Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-1447/2013
03 апреля 2013г.
Резолютивная часть решения от 28.03.2013.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи
Т.Б.Красновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В.Покровской
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Угличское Межрайонное Производственное Ремонтно-Эксплуатационное объединение мелиорации и водного хозяйства" (ИНН 7612042747, ОГРН 1107612001595)
к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (ИНН 7604077295, ОГРН 1057600606612)
Третье лицо: Департамент жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области
об оспаривании постановления № СР-51-08-4/12 от 18.10.2012г.
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя – Колгурин Н.О. – ген.директор;
от административного органа – Беляева Л.П. по довер. от 16.10.2012;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Угличское Межрайонное Производственное Ремонтно-Эксплуатационное объединение мелиорации и водного хозяйства" (далее – Общество, ООО УК «УМПРЭО») обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее – Инспекция) от 18.10.2012 № СР 51-08-4/12 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 265 000 руб.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
ООО УК «УМПРЭО» является организацией, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом. Контроль за соблюдением Стандарта указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее – Стандарт) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
В соответствии с пунктом 2 Стандарта под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта управляющая организация (товарищество, кооператив) обязаны раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 Стандарта установлено, что информация размещается управляющей организацией на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящего документа. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет. Управляющая организация обязана сообщать по запросу потребителей – граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная пунктами 8 – 15 Стандарта, которые конкретизируют подлежащие опубликованию сведения.
Пункт 15 Стандарта уточняет, какая информация подлежит раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом путем размещения на информационных стендах (стойках), и предписывает ее доступность неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени управляющей организации, товарищества и кооператива. Устанавливает, что информационные стенды (стойки) должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.
Пунктом 12 Стандарта также установлено, что в случае привлечения управляющей организации, товарищества или кооператива в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Управляющими организациями информация раскрывается путем: опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде (пункт 5 Стандарта).
Государственной жилищной инспекцией Ярославской области на основании Приказа начальника госжилинспекции от 10.07.2012 № 122 «Об исполнении требований федерального законодательства по осуществлению государственного контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», в соответствии с Порядком осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ контроля за соблюдением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.04.2012 № 162, осуществлен контроль в форме систематического наблюдения и анализа информации, применительно к факту раскрытия информации, источника опубликования, полноты, сроков и периодичности ее раскрытия.
В результате проведенного Инспекцией в период с 18.09.2012 по 19.09.2012 наблюдения и анализа опубликованной Обществом информации, установлено, что Обществом не обеспечен свободный доступ к информации, подлежащей раскрытию в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а именно: об основных показателях его финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
Инспекцией установлены следующие нарушения требований Стандарта:
1) в нарушение подпункта «а» пункта 5 Стандарта на официальных сайтах органа исполнительной власти Ярославской области (департамент жилищно-коммунального
комплекса Ярославской области - http://www.yarregion.ru/depts/dzkh) и органов местного
самоуправления муниципальных образований Ярославской области (администрации Угличского муниципального района - http://www.uglich.ru, администрации городского
поселения Углич - http://www.goroduglich.ru) информация, подлежащая опубликованию согласно требованиям Стандарта, отсутствует, сайт Общества не установлен;
2) в нарушение подпункта «в» пункта 5 Стандарта информационные стенды (стойки) в помещении Общества отсутствуют;
3) на информационных стендах (стойках) в помещении Общества и сети Интернет, не раскрыта информация, подлежащая раскрытию согласно требованиям Стандарта,
- в нарушение пункта 8 Стандарта отсутствует общая информация об управляющей организации;
- в нарушение пункта 9 Стандарта отсутствует информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации;
- в нарушение пункта 10 Стандарта отсутствует информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией;
- в нарушение пункта 11 Стандарта отсутствует информация о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД;
- в нарушение пункта 12 Стандарта отсутствует информация о случаях привлечения управляющей организации в предыдущем календарном году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами: количестве случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций;
- в нарушение пункта 13 Стандарта отсутствует информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации;
- в нарушение пункта 14 Стандарта отсутствует информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте № 173-08-04 от 19.09.2012.
По результатам наблюдения в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 08.10.2012 и вынесено оспариваемое постановление.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Заявитель, не оспаривая выявленные нарушения, просит признать правонарушение малозначительным. Считает, что назначенное наказание не учитывает имущественное и финансовое положение компании. Указывает, что в управлении Общества находятся шесть домов в поселке Зеленая Роща; в поселке проживает 450 чел. Любая интересующая жителей информация предоставляется незамедлительно. Допущенное нарушение не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. На момент рассмотрения дела правонарушение устранено.
Оценивая законность постановления, суд исходит из следующего.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства в материалы дела не представлено. В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушение Стандарта раскрытия информации вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных требований и условий в материалы дела не представлено, суд приходит к выводу о наличии вины Общества в совершении правонарушения.
Вместе с тем, суд полагает, что в рассматриваемом случае допущенное Обществом правонарушение возможно признать малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда).
По смыслу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Данная статья является общей нормой, не содержит исключений и ограничений и может быть применена судом с учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения в отношении любого состава правонарушения, предусмотренного в особенной части названного кодекса, в том числе носящего формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае в материалы дела поступило письмо Администрации Слободского сельского поселения от 30.01.2013 № 03-05/53, из которого усматривается следующее: «Поселок Зеленая Роща был построен ОАО УК «УМПРЭО», на обслуживании Общества находятся 6 многоквартирных домов. Строительство новых домов, обустройство мансардных этажей, капитальный ремонт детского сада «Росинка», открытие Досугового центра, возведение торгового центра, отделка медицинского учреждения – все эти мероприятия, проводимые Обществом, способствуют развитию поселка. Содержание жилого фонда и обеспечение жителей коммунальными услугами осуществляется управляющей компанией. Своевременно проводятся капитальные и текущие ремонты жилищного фонда и коммуникаций, оперативно решаются вопросы по заявкам жителей. Все это делается, несмотря на долги по оплате коммунальных платежей в размере 830 тысяч рублей. Штраф в размере 265 000 рублей лишит управляющую компанию, а значит жителей дополнительных мероприятий по благоустройству».
Администрация в письме просит учесть, что «с момента образования Общества в адрес Администрации не поступало ни одной жалобы со стороны жителей поселка Зеленая роща. Информирование населения, пусть не в должном объеме, но осуществляется. Информация сначала доводится старосте или депутату поселка, затем старшим по домам. Кроме того, на каждом подъезде имеется информационный стенд, где размещается любая необходимая информация. На каждое собрание граждан по решению вопросов местного значения приглашается руководство управляющей компании, которое может ответить на любой интересующий вопрос, а также предоставить необходимую информацию». Просит освободить Общество от административной ответственности в виде штрафа ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Указанное письмо направлено в суд по просьбе жителей поселка Зеленая Роща. Данное письмо от 30.01.2013, подписанное старшими по домам, также имеется в материалах дела, содержит аналогичные доводы.
Таким образом, рассмотрев материалы дела и оценив совершенное правонарушение, суд пришел к выводу, что действия Общества в рассматриваемом случае, хотя формально и содержат признаки состава вмененного ему административного правонарушения, однако само нарушение не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание пояснения представителя заявителя, суд полагает возможным в рассматриваемом случае признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции Ярославской области от 18.10.2012 № СР 51-08-4/12 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Угличское Межрайонное Производственное Ремонтно-Эксплуатационное объединение мелиорации и водного хозяйства" (ИНН 7612042747, ОГРН 1107612001595) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).
Судья Т.Б.Краснова