150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28 http://yaroslavl.arbitr.ru
г. Ярославль | Дело № А82-14864/2015 |
03 февраля 2016 года |
Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2016г.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Ловыгиной Н.Л.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Лисицыной О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Административной комиссии городского округа город Рыбинск (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об отмене постановления № 168 от 03.09.2015,
при участии
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО2 – представитель по доверенности от 18.01.2016 № 011/23,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии городского округа г. Рыбинск от 03.09.2015 № 268 по делу об административном правонарушении.
Указанным постановлением предприниматель привлечен к административной ответственности за размещение рекламы, информации без согласования с Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации ГОГР по ст. 25<2> Закона Ярославской области» от 03.12.07 № 100-з «Об административных правонарушениях»), в виде 10 000 рублей штрафа.
Заявитель , надлежащим образом уведомленный о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился.
Административный орган, заявленные требования не признал, настаивает на законности своего постановления.
Изучив собранные по делу доказательства, правовые позиции сторон, суд установил следующее.
Специалистами департамента архитектуры и градостроительства установлен факт установки и эксплуатации рекламных конструкций по адресу <...> Обстоятельств размещения рекламы без использования рекламных конструкций не установлено.
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 07.08.2015, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 25 <2> Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» № 100-з.
Сочтя названное постановление незаконным, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 25 <2> Закона ЯО 100-з нарушение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Ярославской области требований к содержанию зданий (за исключением жилых домов), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, лицами, ответственными за их содержание, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным органом заявителю по настоящему делу вменяется нарушение, выразившееся в размещении рекламы без разрешения Департамента архитектуры и градостроительства. При этом установленное правонарушение административный орган квалифицировал по ст. 25 <2> Закона ЯО № 100-з, предусматривающей административная ответственность за нарушение требований муниципальных нормативных актов.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в ч. 5-7 указанной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 10 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Статьей 14.37 КоАП РФ установлена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку.
На основании ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 26 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" невыполнение или нарушение законодательства субъекта Российской Федерации всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
Учитывая, что обязанность по получению разрешения органа местного самоуправления на размещение наружной рекламы установлена федеральным законом; ответственность за нарушение данного требования установлена ст. 14.37 КоАП РФ, оснований для привлечения к административной ответственности, установленной законодательным актом субъекта Российской Федерации не имеется.
Кроме этого, суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии с п. 2.2, 2.7 Правил благоустройства территории городского округа г. Рыбинск, утвержденных решением МС г. Рыбинска от 31.03.2011г. № 85, нарушение которых вменяется заявителю, установлено требование о получении разрешения Департамента архитектуры именно при установке рекламной конструкции.
Факт размещения рекламы без использования рекламных конструкций административным органом не доказан.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, данным в пункте 9 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Признать незаконным и отменить Постановление Административной комиссии городского округа город Рыбинск от 03.09.2015г. № 168 о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1(ИНН <***>, ОГРН <***>) по статье 25 <2> Закона Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».
.
Судья Ловыгина Н.Л.