерального закона № 89-ФЗ, что зафиксировано в акте проверки от 01.10.2012 № 31/6372.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение требований Федерального закона № 89-ФЗ вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения, выразившегося в невыполнении требований, предусмотренных статьей 11, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 19, статьей 26 Закона.
В остальной части вменяемых нарушений (не оборудовано надлежащим образом место накопления ртутных ламп люминесцентных и ртутьсодержащих трубок - отсутствует герметичная емкость, хранение ламп осуществляется в открытой бочке, отсутствуют инструкции и вещества, необходимые для проведения демеркуризации), суд исходит из следующего.
Порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681.
Пунктами 3,4,5,7,20 Правил установлено, что юридические лица разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару. В случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.
Таким образом, указанные Правила не устанавливают обязательного хранения ламп в герметичной емкости, а также не обязывают юридическое лицо иметь инструкцию и вещества, необходимые для проведения демеркуризации. Указанные в постановлении в качестве нарушенных положения статей 11, части 1 статьи 15, части 1 статьи 19, статьи 29 Закона № 89-ФЗ таких требований также не содержат. Иных ссылок на нормативные правовые акты в постановлении не указано.
С учетом изложенного, вменение указанных нарушений Обществу суд считает не правомерным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, признаков малозначительности правонарушения суд не усматривает, штраф применен административным органом в минимальном размере.
Доводы заявителя об устранении нарушений не свидетельствуют ни об отсутствии состава правонарушения, ни о малозначительности правонарушения.
Учитывая изложенное, суд не находит правых оснований для признания незаконным оспариваемого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного ЗАО «Корд» (ИНН 7601000417, ОГРН 1027600838924) требования о признании незаконным постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской области от 15.10.2012 № 30/6732 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья Т.Б.Краснова