ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-14115/15 от 17.02.2016 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-14115/2015

04 марта 2016 года

Резолютивная часть решения оглашена –17 февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен - 04 марта 2016 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клименко Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области  (ИНН - 7604068029, ОГРН - 1047600412750)

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»   (ИНН - 7717127211, ОГРН - 1027739456084)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя   – Бушелашвили У.А. – предст. по пост. дов., Мельников А.Л. – уполн. предлст.;

от лица, в отношении которого составлен протокол   – Плеханова М.И., Красильников Б.В., Семисорин Д.В., Сазонов А.В. - предст. по пост. дов.

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН - 7717127211, ОГРН - 1027739456084) (далее по тексту – ответчик, ФГУП) о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства, связанного с лицензированием отдельных видов деятельности, по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и письменных дополнениях к нему.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных к нему требований в полном объеме; считает себя не надлежащим субъектом вменяемого правонарушения, поскольку не оказывает услуги связи конкретным потребителям - физическим лицам; договоры заключены только с вещателями; спорный вид деятельности осуществляется в тестовом режиме; отсутствуют доходы от рассматриваемого вида деятельности; отсутствует вина ФГУП - поскольку им были предприняты все необходимые меры для устранения помехи, влияющей на качество связи. Подробно правовая позиция ФГУП изложена в материалах дела в отзыве и дополнениях к нему.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ярославской области, в связи с поступившими обращениями потребителей гр. Шустовой Т.Б., Драницына Э.А. , в отношении ответчика – Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН - 7717127211, ОГРН - 1027739456084) - на основании приказа и.о. руководителя Управления от 24.08.2015 № 196-нд, в период с 25.08.2015 по 16.09.2015, была проведена выездная внеплановая проверка. Результаты проверки оформлены актом от 16.09.2015 № А-130709-76-02/0001.

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

ФГУП «РТРС» является единым государственным оператором эфирного телерадиовещания России; является одним из основных исполнителей ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации в 2009- 2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2009 № 985 (с изменениями).

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.06.2009 № 715 «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», Общество определено оператором связи, осуществляющим эфирную аналоговую и эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных каналов и радиоканалов, а также доставку сигналов общероссийских обязательных общедоступных каналов и радиоканалов через спутниковые и наземные линии связи до радиоэлектронных средств, предназначенных для передачи сигнала, на основании договора с вещателями.

Соответственно, ФГУП заключаются договоры с вещателями каналов; каких-либо договоров с абонентами ФГУП - не заключает.

ФГУП имеет лицензию на оказание услуг связи для целей эфирного вещания от 04.06.2015 № 130709 со сроком действия до 04.06.2020. Условием осуществления данного вида деятельности является соблюдение предприятием условий имеющейся лицензии (с приложениями к ней).

Подпунктом «а» пункта 4 лицензионных требований лицензии установлена обязанность лицензиата обеспечить предоставление абоненту (пользователю) приема сигналов программы (программ) телевизионного вещании и(или) радиовещания от вещателей.

Подпунктом «б» пункта 4 лицензионных требований лицензии установлена обязанность лицензиата обеспечить предоставление абоненту (пользователю) трансляцию сигналов программы (программ) в эфире.

25.06.2015 введен в эксплуатацию фрагмент сети электросвязи «Строительсвто сети цифрового наземного телевизионного вещания Ярославской области 1-го мультиплекса (3-я очередь)». ФГУП осуществляет цифровое вещание на РТС Переславль «Ям» Переславского района Ярославской области, расположенной по адресу - 152 020, Ярославская область, Переславский р-он, Веськовский сельский округ, село Ям. При этом. оборудование (РТС) было смонтировано в установленном порядке, согласно имеющегося на него проекта, на который было получено положительное заключение государственной экспертизы от 04.06.2013 № 76-1-4-0088-13.

Приемка оборудования была осуществлена в установленном порядке, в том числе – при участии представителей административного органа. По данным ответчика, ввод объекта электросвязи в эксплуатацию - не произведен; оборудование работает в тестовом режиме.

По представленным к проверке данным (ответчика и потребителей физических лиц), ФГУП с радиотелевизионной станции (далее по тексту – РТС) «Ям» г. Переславля-Залесского Ярославской области, в процессе обеспечения вещания - не обеспечивает непрерывное предоставление сигнала программ от вещателей и не обеспечивает непрерывное предоставление пользователю трансляции сигналов программ в эфире. В ходе вещания ответчиком была выявлена проблема: на спутниковую приемную станцию, работающую на прием на частоте 3665 МГц воздействует помеха, в результате чего прием программы со спутника КА «Экспресс АМ 7» 40 гр.в.д. прерывается, что, в свою очередь, прерывает эфирную трансляцию цифрового канала на 52 ТВК. Помеха действует начиная с 09 часов 00 минут до 12 часов 00 минут и с 13 часов .00 минут до 17 часов 00 минут.

ФГУП, с момента самостоятельного выявления помехи, предпринимало меры для ее устранения - обращалось в административный орган и в радиочастотный центр - ФГУП «РЧЦ ЦФО» (переписка приобщена в материалы дела) – для целей нахождения причины и устранения внешней помехи; осуществлялся перенос станции в иные положения; применялась экранировка станции спутникового приема от мешающего воздействия металлоконструкции; применялись полосовые фильтры для станций спутникового приема для отсечения помех.

Также ФГУП участвовало в рабочих совещаниях в Центральном аппарате Ростехнадзора по указанному вопросу (протокол от 29.11.2015, от 15.01.2016).

Вместе с тем, как было установлено в ходе проверки заявителем, произведенные мероприятия положительного результата для обеспечения непрерывного и качественного вещания – не принесли.

Изложенные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.

Ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией, установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере от тридцати до сорока тысяч рублей - для юридических лиц.

Протоколом об административном правонарушении от 23.09.2015 № 653 был установлен факт нарушением ФГУП условий имеющейся у него лицензии; нарушено требование пункта 1 статьи 46 Закона о связи; подпункты «а», «б» лицензионных требований лицензии.

. В ходе проверки предприятие подтвердило фактические обстоятельства дела; пояснило суду, что им предпринимались меры для устранения выявленного нарушения.

Оценив материалы дела и доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии оснований для привлечения ФГУП к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, исходя из следующего.

Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает привлечение юридических лиц к ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Обоснованной следует признать ссылку заявителя на нарушение ФГУП требований статьи 46 Федерального закона «О связи» № 126-ФЗ.

Подпунктом «а» пункта 4 лицензионных требований лицензии установлена обязанность лицензиата обеспечить предоставление абоненту (пользователю) приема сигналов программы (программ) телевизионного вещании и(или) радиовещания от вещателей.

Подпунктом «б» пункта 4 лицензионных требований лицензии установлена обязанность лицензиата обеспечить предоставление абоненту (пользователю) трансляцию сигналов программы (программ) в эфире.

При этом. совокупность действий оператора связи (ФГУП) и вещателей обеспечивает для потребителей получение услуги связи (телерадиовещание) надлежащего качества (как по качеству изображения, так и по времени их предоставления).

Судом рассмотрены и отклоняются доводы ответчика, с учетом следующего.

1. Обязательные лицензионные условия и требования предусмотрены соответствующей лицензией ФГУП и приложениями к ней; подлежат обязательному соблюдении. С учетом этого обстоятельства, доводы ФГУП - об отсутствии у него договоров с абонентами не влияет на итоговый вывод суда – исходя из состава вменяемого ответчику состава правонарушения.

2. Судом рассмотрен и отклоняется довод ответчика о том, что РТС «Ям» функционирует в режиме тестового вещания, как не соответствующий письменным доказательствам (объяснениям) по делу, сделанным в ходе проверки. Необходимых и достаточных доказательств обратного ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ, суду не представлено.

3. Судом рассмотрен и отклоняется довод ответчика о том, что рассматриваемый вид деятельности не может считаться предпринимательской деятельностью, ввиду отсутствия дохода от деятельности конкретного структурного подразделения – РТС «Ям». ФГУП осуществляет деятельность в качестве юридического лица; несет, соответственно, риски от осуществления предпринимательской деятельности, согласно статьи 2 Гражданского кодекса Рф.

Вместе с тем, ответчиком не представлено суду необходимых и достаточных доказательств того, что им были предприняты все возможные меры для соблюдения соответствующей обязанности.

В частности, как пояснили стороны в ходе судебного заседания (аудиозапись от 17.02.2016), кроме возможного разрешения данного вопроса в Ростехнадзоре в организационном порядке; имеются также иные возможности для выполнения соответствующей обязанности ответчиком – например, обращение за выделением дополнительных (иных) радиочастот; осуществление вещания через других операторов связи либо посредством использования беспроводных сетей, (что является более затратными либо трудоемкими способами).

Таким образом, по мнению суда, изложенные заявителем доводы о совершении ФГУП вменяемого ему состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждены материалами дела, являются установленными.

Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой невозможность привлечения ФГУП к административной ответственности, судом из материалов дела не установлено.

Признаков малозначительности правонарушения из материалов дела суд не усматривает.

С учетом изложенного, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, учитывая совокупность фактических обстоятельств дела – а именно, активное принятие ответчиком мер по устранению выявленного нарушения, суд усматривает возможность для назначения административного взыскания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН - 7717127211, ОГРН - 1027739456084) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и наложить административное взыскание в виде предупреждения.

Предупредить Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (ИНН - 7717127211, ОГРН - 1027739456084) о недопустимости впредь нарушения лицензионных условий и требований при оказании услуг связи для целей эфирного вещания..

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья А.В. Глызина