Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ярославль Дело № А82-14843/2012
22 марта 2013г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Розовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником секретарем Клевакиной Л.Н., Васюра Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная лизинговая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (ИНН <***> , ОГРН <***>)
о признании частично недействительным решения № 38 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии
от заявителя – ФИО1- представитель по доверенности от 20.12.2012, ФИО2- представитель по доверенности от 29.11.2012,
от ответчика – ФИО3- старший инспектор, доверенность от 20.12.2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная лизинговая компания» обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ярославля (далее – налоговый орган, инспекция, ответчик) №38 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части:
- доначисления транспортного налога за 2009-2010гг. в сумме 1 636 530руб., соответствующей суммы пеней по транспортному налогу и 163 653руб. штрафа за неуплату транспортного налога;
- доначисления налога на имущество организаций за 2009-2010гг. в сумме 132 678руб., соответствующей суммы пеней по налогу на имущество организаций и 13 268руб. штрафа за неуплату налога на имущество организаций.
Заявитель считает, что налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке, в спорной ситуации – лизингополучатель, который эксплуатирует воздушные суда.
Налог на имущество организаций, по мнению заявителя, должен уплачиваться по месту нахождения основных средств, которым является место нахождения недвижимого имущества (воздушных судов), переданных в лизинг ООО «Костромское авиапредприятие».
Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве, транспортный налог обязан уплачивать заявитель как лицо, на которое в соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ зарегистрированы воздушные суда. Налог на имущество юридических лиц в силу п.5 ст.83 НК РФ должен уплачиваться по месту нахождения воздушного судна, которым является место нахождения его собственника.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО «Транспортная лизинговая компания» за период с 01.01.2009 по 31.12.2010, по результатам которой был составлен акт № 38 от 04.09.2012 и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 38 от 28.09.2012.
Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности в виде 164 551руб. штрафа за неуплату транспортного налога за 2009-2010гг., 13268руб. штрафа за неуплату налога на имущество организаций. Также указанным решением Обществу предложено уплатить выявленную недоимку по транспортному налогу в сумме 1 645 514руб., по налогу на имущество организаций в сумме 132 678руб. и начисленные пени по транспортному налогу в сумме 403533,58руб., по налогу на имущество организаций в сумме 36 262,06руб.
Решением Управления ФНС России по Ярославской области от 16.11.2012 № 353 апелляционная жалоба Общества на решение инспекции была оставлена без удовлетворения.
Не согласившись частично с вынесенным решением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Пунктом 1.4 решения установлено, что в нарушение ст.357, п.1 ст.358 НК РФ Обществом в 2009-2010гг. не исчислен и не уплачен транспортный налог по самолетам АН-26-100 (регистрационный знак RA-27210), АН-26Б (регистрационный знак RA-26595) в сумме 1 440 280руб. за 2009г. и 196 250руб. за 2010г., всего 1 636 530руб.
Указанные воздушные суда были приобретены Обществом в 2005 году для передачи в лизинг ОАО «Костромское авиапредприятие».
Согласно договору лизинга от 22.11.2005 № 961 самолет АН-26, бортовой номер RA-27210, передан в лизинг сроком до 25.12.2009. В дополнительном соглашении № 2 от 24.05.2006 к договору лизинга от 22.11.2005 № 961 указано, что расчет лизинговых платежей осуществлен с учетом транспортного налога по воздушному судну, который уплачивает лизингодатель. В дополнительном соглашении № 3 от 29.12.2006 к договору лизинга от 22.11.2005 № 961 произведен перерасчет лизинговых платежей с учетом того, что в них не включены расходы по транспортному налогу, который должен уплачиваться лизингополучателем ОАО «Костромское авиапредприятие».
Согласно договору лизинга от 22.11.2005 № 962 самолет АН-26, бортовой номер RA-26595, передан в лизинг сроком до 25.01.2010. В дополнительном соглашении № 2 от 24.05.2006 к договору лизинга от 22.11.2005 № 962 указано, что расчет лизинговых платежей осуществлен с учетом транспортного налога по воздушному судну, который уплачивает лизингодатель. В дополнительном соглашении № 3 от 29.12.2006 к договору лизинга от 22.11.2005 № 962 произведен перерасчет лизинговых платежей с учетом того, что в них не включены расходы по транспортному налогу, который должен уплачиваться лизингополучателем ОАО «Костромское авиапредприятие».
На данные воздушные суда оформлены свидетельства о государственной регистрации воздушных судов: свидетельство № 2739 от 21.06.2006 на самолет АН-26, заводской номер 05410, бортовой номер RA-27210, и свидетельство № 7973 от 27.04.2006 на самолет АН-26, заводской номер 13401, бортовой номер RA-26595. В данных свидетельствах в качестве собственника указано ООО «Транспортная лизинговая компания», в качестве эксплуатанта – ОАО «Костромское авиапредприятие».
В Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с записью в качестве собственника ООО «Транспортная лизинговая компания» зарегистрированы воздушные суда:
- самолет АН-26100 с серийным номером 05410, опознавательные знаки RA-27210, период регистрации с 21.06.2006 по 18.01.2010,
- самолет АН-26Б с серийным номером 13401, опознавательные знаки RA-26595, период регистрации с 27.04.2006 по 04.02.2010.
В период после 18.01.2010 и 04.02.2010 соответственно указанные самолеты зарегистрированы за собственником ОАО «Костромское авиапредприятие».
Инспекция исходит из п.1 ст.357, п.1 ст.358 НК РФ, согласно которым плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 358 НК РФ, в том числе самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок государственной регистрации и государственного учета воздушных судов установлен ст.33 Воздушного кодекса РФ, в соответствии с которой гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
Инспекция указывает, что статья 33 Воздушного кодекса РФ устанавливает также необходимость регистрации права собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничений этих прав, их возникновения, перехода и прекращения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (абзац 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Таким образом, по мнению инспекции, в соответствии со ст.357 НК РФ под лицами, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав (собственники).
В силу ст.61 Воздушного кодекса РФ эксплуатантом воздушного судна является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Инспекция делает вывод, что собственник воздушного судна может и являться, и не являться его эксплуатантом, а соответствующее указание в графе «эксплуатант воздушного судна» свидетельства о регистрации воздушного судна необходимо для обеспечения возможности допуска лица к эксплуатации данного воздушного судна и контроля безопасности в данной сфере деятельности.
По мнению инспекции, эксплуатант не является налогоплательщиком транспортного налога, что подтверждается сложившейся арбитражной практикой.
В соответствии с письмом Минфина России от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07, порядок налогообложения транспортным налогом собственника воздушных транспортных средств целесообразно применять с 01.01.2008, то есть со следующего налогового периода.
Таким образом, с 01.01.2008 в силу ст.131 ГК РФ и ст.33 Воздушного кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов должны признаваться лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.
Уплата транспортного налога в соответствии со ст.363 НК РФ производится по месту нахождения транспортных средств, которым в силу ст.83 НК РФ признается для морских, речных и воздушных транспортных средств – место (порт) приписки, а при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества.
Учитывая, что в регулирующих государственную регистрацию воздушных судов актах место государственной регистрации не определено, а понятие «место (порт) приписки» используется только для морских и речных судов, то местом нахождения воздушных судов инспекция считает место нахождения собственника (правообладателя) воздушного транспортного средства, в связи с чем уплата транспортного налога должна производиться по месту его нахождения.
Заявитель считает решение инспекции в данной части неправомерным по следующим основаниям.
Заявитель указывает, что в соответствии с договорами лизинга от 22.11.2005 № 961 и № 962 спорные воздушные суда переданы Обществом в лизинг ОАО «Костромское авиапредприятие», которое является эксплуатантом воздушных судов.
Согласно сь.358 НК РФ объектом налогообложения признаются самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ст.362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Согласно п.1 ст.33 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации. Данные о гражданских воздушных судах включаются в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации при наличии сертификатов летной годности (удостоверения годности к полетам).
Данные о гражданском воздушном судне исключаются из Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации в том числе в случаях списания гражданского воздушного судна или снятия его с эксплуатации (п.5 ст.33 Воздушного кодекса РФ).
По мнению заявителя, из системного токования ст.357 НК РФ и ст.33 Воздушного кодекса РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика с момента государственной регистрации воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и прекращается с момента исключения воздушных судов из названного реестра.
Таким образом, плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно п.2 ст.20 Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга) регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя.
Согласно п.6.2.13 Договоров лизинга №№ 961 и 962 от 22.11.2005, стороны договорились, что в обязанности Лизингополучателя входит государственная регистрация предмета лизинга в компетентных органах.
Согласно п.3 ст.61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Заявитель указывает, что Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 N ДВ-110 (далее - Правила), действовавшими в момент заключения договоров лизинга, установлено, что:
- Государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - документальное подтверждение государственным органом РФ распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных соглашений при условии, что процесс оформления выполнен в полном соответствии с настоящими Правилами.
- Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и настоящих Правил. Указанное Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
- Воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, использующее воздушное судно для полетов и предоставляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр РФ).
Заявитель отмечает, что введение новых Правил регистрации гражданских воздушных судов, утвержденных приказом Минтранса России от 02.07.2007 № 85 (зарегистрированы в Минюсте России 17.09.2007 № 10142), не требует перерегистрации воздушных судов, зарегистрированных в установленном порядке до их введения, на Общество.
В результате государственной регистрации воздушных судов в соответствии с Правилами эксплуатантом-лизингополучателем были получены Свидетельства о регистрации гражданских воздушных судов от 27.04.2006 и от 21.06.2006, в которых указан собственник воздушного судна ООО «Транспортная лизинговая компания» и Эксплуатант воздушного судна – ОАО «Костромское авиапредприятие».
Таким образом, по мнению заявителя, поскольку регистрация воздушных судов была произведена в установленном порядке за лизингополучателем (эксплуатантом), то плательщиком транспортного налога является он же, а не Общество.
Заявитель также указывает, что при расчете лизинговых платежей учитывалось, что лизингополучатель (эксплуатант) является налогоплательщиком транспортного налога, в связи с чем между сторонами были заключены дополнительные соглашения № 3 от 29.12.2006 к договору лизинга № 961 от 22.11.2005 и № 962 от 22.11.2005, согласно которым общая сумма договоров лизинга уменьшена на сумму транспортного налога.
Заявитель полагает, что данный вывод подтверждается Методическими рекомендациями по применению главы «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденными приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21/177, согласно которым государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязанностями собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, предоставляющее документы для занесения воздушного судна в государственный реестр гражданских судов РФ) (п.п.2.2, 7.1 и 7.2 Правил № ДВ-110).
Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога на основании сведений, поступивших в порядке ст.362 НК РФ в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Данные Методические указания утверждены приказом МНС России и обязательны для исполнения налоговыми органами.
В связи с этим заявитель считает доначисление транспортного налога неправомерным.
Кроме того, инспекцией неправомерно начислены пени и произведено привлечение Общества к ответственности по ст.122 НК РФ за неуплату транспортного налога, поскольку ранее Обществом были получены письменные разъяснения ИФНС России по Ленинскому району г.Ярославля № ЕС-11.1-13/4488 от 14.03.2007 о том, что налогоплательщиком транспортного налога в отношении указанных воздушных судов является эксплуатант. Никаких изменений в установленное ст.357 НК РФ понятие «налогоплательщик транспортного налога» с тех пор не вносилось.
После выхода письма Минфина России от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07 в адрес Инспекции Обществом 14.02.2008 были направлены письменные пояснения (исх.№5) о том, что в отношении воздушных судов, переданных в лизинг и зарегистрированных в 2006г., плательщиком транспортного налога является эксплуатант. Налоговым органом возражений на данное пояснение не представлено, при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по транспортному налогу за 2008-2010гг., а также выездной налоговой проверки за 2008г. никаких нарушений инспекций выявлено не было.
Заявитель исходит из п.3 ст.111 НК РФ, согласно которому выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым органом в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Согласно ст.109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения.
Кроме того, в соответствии с п.8 ст.75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему или неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым органом в пределах его компетенции.
Следовательно, начисление пеней и привлечение к ответственности неправомерно.
При этом транспортный налог в полном объеме уплачен эксплуатантом, что подтверждается представленными декларациями по транспортному налогу за 209-2010гг., ущерб бюджету не нанесен.
Инспекция возразила на доводы заявителя, что Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.1995 N ДВ-110, действовали до 14.12.2004, с 01.01.2008 транспортных налог на воздушные суда уплачивали собственники воздушных транспортных средств в соответствии с разъяснениями, доведенными до всех заинтересованных лиц письмом Минфина России от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07. Новые Правила регистрации гражданских воздушных судов утверждены приказом Минтранса России от 02.07.2007 № 85 (зарегистрированы в Минюсте России 17.09.2007 № 10142).
Разъяснения Инспекции № ЕС-11.1-13/4488 от 14.03.2007 даны до выхода письма Минфина России от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07 и относятся к периоду до 01.01.2008. Отсутствие доначислений транспортного налога по результатам камеральных проверок за 2008-2010г. и выездной проверки за 2008г. не лишает инспекцию права доначислить транспортный налог и пени по налогу за 2009-2010гг. и привлечь Общество к налоговой ответственности. Основания для освобождения от уплаты пеней и от привлечения к налоговой ответственности в данном случае отсутствуют. При этом размер штрафа за неуплату транспортного налога был снижен инспекцией в два раза.
Инспекция не согласна с доводом заявителя об отсутствии ущерба для бюджета, так как транспортный налог направляется в региональный бюджет, налог уплачен лизингополучателем в бюджет Костромской области, в связи с чем бюджету Ярославской области нанесен ущерб.
Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 358 НК РФ.
Самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в силу пункта 1 статьи 358 НК РФ относятся к объектам обложения транспортным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
К недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (абзац 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ).
Из пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) следует, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу пункта 1 (абзац 2) статьи 33 Закона N 122-ФЗ впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях пункта 1 статьи 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно пункту 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ гражданские воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.
Порядок регистрации гражданских воздушных судов, предназначенных для выполнения полетов, оформления и выдачи свидетельств о государственной регистрации гражданских воздушных судов в 2005-2006гг. регулировался Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.10.95 N ДВ-110, действовавшими до 14.12.2004.
Согласно названным Правилам государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации - это документальное подтверждение государственным органом Российской Федерации распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и международных соглашений. Эксплуатантом гражданского воздушного судна является физическое или юридическое лицо, использующее воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом Российской Федерации. Собственником гражданского воздушного судна является физическое или юридическое лицо, владеющее воздушным судном на праве собственности.
Пунктом 1.8 Правил предусмотрено, что на гражданское воздушное судно, занесенное в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации, выдается Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации, в котором указываются как собственник воздушного судна, так и его эксплуатант.
Свидетельство о государственной регистрации гражданского воздушного судна Российской Федерации - это документ, удостоверяющий, что воздушное судно должным образом занесено в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации и Правил. Свидетельство выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право на владение воздушным судном.
Указанные Правила от 12.10.95 N ДВ-110 утратили силу с 14.12.2004.
Новые Правила регистрации гражданских воздушных судов утверждены приказом Минтранса России от 02.07.2007 № 85 (зарегистрированы в Минюсте России 17.09.2007 № 10142).
Статьей 362 НК РФ предусмотрен порядок исчисления суммы транспортного налога и сумм авансовых платежей по налогу. При этом в силу пункта 4 статьи 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.
Как следует из материалов дела, на основании договоров лизинга от 22.11.2005 №№ 961, 962 (с дополнительными соглашениями), заключенных между ООО «Транспортная лизинговая компания» и ОАО «Костромское авиапредприятие», заявитель передал в лизинг ОАО «Костромское авиапредприятие» два гражданских воздушных судна: самолет АН-26, заводской номер 05410, бортовой номер RA-27210 и самолет АН-26, заводской номер 13401, бортовой номер RA-26595.
На данные воздушные суда оформлены свидетельства о государственной регистрации воздушных судов: свидетельство № 2739 от 21.06.2006 на самолет АН-26, заводской номер 05410, бортовой номер RA-27210, и свидетельство № 7973 от 27.04.2006 на самолет АН-26, заводской номер 13401, бортовой номер RA-26595. В названных свидетельствах в качестве собственника указано ООО «Транспортная лизинговая компания», в качестве эксплуатанта – ОАО «Костромское авиапредприятие».
В Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ качестве собственника данных самолетов в проверяемом периоде указано ООО «Транспортная лизинговая компания»:
- самолет АН-26100 с серийным номером 05410, опознавательные знаки RA-27210, период регистрации с 21.06.2006 по 18.01.2010,
- самолет АН-26Б с серийным номером 13401, опознавательные знаки RA-26595, период регистрации с 27.04.2006 по 04.02.2010.
Таким образом, в свидетельствах о регистрации самолетов указаны как собственник, так и эксплуатант (лизингополучатель).
В соответствии со ст.131 ГК РФ объектами государственных прав являются вещные права на объект недвижимости, поэтому в соответствии со статьей 357 НК РФ лицами, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы воздушные суда, понимаются субъекты вещных прав.
В силу норм ст.131 НК РФ и статьи 33 Воздушного кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов признаются лица, обладающие вещными правами (правами собственника, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда, на что указал Высший Арбитражный Суд РФ в определениях от 14.02.2008 № 1485/08, от 30.03.2010 № ВАС-3261/10.
Согласно разъяснениям Минфина России, доведенным до всех заинтересованных лиц письмом от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07, с 01.01.2008 транспортный налог на воздушные суда уплачивают собственники воздушных транспортных средств.
Возложение на собственника воздушного транспортного средства обязанности налогоплательщика транспортного налога не противоречит ст.ст.357, 362 НК РФ, поскольку он указан в свидетельствах о регистрации самолетов.
Ссылка заявителя на Правила государственной регистрации воздушных гражданских судов РФ, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 12.10.95 г. N ДВ-110, судом не принимается, поскольку указанный Приказ отменен Приказом Минтранса РФ от 14.12.04 г. N 44.
Суд также не принимает доводы заявителя о неправомерности привлечения его к ответственности за неуплату транспортного налога и доначисления пеней в связи с выполнением разъяснений налогового органа.
Разъяснения Инспекции № ЕС-11.1-13/4488 от 14.03.2007 даны до выхода письма Минфина России от 10.12.2007 № 03-05-05-04/07 и относятся к иному налоговому периоду - до 01.01.2008. Отсутствие доначислений транспортного налога по результатам камеральных проверок за 2008-2010г. и выездной проверки за 2008г. не лишает инспекцию права доначислить транспортный налог и пени по налогу за 2009-2010гг. и привлечь Общество к налоговой ответственности. Основания для освобождения от уплаты пеней и от привлечения к налоговой ответственности по налоговому периоду, отличному от периода дачи письменных разъяснений, в данном случае отсутствуют. При этом размер штрафа за неуплату транспортного налога снижен инспекцией в два раза.
Не принимается довод заявителя об отсутствии ущерба для бюджета, так как транспортный налог направляется в региональный бюджет, налог уплачен лизингополучателем в бюджет Костромской области, в связи с чем бюджету Ярославской области нанесен ущерб. Лизингополучатель может обратиться в налоговые органы Костромской области за возвратом ему излишне уплаченного налога.
Таким образом, решение инспекции в данной части суд считает законным и обоснованным.
Заявитель оспаривает доначисление инспекцией налога на имущество организаций в сумме 132 678руб. по переданным в лизинг ОАО «Костромское авиапредприятие» воздушным судам - самолету АН-26, заводской номер 05410, бортовой номер RA-27210 и самолету АН-26, заводской номер 13401, бортовой номер RA-26595.
Заявитель исходит из п.3 ст.383 НК РФ, согласно которому в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.
В соответствии со ст.385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Заявитель указывает, что в соответствии со ст.83 НК РФ он поставлен на учет в ИФНС России по г.Костроме как налогоплательщик налога на имущество организаций по месту нахождения объектов недвижимого имущества – переданных в лизинг самолетов. Общество производило уплату налога на имущество организаций в г.Костроме: в 2009г. – 129 999руб., в 2010г. – 2 679руб. При ранее проводившихся проверках инспекции никаких претензий по уплате налога не предъявляли, что расценивалось Обществом как официальное разъяснение законодательства о налогах и сборах и подтверждение правильности действий Общества.
Инспекция не согласна с позицией заявителя.
Пунктом 2 решения установлено, что в нарушение п.1 ст.374, п.1 ст.375 НК РФ Обществом занижена налоговая база по налогу на имущество организаций за 2009г. на 5 909 063руб., за 2010г.- на 121 762руб., неуплата налога составила за 2009г. – 129 999руб., за 2010г. – 2 679руб.
Фактические обстоятельства передачи самолетов в лизинг и их регистрации те же, что и по транспортному налогу.
Инспекция указывает, что в соответствии с подп.1 п.5 ст.83 НК РФ местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имуществ.
Положения данной нормы применяются последовательно. Понятие "место порт (приписки)" используется только для учета и регистрации водных транспортных средств. Нормативные правовые акты, регулирующие государственную регистрацию воздушных судов, место государственной регистрации воздушного судна не определяют. Таким образом, местом нахождения воздушных судов является место нахождения (жительства) собственника воздушного судна, то есть г.Ярославль.
Отсутствие доначислений при проверках не является официальным разъяснением законодательства.
Оценив доводы сторон, суд считает заявление в данной части не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 375 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В соответствии с п.3 ст.383 НК РФ в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст.385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 настоящего Кодекса, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
В силу ст.130 ГК РФ воздушные суда относятся к недвижимому имуществу.
Пункт 5 статьи 83 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) определяет, что местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.
Положения подп.1 п.5 ст.83 НК РФ применяются последовательно.
Понятие место (порт) приписки используется только для учета и регистрации водных транспортных средств, поэтому следующим критерием определения места нахождения имущества будет место государственной регистрации.
Действовавший в спорный период порядок государственной регистрации воздушных судов (ст.33 Воздушного кодекса РФ) предусматривал лишь регистрацию их в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации, при этом ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации возлагается на уполномоченный орган в области гражданской авиации. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 осуществление государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации было возложено на Федеральное агентство воздушного транспорта.
Однако нахождение данного органа в г. Москве не означает, что местом регистрации всех воздушных судов Российской Федерации является г. Москва, поскольку такое толкование государственной регистрации гражданских воздушных судов прямо противоречит статьям 12, 14 и специальным статьям об отдельных видах налогов Налогового кодекса РФ, так как подразумевает уплату налогов за все гражданские воздушные суда Российской Федерации в бюджет лишь одного субъекта РФ.
В связи с этим местом нахождения воздушных судов является местом нахождения (жительства) собственника воздушного судна.
В спорной ситуации местом нахождения собственника воздушных судов является г.Ярославль (место регистрации собственника – юридического лица), поэтому налог на имущество должен уплачиваться в местный бюджет.
Заявление в данной части удовлетворению не подлежит как основанное на неверном толковании налогового законодательства.
Заявитель также считает, что снижение налоговым органом штрафных санкций в два раза нарушает его права и законные интересы, полагает, что имеются основания для снижения штрафов в большем размере. К смягчающим ответственность обстоятельствам заявитель относит совершение нарушения впервые, отсутствие умысла, тяжелое материальное положение в связи с превышением дебиторской задолженности над кредиторской, а также отсутствие потерь для бюджета, характер выявленного нарушения и противоречивые разъяснения Минфина России.
Суд не находит оснований для снижения размера штрафов в размере большем, чем это сделано налоговым органом при привлечении к ответственности.
Совершение нарушения впервые и неумышленно суд не считает смягчающими ответственность обстоятельствами, так как повторное совершение нарушения и совершение нарушения умышленно уже являются отягчающим обстоятельством либо квалифицирующим признаком. Ущерб бюджету Ярославской области имеет место, поскольку налоги уплачивались в бюджет другой области. Разъяснения Минфина России носили четкий характер. Тяжелое финансовое положение заявителя учтено налоговым органом при привлечении к ответственности и снижении штрафа в два раза, что, по мнению суда, является достаточным.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) через Арбитражный суд Ярославской области.
Судья
Розова Н.А.