Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль Дело №А82-14579/2011
30.01.2012г.
Резолютивная часть решения от 23.01.2012г.
Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Франгу А.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" Тутаевского муниципального района
(ИНН 7611011344, ОГРН 1027601273457)
об обжаловании постановления Отдела надзорной деятельности по Тутаевскому району от 14.11.2011 № 211 о назначении административного наказания
при участии:
от заявителя – Бокова Г.В. – директор, приказ от 08.04.1997;
от административного органа – Баранов В.В. по довер. от 19.01.2012;
установил:
Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Тутаевского муниципального района (далее Учреждение) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным постановления Отдела надзорной деятельности по Тутаевскому району Ярославской области от 14.11.2011г. № 211 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заявитель, ссылаясь на недостаточность выделяемых денежных средств, считает, что в его действиях (бездействии) отсутствует вина в совершении правонарушения, указывает, что осуществляемое финансирование не позволяет в полной мере обеспечить выполнение требований пожарной безопасности, несмотря на это, Учреждение принимает меры к устранению недостатков.
Административный орган считает постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд установил следующее.
Отделом надзорной деятельности по Тутаевскому району Ярославской области на основании распоряжения главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору от 10.11.2011 № 167 проведена внеплановая проверка соблюдения Учреждением требований пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: Ярославская обл., г.Тутаев, ул.Моторостроителей, д.70а.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, пункта 27.2 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, пунктов 3.1, 5.1, пункта 14 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323, а именно: помещения МУК «Центральная библиотечная система» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки № 167 от 10.11.2011.
По результатам проведения проверки в отношении Учреждения государственным инспектором Тутаевского района по пожарному надзору 10.11.2011 составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого 14.11.2011 Заместителем главного государственного инспектора Тутаевского района по пожарному надзору вынесено постановление о привлечении Учреждения к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 160 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность привлечения Учреждения к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Статьей 37 Федерального Закона от 21.12.1994г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлена обязанность соблюдения требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее ППБ 01-03).
Согласно пункту 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 27.2 таблицы 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315, помещения хранилищ и помещения хранения служебных каталогов и описей в библиотеках и архивах с общим фондом хранения менее 500 000 единиц должны быть оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.
Пунктом 3.1 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 установлено, что оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
Согласно пункту 5.1 НПБ 104-03 тип СОУЭ для зданий определяется по таблице 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
В ходе проверки административным органом установлено, что помещения МУК «Центральная библиотечная система» не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В судебном заседании представитель Учреждения наличие нарушения объяснила недостаточностью финансирования, пояснила, что ежегодно в Департамент культуры направляются заявки на выделение денежных средств для выполнения требований пожарной безопасности, в том числе, на установку пожарной сигнализации, однако денежные средства выделяются в недостаточном количестве; все выделяемые денежные средства направляются на устранение выявленных ранее нарушений пожарной безопасности, представила подтверждающие документы. Пояснила также, что постановлением Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области от 12.08.2011 № 299 утверждена целевая программа «Развитие культуры Тутаевского муниципального района на 2011-2013 годы», одной из задач которой является обеспечение пожарной безопасности в учреждениях культуры; МУК «Централизованная библиотечная система» ТМР включена в данную программу.
Кроме того, пояснила, что Учреждением заключен договор на проектирование системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре № 427 от 17.08.2011, а также договор на монтаж пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре № 428 от 17.08.2011. Согласно решению муниципалитета Совета ТМР № 95-г от 22.12.2011 в составе субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг на 2012 год предусмотрены расходы на мероприятия по противопожарной безопасности в сумме 200 000 рублей. При поступлении денежных средств проектирование и монтаж сигнализации, а также СОУЭ будут выполнены.
В подтверждение своих доводов представила соответствующие документы.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав представленные документы, заслушав представителя заявителя, суд, учитывая недостаточность финансирования и принятие Учреждением мер по обращению к учредителю с ходатайствами о выделении дополнительных денежных средств, пришел к выводу, что в действиях Учреждения отсутствует вина в совершении административного правонарушения, как необходимый элемент состава правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Отдела надзорной деятельности по Тутаевскому району Управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Ярославской области от 14.11.2011 № 211 о привлечении Муниципального учреждения культуры "Централизованная библиотечная система" Тутаевского муниципального района (ИНН 7611011344, ОГРН 1027601273457) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья Т.Б.Краснова