АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28
http://yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-14277/2016
11 мая 2017 года
Резолютивная часть решения оглашена : 25 апреля 2017г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тарапун Л.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ярославская швейная фабрика" (ИНН 7627027607, ОГРН 1047602212140)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Межмуниципальный отдел по Ярославскому и Некрасовскому районам) – государственный земельный надзор (ИНН 7604071920, ОГРН 1047600432219)
об отмене постановления от 15.09.2016 по делу № 27-20-30/2016
при участии
от заявителя – Терех И.В. – по доверенности от 14.10.2016,
от ответчика – Дотлова Ю.В. – по доверенности от 28.12.2016 № 124,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярославская швейная фабрика" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Межмуниципальный отдел по Ярославскому и Некрасовскому районам) – государственный земельный надзор об отмене постановления от 15.09.2016 по делу № 27-20-30/2016.
Заявитель считает, что в его действиях не доказан состав вменяемого административного правонарушения. Доказательства получены с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
05.08.2016г. в ходе обследования земельного участка с кадастровым номером 76:17:101001:170, принадлежащего на праве собственности ООО «Ярославская швейная фабрика» установлено, что металлический забор установлен фабрикой за границами земельного участка. Площадь незаконно огороженного и используемого земельного участка составляет 53 кв.м.
По данному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, и вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО «Ярославская швейная фабрика к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.
Оценивая законность оспариваемого постановления, суд исходит из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Диспозицией ст. 7.1 КоАП РФ является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 сказано, что статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Закона N 294-ФЗ.
По смыслу статьи 17 данного Закона предписание выдается в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Порядок организации проверок регламентирован в статье 14 Закона N 294-ФЗ.
Согласно части 1 названной нормы проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Особенности проведения внеплановых выездных проверок установлены в статье 10 Закона N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Нарушение требования, предусмотренного частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 Закона N 294-ФЗ относится к грубому нарушению закона (пункт 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
Судом установлено, что внеплановая выездная проверка Общества проведена в период с 12 августа 2016г. по 08 сентября 2016г. В то время как уведомление отправлено в адрес Общества 12 августа 2016г.
Доказательства, того обстоятельства, что проверка проведена по основаниям указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 ФЗ № 294-ФЗ в материалах дела отсутствуют.
Кроме этого, акт проверки , протокол и постановление содержат указание на то, что обследование земельного участка проводилось 05.08.2016г., то есть до издания Распоряжения о проведении проверки и согласования проверки с прокуратурой.
Данные, свидетельствующие о том, что сотрудниками надзорного органа осуществлялся выезд на объект после начала проверки, в материалах дела отсутствуют.
Доказательства того обстоятельства, что 05.08.2016г. проводились иные контрольные мероприятия, административным органом не представлено.
Таким образом, внеплановая проверка фактически начата до согласования с прокуратурой и издания распоряжения о проведении проверки.
Какие-либо иные основания для проведения обследования земельного участка 05.08.2016года надзорным органом не названы.
Документально факт обследование земельного участка 05.08.2016г. не подтвержден.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значения для разрешения дела. При этом, установлен запрет на использование доказательств полученных с нарушением закона.
В рассматриваемом судом случае, доказательства получены надзорным органом с нарушением требований закона и не могут свидетельствовать о событии административного правонарушения.
Отсутствие доказательств события административного правонарушения, влечет признание незаконным и отмену постановления о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 207-211, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Межмуниципальный отдел по Ярославскому и Некрасовскому районам) – государственный земельный надзор (ИНН 7604071920, ОГРН 1047600432219) от 15.09.2016 по делу № 27-20-30/2016 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ общества с ограниченной ответственностью "Ярославская швейная фабрика" (ИНН 7627027607, ОГРН 1047602212140).
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).
Судья
Ловыгина Н.Л.