ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-13763/20 от 02.12.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http
://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-13763/2020

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клевакиной Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Ярославского регионального отделения общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация КУДО России" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Контрольно-счётной палате Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

при участии третьего лица -Департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным предписания от 16.07.2020 № 03-01/473,

при участии:

от заявителя – ФИО1 – адвоката по доверенности от 14.10.2020,

от ответчика – ФИО2 – консультанта-юриста контрольно-методического отдела по доверенности от 10.09.2020,

установил:

Ярославское региональное отделение общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации "Федерация КУДО России" (далее – заявитель, Федерация КУДО) обратилось в арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным предписания Контрольно-счётной палаты Ярославской области (далее – КСП) от 16.07.2020 № 03-01/473 о возврате в доход областного бюджета средств субсидии, использованной не по целевому назначению, на общую сумму 158тыс.руб.

Заявитель полагает, что субсидия использована по целевому назначению – на украшение места проведения соревнований по КУДО.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, получатель субсидии представил подтверждающие документы на оплату оказанных услуг по статье расходов «украшение зала» только на сумму 11,285руб., остальные расходы не относятся к услугам по украшению зала и носят нецелевой характер.

Департамент по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области (далее – Департамент) представителя в заседание не направил, представил письменный отзыв, в котором поддержал доводы заявителя.

В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассматривается без участия представителя третьего лица.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Между Департаментом по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области и Федерацией КУДО заключено Соглашение от 24.04.2019 № 15с/1/2019 (далее – Соглашение) по предоставлению в 2019 году из областного бюджета субсидии Федерации КУДО на реализацию проекта «Подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд Ярославской области по КУДО России» на территории Ярославской области (далее по тексту - Проект).

В целях проведения мероприятий Проекта запланированные средства субсидии предоставлены в соответствии со сметой расходов Федерации КУДО на 2019 год (пункт 1.2 Соглашения), согласованной 24.04.2019 и являющейся приложением к Соглашению.

Согласно п.3.1 Соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком определения объема, предоставления и возврата субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 20.02.2018 № 89-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» (далее – Порядок предоставления субсидий), на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения.

Пунктом 4.2.2 Соглашения предусмотрено право главного распорядителя средств запрашивать у получателя субсидии документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии и настоящим с Соглашением, в соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 данного раздела Соглашения.

Получатель субсидии обязуется обеспечивать целевое использование субсидии и достижение значений показателей результативности, установленных пунктом 1.3 раздела 1 Соглашения (п.4.3.1), расходовать субсидию в соответствии со сметой расходов (п.4.3.2), предоставлять в адрес Главного распорядителя средств отчетность, указанную в п.4.3.3 Соглашения.

В силу п.4.3.5 Соглашения в случае получения от Главного распорядителя средств требования в соответствии с подп.4.1.4 п.4.1 данного раздела получатель субсидии обязан устранять факты нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидии в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

В Смету расходов Федерации КУДО на 2019 год (далее – Смета) включены статьи расходов (перечень услуг, работ), по которым финансирование предусмотрено за счет субсидии, предоставленной из областного бюджета.

Пунктом 5 Сметы включены расходы на проведение Всероссийского турнира им.М.А.Захарычева 05-06 апреля 2019г. г.Ярославль, в том числе на украшение места проведения соревнований – 118 000руб.

Пунктом 6 Сметы включены расходы на проведение регионального турнира по КУДО, посвященного Победе советского народа в Великой Отечественной войне 09.ю05.2019 г.Ярославль, в том числе на украшение места соревнований – 51 285руб.

Пунктом 4.2 Соглашения предусматривалась возможность изменения его условий, в том числе статей расходов сметы Федерации КУДО на 2019 год, однако в ходе выполнения мероприятий Проекта соответствующие корректировки сметы расходов Федерацией КУДО и Департаментом в 2019 году не вносились.

Во исполнение Соглашения Федерацией КУДО заключены договоры с индивидуальным предпринимателем ФИО3 (далее по тексту - ИП ФИО3):

- от 04.04.2019 № 27 на предмет оказания комплекса услуг, связанных с организацией и проведением Всероссийского студенческого турнира по КУДО имени М.А. Захарычева, на сумму 118 000,00 руб., в том числе:

ведущий - для проведения церемонии открытия и закрытия (стоимость услуг 8 000,00 руб.),

звуковое оборудование - комплект звукового оборудования, работа звукооператора на открытии, финалах и награждении (стоимость услуг 12 000,00 руб.),

экран + проектор - аренда оборудования, доставка, монтаж и демонтаж (стоимость услуг 15 000,00 руб.),

свет - освещение площадки 14x14 метров: фермы на лебедках, прожектора, головы монтаж и демонтаж оборудования, работа специалистов (стоимость услуг 45 000,00 руб.),

каскадеры - выступление каскадеров Ярфильм (лайт-шоу, номер «Китайский цирк» (стоимость услуг 20 000,00 руб.),

танцевальный номер - перед финалом (стоимость услуг 4 000,00 руб.),

барабанщики - на время проведения турнира (стоимость услуг 14 000,00 руб.);

- от 06.05.2019 № 33 на предмет оказания комплекса услуг, связанных с организацией и проведением Регионального турнира по КУДО, посвященного победе советского народа в ВОВ, на сумму 51 285,00 руб., в том числе:

доставка и раскладка татами - аренда, доставка, монтаж, демонтаж татами (стоимость услуг 15 000,00 руб.),

звуковое сопровождение - аренда звукового оборудования, работа звукооператора (стоимость услуг 15 000,00 руб.),

ведущий - проведение церемонии открытия турнира, церемония награждения спортсменов (стоимость услуг 10 000,00 руб.),

украшение зала - услуга по украшению зала воздушными и гелиевыми шарами (стоимость услуг 11 285,00руб.).

Всего по указанным договорам принято по актам и оплачено услуг на сумму 169 285 руб., из них, по мнению КСП, в размере 158 00руб. оплачены виды услуг, не относящиеся к услугам по украшению мест соревнований, установленным в Смете на 2019г., и лишь в размере 11285руб. оплачены услуги по украшению зала, предусмотренные Сметой.

КСП была проведена камеральная проверка соблюдения условий договоров (соглашений) оп предоставлении из областного бюджета средств субсидий, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 18.06.2020 и выдано Федерации КУДО предписание от 16.07.2020 № 03-01/473 (далее – Предписание), согласно которому установлено нецелевое использование средств субсидии.

В частности, в нарушение пункта 3 статьи 53 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 2.6 постановления Правительства Ярославской области от 20.02.2018 № 89-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области», пункта 5 постановления Правительства Ярославской области от 20.04.2010 № 229-п «Об утверждении Порядка финансирования за счет средств областного бюджета и норм расходов при проведении физкультурных и спортивных мероприятий Ярославской области», сметы расходов на 2019 год к соглашению от 24.04.2019 № 15с/1/2019 Федерацией КУДО были заключены и оплачены за счет средств субсидии из областного бюджета договоры с ИП ФИО3 на общую сумму 158,0тыс.руб., в том числе от 04.04.2019 № 27 на сумму 118,0тыс.руб. и от 06.05.2019 № 33 на сумму 40,0тыс.руб., на услуги, связанные с организацией и проведением мероприятий, не соответствующих целям, определенным соглашением, являющимся основанием для предоставления указанных средств, вместо услуги по украшению места соревнований, на реализацию которых предоставлялась субсидия из областного бюджета в соответствии со сметой расходов на 2019 год к Соглашению.

На основании ст.270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» , статьи 17 закона Ярославской области от 07.11.2011 № 40-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области» Федерации КУДО предписано в срок до 18.09.2020 принять меры к возврату в доход областного бюджета средств субсидии, использованной не по целевому назначению, на общую сумму 158,0тыс.руб. по договорам, заключенным с ИП ФИО3, в том числе от 04.04.2019 № 27 на сумму 118,0тыс.руб. и от 06.05.2019 № 33 на сумму 40,0тыс.руб.

Как пояснила КСП в отзыве и в судебном заседании, в соответствии с «Толковым словарем русского языка» под редакцией ФИО4 и ФИО5 украшение – это предмет украшающий собой кого-что-нибудь, а украсить – придать кому-чему-нибудь красивый вид, сделать нарядным, наряднее. Соответственно, указанная в смете статья расходов «Украшение места соревнования» включает в себя расходы, связанные с приданием красивого, нарядного вида месту соревнования, то есть помещению (залу), в котором непосредственно проводится мероприятие (соревнование).

В этой связи к услугам по договорам с ИП ФИО3 № 27 от № 33 могут быть отнесены только расходы на оплату услуг по украшению зала воздушными и гелиевыми шарами в сумме 11 285руб.

По договору № 33 аренда, доставка и раскладка татами не является украшением зала, это оборудование места проведения соревнования спортивным снаряжением, без которого невозможны сами соревнования. Звуковое сопровождение, а именно аренда звукового оборудования, работа звукооператора, а также услуги ведущего по проведению церемонии открытия турнира и церемонии награждения спортсменов не относится к украшению зала, это услуги по организации спортивного мероприятия.

По договору № 27 услуги ведущего по проведению церемонии открытия турнира, звуковое сопровождение (комплект звукового оборудования, работа звукооператора на открытии, финалах и награждении), аренда экрана и проектора, освещение места проведения соревнования (площадки 14х14 метров – фермы на лебедках, прожектора, головы, монтаж и демонтаж оборудования, работа специалистов), выступление каскадеров Ярфильм (лайт-шоу, номер «Китайский цирк»), танцевальный номер, барабанщики также не относятся к украшению места проведения соревнования. Изменения в смету расходов не вносились.

Представитель КСП также указал, что дополнительные соглашения к договорам № 27 и № 33 представлены в материалы дела, ранее заявителем Контрольно-счетной палате не представлялись.

Не согласившись с выданным Предписанием, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

По мнению заявителя, согласованная сторонами указанного Соглашения статья расходов «Услуги по украшению места проведения соревнования» сметы расходов включает в себя комплекс услуг по подготовке и оформлению мест проведения соревнований, в том числе аренда необходимого для проведения конкретного спортивного мероприятия оборудования (экран, проектор, татами и др.), организация и проведение церемонии открытия и закрытия конкретного спортивного мероприятия (выступления ведущего, каскадеров, танцевальных групп, музыкантов (барабанщиков) и др.), по предоставлению звуковой, световой и иной аппаратуры, украшение зала и др.

Заявитель полагает, что «услуги по украшению места проведения соревнования» включают в себя комплекс услуг для организации спортивных мероприятий, направленные на их привлекательность, с помощью которых возможно придать им большую значимость для подготовки спортивного резерва для спортивных команд Ярославской области по КУДО России.

Данное обстоятельство подтверждается изменениями, внесенными в договоры № 27 от 04.04.2019 и № 33 от 06.05.2019.

Согласно Дополнительным соглашениям № 1 к указанным договорам, пункты 1.1 договоров изложены в редакции: «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по заданию Заказчика оказать услуги по украшению места проведения соревнования – турнира по КУДО».

Заявитель исходит из положений ч.4 ст.421 ГК РФ, в соответствии с которой условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст.422 ГК РФ). В законодательстве не содержится обязательного условия и разъяснения понятие «украшение», следовательно, стороны договора вправе определить условия договора по своему усмотрению, что в данном случае сторонами и сделано в соответствии с дополнительными соглашениями к спорным договорам.

Таким образом, все оказанные ИП ФИО3 услуги относятся к услугам по украшению места проведения соревнования и подпадают под действие Соглашения.

Финансирование оказанных ИП ФИО3 услуг по указанным мероприятиям допускается Порядком финансирования за счет средств областного бюджета и нормам расходов при проведении физкультурных и спортивных мероприятий Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.04.2010 № 229-п.

Заявитель полагает, что оказанные ИП ФИО3 комплексные услуги по договорам от 06.05.2019 № 33 и от 04.04.2019 № 27 соответствуют и не противоречат целям, определенным Соглашением согласованной сторонами Соглашения, смете расходов ЯРОО ФСОО «Федерация КУДО России» на 2019 год.

Также заявитель не согласен с толкованием КСП понятия «украшать», «украшение». «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» под ред. ФИО6 (М.: Русские словари, 1999) определяет следующие синонимы слова «украшать»: отделывать, изукрашивать, наводить красоту, орнаментировать, инкрустировать, расшивать, пересыпать, приукрашать, задрапировывать, расцвечивать, скрашивать, приукрашивать, убирать, наряжать, прихорашивать, расписывать, сглаживать, гарнировать, придавать красоту; в то же время «уснащать» в соответствии с «Толковым словарем русского языка» под ред. ФИО7 (1935-1940) – то же, что «оснащать», то есть «обеспечивать или снабжать всеми необходимыми техническими средствами и оборудованием». Именно данную позицию поддерживает истец в судебном разбирательстве.

Исследовав материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы АПК РФ.

В силу части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункта 1); обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10).

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств - это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 265, пунктов 1, 3 статьи 267.1, пункта 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации контрольно-счетные органы субъекта Российской Федерации, являясь органами внешнего государственного финансового контроля, при осуществлении своих полномочий проводят проверки, направляют проверяемым акты, заключения, представления и (или) предписания. При этом под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению, в частности, законности отдельных финансовых и хозяйственных операций.

Статьей 16 Закона Ярославской области от 07.11.2011 N 40-з "О Контрольно-счетной палате Ярославской области» установлено, что Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы Ярославской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Ярославской области или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Представление Контрольно-счетной палаты подписывается председателем, заместителем председателя либо аудитором Контрольно-счетной палаты. Органы государственной власти и государственные органы Ярославской области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме Контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

В соответствии с частью 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Ярославской области от 20.02.2018 № 89-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области» утвержден Порядок определения объема, предоставления и возврата субсидий из областного бюджета физкультурно-спортивным организациям Ярославской области, согласно которому субсидия выдается на финансовое обеспечение мероприятий, а также на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по развитию массового спорта, привлечению к занятиям физической культурой и спортом детей и подростков, популяризации физической культуры и спорта среди различных групп населения, услуг по подготовке спортивного резерва.

Пунктом 2.6 Порядка № 89-п предусмотрено, что субсидия носит целевой характер и не может быть направлена на иные цели, кроме тех, которые указаны в соглашении. Получатели несут ответственность в соответствии с федеральным и областным законодательством за нецелевое расходование выделенных средств.

Пунктом 4.5 Порядка № 89-п указаны основания, по которым субсидия полностью или частично подлежит возврату в областной бюджет. В их числе - нарушение получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных Порядком № 89-п, а также обязательств, предусмотренных соглашением.

Как усматривается из материалов дела и пояснений сторон, в ходе проверки уполномоченным органом установлено, что заявитель в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктов 4.3.1, 4.3.2 Соглашения Федерацией КУДО допущено нецелевое использование средств субсидии, а именно средства субсидии использованы не в соответствии с видом расходов «Украшение места проведения соревнования» Сметы расходов ЯРОО ФСОО «Федерация КУДО России» на 2019 год.

В частности, заявителем документально не подтверждено целевое расходование выделенной из областного бюджета субсидии в сумме 158,0тыс.руб. на украшение места проведения соревнований. Предоставленные заявителем документы подтверждают расходование выделенных средств на предусмотренные Сметой расходов цели только в сумме 11285руб. - на украшение места проведения соревнований воздушными и гелиевыми шарами по договорам с ИП ФИО3 № 27 от 04.04.2019 и № 33 от 06.05.2019.

Поскольку обязанность подтверждения целевого характера использования средств субсидии лежит на ее получателе, и в нарушение ст.65 АПК РФ представленными документами целевой характер использования средств не подтверждается, требование заявлено необоснованно.

Доводы заявителя судом не принимаются. По мнению суда, оказанные ИП ФИО3 услуги, независимо от того, как они поименованы в договорах и дополнительных соглашениях, по своей сути не относятся к услугам по украшению места проведения соревнования, за исключением украшения зала шарами.

По договору № 27 услуги ведущего по проведению церемонии открытия турнира, звуковое сопровождение (комплект звукового оборудования, работа звукооператора на открытии, финалах и награждении), аренда экрана и проектора, освещение места проведения соревнования (площадки 14х14 метров – фермы на лебедках, прожектора, головы, монтаж и демонтаж оборудования, работа специалистов), выступление каскадеров Ярфильм (лайт-шоу, номер «Китайский цирк»), танцевальный номер, барабанщики также не относятся к украшению места проведения соревнования. Аренда и раскладка татами относится к оборудованию места проведения соревнования спортивным снаряжением, без которого невозможны сами соревнования.

Аналогично по договору № 33 аренда, доставка и раскладка татами не является украшением зала, это оборудование места проведения соревнования спортивным снаряжением. Звуковое сопровождение, а именно аренда звукового оборудования, работа звукооператора, а также услуги ведущего по проведению церемонии открытия турнира и церемонии награждения спортсменов не относится к украшению зала, это услуги по организации спортивного мероприятия.

К договорам от 04.04.2019 № 27 и от 06.05.2019 № 33 представлены спецификации, где украшение выделено отдельно от прочих услуг по проведению мероприятий.

Изменения в смету расходов не вносились, КСП правомерно проводило проверку использования выделенных бюджетных средств в рамках определенных Сметой расходов.

В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ч.1 ст.177 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

Розова Н.А.