14.11.2005 Дело № А82-14777/04-2
г.Ярославль
Арбитражный суд Ярославской области
в составе:
судьи Дмитриевой В.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Дмитриевой В.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску: Общества с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа"
к Министерству финансов РФ, Департаменту финансов ЯО, Департаменту финансов Администрации Тутаевского МО
о взыскании 2658,54 руб.
при участии
от истца – ФИО1 – ведущий юрисконсульт по доверенности № 12-04/219 от 11.01.05; ФИО2 – заместитель начальника доверенность от 11.01.05;
от ответчиков – (1) ФИО3 – специалист отдела по доверенности № 25-12 от 11.01.05; (2) ФИО4 – консультант № 16; (3) – ФИО5 – начальник отдела доверенность от 06.12.04
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярославская региональная компания по реализации газа" обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федерального казначейства Министерства финансов по Ярославской области о возмещении ущерба в сумме 2658 руб. 54 коп., возникшего в результате предоставления в период с 01.01.04 по 31.08.04 льгот по оплате потребленного газа гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление финансов Администрации Тутаевского муниципального округа.
В ходе судебного разбирательства произведена замена первоначального ответчика надлежащим, которым является Министерство финансов РФ, привлечены в качестве ответчиков Департамент финансов Ярославской области и Департамент финансов Администрации Тутаевского муниципального округа.
В порядке ст. 49 АПК РФ истец заявил ходатайство об увеличении размера исковых требований ддо 2907 руб. 45 коп. в связи с увеличением периода взыскания с 01.09.04 по 31.12.04.
Министерство финансов РФ исковые требования отклонило, ссылается на Постановление Правительства РФ от 20.08.04 № 426, утвердившее Правила предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ст. 11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» в соответствии с которыми расходы осуществляются за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета.
Департамент финансов Ярославской области иск отклонил на ответственность федерального бюджета на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.99. Обращает внимание на то обстоятельство, что Департамент исполнил свою обязанность в полном объеме согласно отчету о фактически произведенных расходах на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных ФЗ «О донорстве».
Департамент финансов Администрации Тутаевского муниципального округа иск не признал, указав, что за период с 1 января по 31 августа 2004 г. из средств бюджета округа было направлено на реализацию ФЗ «О донорстве» 4135 руб., из областного бюджета средства не выделялись и округу не компенсировались.
Изучив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд установил следующее.
Во исполнение договора № 60-6-0342, заключенного 30.12.02 между ООО «Ярославская региональная компания по реализации газа» и ОАО «Ярославльоблгаз» за период с 01.01.04 по 31.08.04 были оказаны льготы по оплате потребленного газа гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», проживающим в Тутаевском муниципальном округе на сумму 6793 руб. 54 коп. Департамент финансов Администрации Тутаевского муниципального округа произвел частичное погашение в сумме 4135 руб.
Ввиду неисполнения ответчиками обязанностей по компенсации произведенных расходов, истец обратился в суд с иском о взыскании убытков на основании ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Проанализировав собранные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд считает, что исковые требования предъявлены обоснованно, соответствуют материалам дела и подлежат удовлетворению за счет первого ответчика на основании ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Выводы суда основаны на следующем.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
Согласно п. 4 указанного закона финансирование мероприятий по развитию организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.02 № 68-О, впредь до надлежащего урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Такое урегулирование отражено в новой редакции ст. 11 названного закона, принятой Федеральным законом Российской Федерации № 122-ФЗ от 22.08.04 и вступившей в действие с 01.01.05, то есть после спорного периода, за который истцом предъявлены к взысканию убытки в сумме 2907 руб.45 коп.
В ходе судебного разбирательства выяснено, что Тутаевским муниципальным округом по требованию Департамента финансов Ярославской области, основанному на телеграмме Министерства финансов РФ были составлены отчеты о фактически произведенных затратах отдельно по гражданам, имеющим постоянные и временные удостоверения доноров, что вызвало выделение федеральным бюджетом средств на финансирование ФЗ «О донорстве» не в полном объеме, без учета граждан, имеющих временные удостоверения и обладающих правами на льготы в соответствии со ст. 11 Закона «О донорстве крови и ее компонентов».
В силу ст. ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ от имени казны РФ, казны субъекта РФ и казны муниципального образования выступают соответствующие финансовые органы. В рассматриваемой ситуации от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ.
Государственная пошлина, от уплаты которой Министерство финансов ФР освобождено в установленном законом порядке, подлежит возврату истцу по правилам ст. 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Ярославская региональная компания по реализации газа» 2907 руб. 45 коп. убытков.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Истцу возвратить из федерального бюджета госпошлину в сумме 132 руб. 93 коп., уплаченную 23.11.04 по платежному поручению № 1898 в порядке ст. 333.40 НК РФ.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.