Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-14357/2010
10.02.2011г.
Резолютивная часть решения оглашена 03.02.2011г.
Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Быстровой Е.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «СеверТрансКом»
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области
об оспаривании Постановления № 78-10/594 от 08.12.2010
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – Диунова О.С – довер. от 02.02.2011,
от административного органа – Пономарева Е.В. – довер. от 01.09.2010, Лептюхова Е.А. – довер. от 05.10.2010,
установил:
Открытое акционерное общество «СеверТрансКом» (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области № 78-10/594 от 08.12.2010 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3540 руб.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за невыполнение в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета валютной выручки в размере 4720 рублей, причитающейся за оказание услуг телефонной связи в июне 2010 по Договору № 507759 от 24.04.2008, заключенному с нерезидентом филиалом КОО «Цезар З Лимитед», Кипр.
Заявитель считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения ввиду отсутствия объективной стороны и вины Общества.
Административный орган заявленные требования не признал, полагая привлечение Общества к административной ответственности соответствующим действующему законодательству. Указывает, что при вынесении постановления были учтены все фактические обстоятельства, штраф применен в минимальном размере установленной санкции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Между ОАО «СеверТрансКом» филиалом КОО «Цезар З Лимитед», Кипр заключен договор об оказании услуг телефонной связи от 24.04.2008 № 507759. Общая стоимость услуг по договору не определена. Договор вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами и действует 1 год с последующим автоматическим ежегодным продлением на срок, равный одному календарному году, если ни одна из сторон письменно не заявит о прекращении действия настоящего Договора.
Первая валютная операция по Договору была осуществлена 15.05.2008, при этом сумма операции превысила на дату заключения Договора (24.04.2008) 5 000 USD и составила 5560,13 USD.
05.06.2008 Обществом в уполномоченном банке – филиале АК Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Северного банка городское отделение №17 - был оформлен паспорт сделки № 08060001/1481/1932/3/0, где в графе 6 раздела 3 указана дата завершения исполнения обязательств по договору – 24.04.2009г.
27.11.2008г. Обществом в уполномоченном банке – Ярославском филиале – регионального центра ОАО КБ «Севергазбанк» по договору № 507759 об оказании услуг телефонной связи, был оформлен второй паспорт сделки № 08110003/2816/0001/3/0.
В соответствии с пунктом 6.3 Договора оказание услуг связи осуществляется на основании предоплаты в соответствии с тарифами, действующими на момент оказания услуги.
Согласно пункту 6.4 Договора срок внесения предоплаты за услуги телефонной связи, предоставляемые в следующем месяце, до 30 числа текущего месяца.
Пунктом 6.5 Договора предусмотрено, что при использовании предварительно внесенной суммы и наличии задолженности производится предварительное оповещение абонента путем направления письменного уведомления или по телефону с выдачей ему оповещения о необходимости погасить задолженность и произвести предварительную оплату услуг телефонной связи. Если абонент не погасил задолженность в течение 5 календарных дней после оповещения по телефону или письменного уведомления, оператор отключает абонентское устройство. Оказание услуг связи по настоящему договору может быть также автоматически прекращено оператором при наличии у абонента задолженности перед оператором более 50 руб. (пункт 6.6 Договора).
Подтверждением факта и объема оказанных услуг связи является полученный в офисе оператора и подписанный акт выполненных работ (оказанных услуг), полученный счет-фактура и отсутствие заявленных в течение 5 дней с момента получения документов возражений со стороны абонента (пункт 4.8 Договора).
04.05.2009 сторонами заключено соглашение, вступающее в силу с 13.05.2009, согласно которому сумма ежемесячной абонентской платы за оказание услуг связи составляет 4720 руб.
С учетом условий Договора и соглашения от 04.05.2009 абонентская плата в размере 4720 руб. за услуги, оказанные Обществом в июне 2010г., должна поступить на расчетный счет в срок до 30 числа текущего месяца, предшествующего месяцу оказания услуг, т.е. до 30.05.2010г.
24.05.2010 Обществом выписан и направлен нерезиденту счет-извещение № LT003225 на оплату услуг по Договору в размере 4720 руб.
Фактически плата за оказанные в марте услуги перечислена абонентом 18.06.2010, что подтверждается платежным поручением № 55 от 18.06.2010, в графе «назначение платежа» которого указано «предоплата согласно договору № 507759/СТК за услуги телефонной связи в июне 2010 по счету № LТ003225 от 24.05.2010…»
Административным органом перечисленная по платежному поручению от 18.06.2010 сумма зачтена в счет погашения существующей дебиторской задолженности и не принята в счет оплаты услуг связи за июнь 2010г.
При этом административный орган исходил из следующего.
По состоянию на 15.12.2009г. (дата закрытия паспорта сделки №08060001/1481/1932/3/0 в филиале АК Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО) Северного банка городское отделение №17) – ведомость банковского контроля по паспорту сделки №08060001/1481/1932/3/0 в разделе VII «Сальдо расчетов» содержала отрицательное сальдо в размере 135 141, 18 рублей РФ и суммой фактически поступивши поступивших денежных средств в размере 129 800 рублей РФ.
В ходе проверочных мероприятий Управлением было установлено, что с 20.08.2008 по 10.11.2008 года Обществом были осуществлены валютные операции на общую сумму 48 129,03 рубля РФ и оказаны услуги на сумму 24 948,27 рублей РФ, которые не нашли отражения ни в ведомости банковского контроля по паспорту сделки № 08060001/1481/1932/3/0, ни в ведомости банковского контроля по паспорту сделки №08110003/2816/0001/3/0.
С 30.11.2008 по 30.06.2010 года (за период, в котором был оформлен паспорт сделки №08110003/2816/0001/3/0 в Ярославском филиале – регионального центра ОАО КБ «Севергазбанк») Обществом была получена экспортная выручка на сумму 115 055 рублей РФ, и оказано услуг нерезиденту на общую сумму 140 842,86 рублей РФ, в том числе и за декабрь 2009 года на сумму 4720 рублей РФ.
10 августа 2009 года в адрес Общества поступило письмо от нерезидента с просьбой перенести переплату в сумме 7948,19 рублей РФ с одного договора на договор №507759 от 27.11.2008. 12 августа 2009 года, после прохождения процедуры согласования, указанный перенос был выполнен, что подтверждается письмом нерезидента от 10.08.2009г. №8701
Ссылаясь на пункт 1 части 1 статьи 19 Федерального закона № 173-ФЗ Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области считает, что зачет взаимных требований по внешнеторговым договорам законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен, поэтому зачет денежных средств в сумме 7948,19 руб. от 13.08.2009 не может считаться оплатой по договору № 507759 и все последующие платежи, поступившие от нерезидента за период с 01.09.2009 по 21.06.2010 должны учитываться в счет погашения существующей дебиторской задолженности в хронологическом порядке.
С учетом хронологической последовательности погашения платежей, услуги, оказанные в июне 2010г., по мнению Управления, на момент проведения проверки не были оплачены нерезидентом.
Суд не может согласиться с такой позицией Управления, учитывая конкретное назначение произведенного нерезидентом платежа от 18.06.2010 со ссылкой на выставленный Обществом счет на оплату №LТ003225 от 24.05.2010.
Вместе с тем, усмотрев в действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, 30 ноября 2010г. заместителем начальника отдела валютного контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области был составлен протокол об административном правонарушении № 78-10/594, по результатам рассмотрения которого 08 декабря 2010г. руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области вынесено постановление о привлечении ОАО «СеверТрансКом» к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере трех четвертых размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, что составило 3540 рублей РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО «СеверТрансКом» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
На основании пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, предусмотрена частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Системный анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом, по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В судебном заседании заявитель пояснил, что на стадии заключения и исполнения договора были предприняты все достаточные от него меры для исполнения требований валютного законодательства: при заключении договора была проведена проверка надежности контрагента-нерезидента РФ – были получены копии учредительных документов нерезидента РФ; условиями внешнеторгового контракта порядок оплаты услуг установлен в виде 100-процентной предоплаты; пунктом 8.2 Договора установлена ответственность нерезидента по уплате неустойки в случае наличия задолженности по оплате за услуги связи. Кроме того, в адрес нерезидента был направлен счет-извещение на оплату услуг телефонной связи от 24.05.2010 № LТ003225 за июнь 2010г., а 25.05.2010 и 16.06.2010 велись телефонные переговоры о необходимости осуществления предоплаты. Отсутствие претензионной переписки и обращения в арбитражный суд за взысканием задолженности за июнь 2010г. объясняется незначительным периодом просрочки оплаты услуг нерезидентом.
Всесторонне исследовав обстоятельства дела и объективно оценив представленные заявителем в подтверждение своих доводов доказательства, суд пришел к выводу, что и на стадии заключения Договора, и на стадии урегулирования вопроса получения денежных средств за оказание услуги Общество предприняло разумные и достаточные меры для побуждения контрагента к своевременному исполнению обязательств по оплате товара.
Учитывая, что действия Общества не содержат признаков противоправного поведения, препятствующего получению валютной выручки за оказание услуги в июне 2010г., принимая во внимание, что Обществом предприняты зависящие от него меры по получению валютной выручки и выручка перечислена контрагентом 18.06.2010 платежным поручением № 55 с указанием конкретного назначения платежа и ссылкой на выставленный счет, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в поведении Общества отсутствует.
Данный вывод суда соответствует позиции Высшего арбитражного суда, изложенной в постановлении от 30 марта 2010 г. N 15970/09.
При таких обстоятельствах суд полагает, что постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении № 78-10/594 от 08.12.2010, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, о привлечении Открытого акционерного общества «СеверТрансКом» к административной ответственности по части 4 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова