ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-1432/07 от 11.04.2007 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль  Дело№ А82-1432/2007-39

                                                                                          12.04.2007г.               

Резолютивная часть решения от  11.04.2007г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе:

судьи    Т.Б. Красновой

при ведении протокола судебного заседания судьей Красновой Т.Б.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Московского окружного Управления геодезии и картографии

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной      частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях

индивидуального предпринимателя Аржакова Сергея Галилеевича,

при участии:

от заявителя –   Тиникашвили А.И. – довер. № 485,

от  ответчика – Аржаков С.Г.

установил:

Московское окружное Управление геодезии и картографии (далее – Управление, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аржакова Сергея Галилеевича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В качестве противоправного деяния  Аржакову С.Г.  вменяется определение координат точек земной поверхности при выполнении межевания земельных участков с использованием геодезических  GPS-приемников без специального разрешения (лицензии) Федеральной службы геодезии и картографии, а также Федеральной службы безопасности России; ведение картографо-геодезического фонда, состоящего из координат базовых и съемных точек земной поверхности, фотопланов и предоставление этих координат для выполнения топографо-геодезических работ другим землеустроителям; отсутствие договора об осуществлении проведения текущего контроля и приемки законченной продукции с комитетом по земельным ресурсам или уполномоченной  им организацией по землеустройству; не соответствие системы контроля и приемки, а также качества  выполненных работ действующим в этой сфере инструкциям.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, просит привлечь Аржакова С.Г. к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Предприниматель факт совершения вменяемого административного правонарушения не признал, поддержал доводы, изложенные в объяснительной записке (л.д. 22) и  в письменном отзыве, пояснив при этом, что работы по определению координат пунктов и точек земной поверхности при выполнении межевания земельных участков производились им в 2005-2007 годах..

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

  Аржаков Сергей Галилеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Муниципальным учреждением Управлением муниципальным имуществом администрации Угличского муниципального округа  28.03.2002г.;  27.05.2004г. в Единый государственный реестр  индивидуальных предпринимателей внесена запись об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004г.  за № 304761214800045.

В соответствии с данными Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей  Аржаков Сергей Галилеевич прекратил деятельность в качестве  предпринимателя 06.04.2007г., о чем в ЕГРИП внесена запись № 407761209600063.

Поскольку вменяемое правонарушение совершено Аржаковым С.Г. в период его предпринимательской деятельности, рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности относится к  подведомственности арбитражного суда.

Аржаков Сергей Галилеевич имеет лицензии Федеральной службы геодезии и картографии от 02.03.04 (регистрационные номера ВВГ-00789Г, ВВГ-00789Г) на осуществление отдельных видов работ, относящихся к геодезической и  картографической деятельности. Перечень этих работ приведен на оборотной стороне лицензии.

  В ходе проведенной внеплановой проверки деятельности Аржакова С.Г. на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям и соблюдения установленного порядка выполнения работ при осуществлении картографической и геодезической деятельности, Московское окружное управление геодезии и картографии выявило факт нарушения требований Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 28.05.2002г. № 360, Развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России, утвержденного Роскартографией 30.04.1991г., Федерального закона № 209-ФЗ от 26.12.1995г. «О геодезии и картографии», Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996г., Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003г., разработанных в  соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396.

По факту выявленного правонарушения ведущим специалистом Московского окружного Управления геодезии и картографии           Тиникашвили А.И.  составлен протокол об административном правонарушении от 01.03.2007г. № 3.

Оценивая необходимость привлечения Аржакова С.Г. к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Правовые отношения в области геодезической и картографической деятельности регулируются Федеральным законом от 26.12.1995г. № 209-ФЗ «О геодезии и картографии». В силу ст. 12 указанного закона  геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 42, 43 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» картографическая и геодезическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2002г. № 360 на основании  статьи 5 указанного закона утверждены «Положение о лицензировании геодезической деятельности» и «Положение о лицензировании картографической деятельности».

В целях реализации пункта 1 «Положения о лицензировании геодезической деятельности» и пункта 1 «Положения о лицензировании картографической деятельности» Приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 05.07.2002г. № 95-пр «О перечнях конкретных видов работ, входящих в состав лицензируемых геодезической деятельности и картографической деятельности, и полномочиях лицензирующих органов Роскартографии» утвержден «Перечень конкретных видов работ, входящих в состав лицензируемой геодезической деятельности (из перечня работ, указанных в статье 3 Федерального закона «О геодезии и картографии»), и полномочия лицензирующих органов Федеральной службы геодезии и картографии России по осуществлению лицензирования этой деятельности» (далее - Перечень).

Предприниматель имеет лицензию от 02.08.2004г. № ВВГ-00789Г на построение и развитие плановых и высотных съемочных сетей при проведении инженерных изысканий, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, а также иных изысканий и специальных работ. Данные виды работ предусмотрены пунктом 5.2 Перечня.

Протоколом по делу об административном правонарушении предпринимателю вменяется определение координат точек земной поверхности  при выполнении межевания земельных участков с использованием геодезических спутниковых GPS-приемников. Указанный вид работ подлежит лицензированию в соответствии с 5.4 вышеназванного Перечня.  Выполнение указанных работ предпринимателем подтверждается материалами дела и не оспаривается Аржаковым С.Г.

Доводы предпринимателя о том,  что Постановление Правительства РФ от 28.05.2002г. № 360 утратило законную силу, в связи с чем не может применяться Приказ Федеральной службы геодезии и картографии России № 95-пр от 05.07.2002г., судом не принимаются, поскольку  нарушения были совершены предпринимателем в период действия данного Постановления.

Предпринимателю Аржакову С.Г. также вменяется  выполнение работ по определению координат пунктов и точек земной поверхности при выполнении межевания земельных участков с использованием геодезических спутниковых GPS-приемников без лицензии Федеральной службы безопасности.

Административный орган, вменяя данное нарушение, ссылается на раздел 2 пункта 15 «Развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России», утвержденного Роскартографией 30.04.1991г. Указанный  документ  разработан в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» и является секретным. Данный документ не был представлен административным органом суду, что не позволяет суду сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях предпринимателя вменяемого правонарушения.

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Протоколом по делу об административном правонарушении Аржакову С.Г. вменяется  ведение картографо-геодезического фонда, состоящего из координат базовых и съемных точек земной поверхности, определенных с использованием геодезических спутниковых  GPS-приемников, фотопланов и представление этих координат для выполнения топографо-геодезических работ на территории Угличского района Ярославской области другим землеустроителям для использования их  в качестве геодезической основы при межевании земельных участков.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 209-ФЗ от 26.12.1995г. «О геодезии и картографии»  картографо-геодезический фонд – совокупность материалов и данных, созданных в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и подлежащих длительному хранению в целях их дальнейшего использования. К картографо-геодезическому фонду относятся геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэросъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе, в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности (статья 3 Закона).

В ходе проверки у предпринимателя Аржакова С.Г. были обнаружены фотопланы, координаты базовых и съемных точек земной поверхности, определенных с использованием геодезических спутниковых GPS-приемников, однако, суд полагает, что административным органом не представлено доказательств обязательного наличия лицензии на этот вид деятельности, а также не доказан факт  предоставления координат для выполнения топографо-геодезических работ работникам ТТГЦ и другим землеустроителям, для использования в качестве геодезической основы  при межевании земельных участков на территории Угличского  района Ярославской области (не представлена копия договора, копия каталога координат точек, полученных Аржаковым С.Г. и переданных предпринимателю Смирнову С.Н.).

В ходе проведенной проверки установлено, что предпринимателем не принимались меры к осуществлению контроля и приемки материалов межевания земель, что является нарушением пункта 13.2 Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996г., а также пунктом 19 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003г., разработанных в  соответствии с Положением о проведении территориального землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, а также предпринимателем не заключен договор об осуществлении проведения  текущего контроля и приемки законченной продукции с комитетом по земельным ресурсам.

В соответствии с указанными документами, в процессе и по завершению межевания земельных участков производитель работ осуществляет текущий контроль и приемку законченной продукции. При выполнении работ физическим лицом, текущий контроль и приемку осуществляет комитет по земельным ресурсам и землеустройству или уполномоченная им проектно-изыскательская  организация по землеустройству. Контроль и приемка результатов межевания выполняется с целью определения их соответствия установленным требованиям и техническим условиям.  Результаты контроля оформляются актом установленной формы. Акты контроля за проведением межевания объектов землеустройства в качестве приложений включаются в землеустроительное дело.

Проверкой установлено, что в землеустроительных делах отсутствует акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ.

Рассмотрев имеющиеся материалы, заслушав представителей сторон, суд полагает установленным административным органом отсутствие осуществления контроля и приемки материалов межевания земель, при этом суд считает недоказанным административным органом обязательное наличие договора на осуществление проведения текущего контроля и приемки  законченной продукции с Комитетом по земельным ресурсам. Ссылки административного органа на пункт 3.2 Инструкции по межеванию земель от 08.04.1996г., ст.19.1 Методических рекомендаций  по проведению межевания объектов землеустройства от 18.04.2003г., статью 17 ФЗ от 18.06.2001г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» суд полагает несостоятельными. Суд не принимает также ссылку заявителя на статью 5.2 Инструкции «О порядке осуществления  государственного геодезического надзора в Российской Федерации», поскольку данная инструкция не распространяется на индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1). 

Кроме того, в ходе проведенной проверки установлено, что качество выполненных предпринимателем и проверенных административным органом  работ не соответствует пункту 3.4 статьи 3 Инструкции по межеванию земель  от 08.04.1996г.  Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 01.03.2007г., а также результаты контрольных вычислений приводятся в приложении к акту и считаются судом установленными.

Не соблюдение порядка  организации геодезических и картографических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О геодезии и картографии» от 26.12.1005г. № 209-ФЗ является грубым нарушением лицензионных требований в соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании геодезической деятельности и пункта 5 Положения о лицензировании  картографической деятельности, утвержденных  Постановление Правительства РФ от 21.11.2006г. № 705.

В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях  осуществление предпринимательской деятельности  с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет административную ответственность предпринимателей в виде штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Факт совершения указанного правонарушения подтверждается актом проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства в области геодезии и картографии при проведении работ по межеванию земель  от 01.03.2007г. и другими добытыми по делу доказательствами.

Признаков малозначительности совершенного административного правонарушения суд не усматривает.

С учетом изложенного  и руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса, суд 

Р Е Ш И Л: 

   Привлечь индивидуального предпринимателя Аржакова Сергея Галиеевича  (19.07.1954 г.р., место рождения – г. Новосибирск; ИНН 143401295980, зарегистрирован по адресу: Ярославская обл.,  г. Углич,             ул. Шоссе Рыбинское, д.6, кв.21) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить взыскание в виде штрафа в размере 4000 руб.

Штраф подлежит перечислению на счет 40101810800000010041 в Отделении 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва; ИНН 7718101826, КПП 771801001, БИК 044583001, КБК 17311690020020000140, ОКАТО 45263591000, получатель  - УФК по г.Москва (для Московского окружного управления геодезии и картографии).

Исполнительный лист выдать и направить в Службу судебных приставов для взыскания штрафа в принудительном порядке по истечении установленного для добровольной уплаты срока.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный  суд  (г. Киров)  в десятидневный срок со дня его принятия

Судья                                                                                    Т.Б. Краснова