АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело № А82-1454/2012
24 мая 2012 года
Резолютивная часть решения оглашена - 23 мая 2012 года
Полный текст решения изготовлен – 24 мая 2012 года
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ригла» (ИНН – <***>, ОГРН – <***>, адрес местонахождения – 115 201, <...>, стр.1; адрес филиала – 150049, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН - <***>, ОГРН - <***>, юридический адрес – 150 000, <...>)
о признании незаконным постановления № 04-04/83А-11 от 26.01.12 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ
при участии
от заявителя: ФИО1, ФИО2 - предст. по пост. дов.
от административного органа: ФИО3 - предст. по пост. дов.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ригла» (ИНН – <***>, ОГРН – <***>, адрес местонахождения – 115 201, <...>, стр.1; адрес филиала – 150049, <...>) (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН – <***>, ОГРН - <***>, адрес местонахождения – 150 000, <...>) - о признании незаконным и отмене постановления от 26.01.12 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/83А-11» в размере 100 000 руб. на основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Состав вмененного Обществу правонарушения состоит в распространении не надлежащей рекламы выполняемых работ (оказываемых услуг).
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что факт установленного ответчиком нарушения имел место; но имеются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного Обществом правонарушения – неумышленный характер; отсутствие жалоб третьих лиц; наличие в кассовой зоне достоверной информации о порядке применения скидок; социальный характер деятельности Общества.
Представитель ответчика заявленные требования не признают, настаивают на законности и обоснованности вынесенного постановления.
В ходе рассмотрения дела судом установлено следующее.
Протоколом об административном правонарушении № 04-04/83А-11 от 20.12.11, составленным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, был установлен факт нарушения Обществом (рекламодателем) законодательства о рекламе - а именно, пункта 4 части 5 статьи 5, а также части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
Проверкой, проведенной специалистами Ярославского УФАС России 24.08.11 было установлено следующее.
24 августа 2011 года у входа в аптеку, расположенную по ул. Победы в г. Ярославле (у дома № 63 по ул. Свободы), было выявлено размещение рекламного баннера с информацией следующего содержания:»Скидка в среду и в воскресенье 9%», с изображением женщины в белом халате с фонендоскопом на шее).
ООО «Аптечная сеть «Медуница» (правопреемником которой является ООО «Ригла», присоединено 11.05.11) заключило договор с ООО «РПК «Рроект» на изготовление наружной и интерьерной рекламы № 01/16 от 11.02.10, согласовало макет рекламы и осуществило размещение рассматриваемой рекламы.
Соответственно, ООО «Ригла» является – рекламодателем в рассматриваемых правоотношениях.
При обращении в указанную аптеку 24.08.11 с целью приобретения лекарственных средств ответчиком было установлено, что скидка, о которой сообщатся в рассматриваемой рекламе, предоставляется при покупке на сумму 250 рублей. В тексте рекламы не содержится информации о сумме покупки, при которой предоставляется скидка
Вместе с тем, согласно объявления в кассовой зоне аптеки, данное обстоятельство доведено до сведения потребителей – согласно фотоматериалов по делу.
Соответственно, расположенная на рекламном баннере реклама ответчиком была расценена как не надлежащая. Административным органом в действиях предприятия было установлено нарушение требований пункта 4 части 5 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».. Ответственность за указанные нарушения несет рекламодатель, в данном конкретном случае – Общество.
За указанное нарушение, оспариваемым постановлением от 26.01.12 по делу № 04-04/83А-11 к Обществу была применена административная ответственность в виде штрафа в размере 100 000 руб. по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Заявитель не оспаривает фактические обстоятельства дела; возражает против применения к нему мер административной ответственности в примененном ответчиком размере, просит суд применить статью 2.9 КоАП РФ, предоставил суду письменные доказательства по делу - в обоснование факта наличия обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения.
Административный орган в обоснование своей правовой позиции ссылается на статью 5 Федерального закона «О рекламе»; на материалы проверки, представленные в дело; полагает, что факт вмененного обществу правонарушения установлен материалами проверки.
Оценив доводы сторон, суд пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему антимонопольным органом нарушения, исходя из следующего.
Требования к правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 статьи 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке».
Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования», «товар», «рекламодатель», «ненадлежащая реклама».
Статья 5 Закона о рекламе устанавливает общие требования к рекламе. Общее правило изложено в части 1 указанной статьи - «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются».
Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения и использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Данная норма была нарушена Обществом в рассматриваемой рекламе.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.
Поскольку в рассматриваемой рекламе используется образ медицинского работника, данная норма также была нарушена Обществом.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, предусмотренные частями 2 - 8 статьи 5 … Закона о рекламе.
Материалами дела, таким образом. установлено нарушение Обществом вышеуказанной нормы Закона о рекламе.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем , рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама).
Суд полагает, что у Общества имелось достаточно возможностей для контроля за размещаемой информацией. Заявителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлено суду необходимых и достаточных доказательств обратного.
С учетом изложенного, суд считает установленным в действиях заявителя состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Ответчиком при производстве административного дела не было допущено процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену оспариваемого постановления.
Административная ответственность ответчиком была применена в порядке, сроки и в размере, предусмотренном КоАП РФ.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из состава вменяемого Обществу правонарушения, судом из материалов дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок, во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров), в установленном законом порядке.
Судья А.В. Глызина