ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13291/12 от 10.12.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-13291/2012

17 декабря 2012г.

Резолютивная часть решения от 10.12.2012.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В.Покровской

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог"   (ИНН 7609022934, ОГРН 1097609001082)

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области   от 19.10.2012г. № СР 40-08-5/12 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя –   Копейкина Н.В. по довер. от 24.07.2012;

от административного органа   – Советова Ж.В. – по довер. от 16.10.2012;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Диалог» (далее – Общество, ООО «УК Диалог») обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – Инспекция) от 19.10.2012г. № СР 40-08-5/12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 250000 руб.

Заявитель, не оспаривая по существу выявленные нарушения, просит признать правонарушение малозначительным; указывает, что нарушение устранено.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ООО «УК Диалог» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт).

В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация (товарищество, кооператив) обязаны раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 12 Стандарта также установлено, что в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).

Государственной жилищной инспекцией Ярославской области на основании Приказа госжилинспекции от 10.07.2012 № 122 «Об исполнении требований федерального законодательства по осуществлению государственного контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», в соответствии с Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162, осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа информации, применительно к факту раскрытия информации, источника опубликования, полноты, сроков и периодичности ее раскрытия.

В результате проведенного Инспекцией в период с 10.09.2012 по 11.09.2012 наблюдения и анализа опубликованной информации применительно к факту раскрытия информации, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия информации установлено, что:

1. в сети Интернет  на сайте управляющей организации (www.ukdialog.ru) информация, подлежащая раскрытию, не опубликована:

а) о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п.11 Стандарта);

б) о случаях привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения а сфере управления многоквартирными домами, количестве таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (п.12 Стандарта);

в) о стоимости работ (услуг) управляющей организацией (п.13 Стандарта);

г) о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (п.14 Стандарта).

информация опубликована не в полном объеме:

а) об управляющей организации в части реквизитов свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации) (пп. «б» п. 8 Стандарта); почтового адреса, адреса фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контакта телефонов, а также (при наличии) официального сайта в сети Интернет и адреса электронной почты (пп. «в» п.8 Стандарта); режима работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации (пп. «г» п. 8 Стандарта; перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (пп. «д» п. 8 Стандарта); перечня многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пп. «е» п. 8 Стандарта; сведений о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресе, включая официальный сайт в сети Интернет (пп. «ж» п. 8 Стандарта);

б)об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации, в части годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс
 приложения к нему, в виде электронного образа (копии) документов, отображающих, в том числе, подпись указанных руководителей и печать организаций (пп. «а» п. 9 Стандарта;
 сведений о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными дoмaми (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пп. «б» п. 9 Стандарта);

в)о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно
 управляющей организацией, в части услуг, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе;
 услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирные дома коммунальных ресурсов, заключения от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества
собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламны
 конструкций), охрана подъезда, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирном доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом
 (пп. «б» п. 10 Стандарта).

на информационном стенде по адресу: Ярославская обл., г.Ростов, ул. Чайковского, д.28, информация, подлежащая раскрытию, не размещена:

а) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (п. 9 Стандарта);

б) о случаях привлечения управляющей организации к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами, количестве
 таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных
 санкций (п. 12 Стандарта).

информация размещена не в полном объеме:

а) об управляющей организации в части адреса официального сайта в сети Интернет и адреса электронной почты (пп. «в» п.8 Стандарта); перечня многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пп. «е» п. 8 Стандарта); сведений о членстве управляющей организации в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет (пп. «ж» п.8 Стандарта);

б) о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно
 управляющей организацией, в части услуг, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирные дома коммунальных ресурсов, заключения от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), охрана подъезда, охрана коллективных автостоянок, учет собственников помещений в многоквартирном доме, иные услуги по управлению многоквартирным домом
 (пп. «б» п. 10 Стандарта);

в) о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в части сведений о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

- план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана (пп. «б» п. 11 Стандарта);

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

- сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год (пп. «б» п. 11 Стандарта);

- сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пп. «б» п. 11 Стандарта).

Также по сроку и периодичности раскрытия информациинарушены требования пункта 16 Стандарта в части сроков внесения изменений в раскрытую информацию на информационных стендахуправляющей организации в отношении сведений о стоимости работ (услуг) управляющей организацией (п. 13 Стандарта); о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (п. 14 Стандарта).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 11.09.2012 № 143-08-05.

Усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 7.12.1 КоАП РФ, государственным жилищным инспектором Ярославской области 17.09.2012 составлен протокол № 143-08-05, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение Стандарта раскрытия информации вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

Оценивая возможность признания правонарушения малозначительным, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок соблюдения требований действующего законодательства в части раскрытия управляющими компаниями необходимой информации, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Следовательно, несоблюдение Обществом указанных требований создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Данный случай не является исключительным, в связи с чем нарушение не может быть признано малозначительным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

При назначении наказания административным органом приняты во внимание все обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

При обращении в суд с заявлением ООО «УК Диалог» перечислило государственную пошлину в размере 4951,81 руб., что подтверждается платежным поручением № 247 от 10.09.2012. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежат возврату налогоплательщику в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" (ИНН 7609022934, ОГРН 1097609001082) требования о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области   от 19.10.2012г. № СР 40-08-5/12 отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Диалог" (ИНН 7609022934, ОГРН 1097609001082) государственную пошлину в размере 4951,81 руб., перечисленную по платежному поручению № 247 от 10.09.2012.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова