ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13580/12 от 19.12.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль Дело №А82-13580/2012

24 декабря 2012г.

Резолютивная часть решения от 19.12.2012.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи

Т.Б.Красновой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В.Покровской

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью "Жилой Дом"

(ИНН 7609022081, ОГРН 1087609002360)

об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области   от 19.10.2012г. № СР 65-08-2/12  о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя –   Кибирев Г.В.- ген.директор;

Шайхутдинова М.Ю. по довер. от 10.01.2012;

от административного органа   – Советова Ж.В. – по довер. от 16.10.2012;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилой дом" (далее – Общество) обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – Инспекция) от 19.10.2012г. № СР 65-08-2/12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 260000 руб.

Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ООО «Жилой дом» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт).

В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация (товарищество, кооператив) обязаны раскрывать следующую информацию:

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Пунктом 12 Стандарта также установлено, что в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).

Государственной жилищной инспекцией Ярославской области на основании Приказа госжилинспекции от 10.07.2012 № 122 «Об исполнении требований федерального законодательства по осуществлению государственного контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», в соответствии с Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162, осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа информации, применительно к факту раскрытия информации, источника опубликования, полноты, сроков и периодичности ее раскрытия.

В результате проведенного Инспекцией в период с 11.09.2012 по 12.09.2012 мониторинга на предмет полноты раскрытия Обществом информации в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации, установлено, что:

на сайте администрации г.Ростова Великого http://www. grad-rostov.ruОбществом не раскрыта информация, подлежащая раскрытию:

а) общая информация об управляющей организации в xасти сведений о членстве Общества в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов включая официальный сайт в сети Интернет (пп. ж) п. 8 Стандарта);

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты (п.9 Стандарта);

в) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей
 организацией.(п. 10 Стандарта).

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты (п. 11 Стандарта);

д) сведения о случаях применения мер административного воздействия к управляющей организации за нарушения в сфере управления многоквартирными домами не раскрыты
 (п. 12 Стандарта);

е) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работ (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае если гарантия качества предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией); указание
 конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества Дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг) (пп.«а» п. 13 Стандарта);

ж) перечень коммунальных ресурсов, которые закупаются у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и
закупочных цен на такие ресурсы (пп.«а» п. 14 Стандарта), тарифы (цены) для потребителей установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых производится закупка
 коммунальных ресурсов. При этом указываются реквизиты нормативных правовых актов (дата номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в установленные Стандартом сроки размещения информации, подлежащей раскрытию после внесения в нее изменений (пп. «б» п. 14 Стандарта).

На информационном стенде Общества расположенном по адресу: г. Ростов, ул. Малая Заровская, д. 18 а, не раскрыта информация, подлежащая раскрытию:

а) общая информация об управляющей организации в части отсутствия информации о реквизитах свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации) (пп. «б» п.8 Стандарта, почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления управляющей организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети Интернет и адрес электронной почты (пп. «в» п. 8 Стандарта), о перечне многоквартирных домов, находящихся
 в управлении управляющей организации на основе договора управления, с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них (пп. «д» п. 8 Стандарта), информация о перечне домов в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем кaлeндapнoм году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления (пп. «е» п.8 Стандарта), о членстве Общества в саморегулируемой организации и (или) других объединения;
 управляющих организаций с указанием их наименований и адресов включая официальный сайт сети Интернет (пп. «ж» п.8 Стандарта);

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации не раскрыты (п. 9 Стандарта);

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты (п. 10 Стандарта);

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирном доме не раскрыты (п. 11 Стандарта);

д) сведения о случаях применения мер административного воздействия к управляющей организации за нарушения в сфере управления многоквартирными домами в части не
 предоставления копий документов о применении мер административного воздействия, а также мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций (п. 12 Стандарта);

е) информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации (п. 13 Стандарта);

ж) информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы (п. 14 Стандарта).

Выявленные нарушения зафиксированы в акте № 148-08-02 от 12.09.2012.

Невыполнение требований, установленных Стандартом раскрытия информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение Стандарта раскрытия информации вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения.

Оценивая возможность признания правонарушения малозначительным, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В рассматриваемом случае правонарушение посягает на установленный законом порядок соблюдения требований действующего законодательства в части раскрытия управляющими компаниями необходимой информации, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений.

Следовательно, несоблюдение Обществом указанных требований создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих обязанностей. Данный случай не является исключительным, в связи с чем нарушение не может быть признано малозначительным.

Доводы заявителя о том, что Инспекцией проведена проверка с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", судом отклоняются.

Процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами определяет Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ № 162 от 09.04.2012.

В соответствии с пунктом 2 Порядка контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Согласно пункту 4 Порядка контроль осуществляется в следующих формах:

а) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам «а»-«г» пункта 3 настоящего Порядка;

б) проведение плановых и внеплановых проверок.

Плановые и внеплановые проверки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 4 настоящего Порядка, проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

Плановые и внеплановые документарные и выездные проверки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (пункты 6,7 Порядка).

Как усматривается из материалов дела, в рассматриваемом случае Инспекцией проводилось (и в настоящее время проводится) систематическое наблюдение и анализ информации применительно к подпунктам «а»-«г» пункта 3 настоящего Порядка, в соответствии с приказом начальника Инспекции от 10.07.2012.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Для осмотра информационного стенда и официальных сайтов, информация на которых соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, доводится до неограниченного круга лиц, не требуется и не осуществляется взаимодействие органа, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) и управляющей компании. Обязанности по предоставлению информации административному органу на Общество Инспекцией также не возлагалось.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что поскольку плановая (внеплановая) проверка административным органом в отношении Общества не проводилась, Инспекцией осуществлялось систематические наблюдение и анализ размещенной информации, действия по проведению контрольных мероприятий в рассматриваемом случае не регулируются Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В рассматриваемом случае поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (статья 28.1 КоАП РФ) послужило непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.

Вместе с тем, учитывая, что Общество ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, иных отягчающих ответственность обстоятельств административным органом не установлено, к моменту рассмотрения дела и вынесении постановления нарушения были устранены, суд полагает возможным определить Обществу наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ. При этом суд руководствуется пунктом 19 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и изменить постановление Государственной жилищной инспекции Ярославской области от 19.10.2012 № СР 65-08-2/12 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Жилой Дом" (ИНН 7609022081, ОГРН 1087609002360) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения административного наказания, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 250000 руб.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Т.Б.Краснова