ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-150/10 от 01.04.2010 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело№ А82-150/2010-28 15 апреля 2010г.

Резолютивная часть решения оглашена - 01 апреля 2010г.

Полный текст решения изготовлен – 15 апреля 2010г.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению -

Закрытого акционерного общества «Волна-2»

к   – Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ярославской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 20.11.09 № 132/1161 и решения по жалобе от 18.12.09 № 02/1156

при участии:

от заявителя   – ФИО1 – предст. по пост. дов.

от ответчика   – ФИО2 – предст. по пост. дов.

установил:

Закрытое акционерное общество «Волна-2» (далее по тексту – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления «о назначении административного наказания» от 20.11.09 № 132/1161 за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ, которым Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 80 000 руб., а также решения по жалобе от 18.12.09 № 02/1156, которым оспариваемое постановление было оставлено без изменения.

Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения состоит в нарушении установленных требований по приведению ликвидируемых или консервируемых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды.

Общество не отрицает факт бездействия; ссылается на то, что спорные скважины не сдавались в эксплуатацию (являлись объектами незавершенного строительства); а также не находились в процессе ликвидации или консервации. Соответственно, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ.

Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

ЗАО «Волна-2» имеет свидетельство о государственной регистрации права от 30.12.02 на земельный участок для сельскохозяйственного производства на общую площадь 7,91 млн. кв. м.

ЗАО «Волна-2» выдана лицензия ЯРЛ 57645 ВЭ, сроком действия с 10.09.04 до 10.09.29, для геологического изучения и добычи питьевых подземных вод на территории птицефабрики, в 200 м. юго-западнее пос. Фоминское Тутаевского района Ярославской области. На балансе предприятия с 2004 года находятся три скважины, расположенные на территории птицефабрики.

Участок недр имеет статус горного отвода. Недропользователю предоставлено право пользования недрами в два этапа. Согласно лицензионным условиям, в течение первого этапа, в срок до 01.01.07, предприятие обеспечивает геологическое изучение недр, а именно производит бурение скважин, оценку эксплуатационных запасов подземных вод и государственную экспертизу, и разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проект обустройства зон санитарной охраны водозабора.

На втором этапе недропользователь осуществляет промышленную эксплуатацию пресных подземных вод, содержит территорию строго режима на водозаборе и скважины в надлежащем санитарном состоянии, осуществляет ведение мониторинга подземных вод, предоставляет отчетность по лицензионному соглашению. Предполагаемый водозабор включает в разрезе водоносный днепровско-московский водно-ледниковый горизонт и юрско-меловой терригенный комплекс, залегший на глубине до 90 м.

Ответчиком была проведена плановая комплексная проверка в сфере природопользования, оформленная актом № 56/1161 от 24.09.09. В ходе проверки было установлено, что две скважины расположены в железных кольцах, третья скважина находится под железной куполообразной крышкой. При этом, Общество длительное время с 2004 года не эксплуатирует скважины, принадлежащие обществу, и не выполняет требования по приведению ликвидируемых или консервируемых буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды и требований по сохранности скважин на время их консервации.

Ограждение ЗСО строгого режима вокруг скважин отсутствует, нет табличек, указывающих запретную зону вокруг скважин. Скважины не обозначены, в эксплуатацию не введены.

На момент проверки актов тампонажа, передачи или ликвидации скважин, принадлежащих ЗАО «Волна-2» ответчику не представлено.

В статистическую отчетность по форме 2-ТП (водхоз) за 2008 год информация по скважинам не включена. Платежи земельного налога осуществляются регулярно.

В качестве противоправных действий (бездействия) ответчиком Обществу протоколом от 09.11.09 за № 154/1161 вменено не выполнение Обществом требований законодательства в части сохранности буровых скважин в соответствии с нормами и правилами ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Оспариваемым постановлением от 20.11.09 № 132/1161 Общество было ответчиком привлечено к административной ответственности по ч.2 ст. 8.10 КоАП РФ - «за длительное не введение артезианских скважин в эксплуатацию и не выполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды и требований по сохранности скважин во время их консервации». В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Инструкцию о порядке ликвидации, консеравации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденную постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.02 № 22, а также на Санитарные правила 2.1..5..1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения».

Решением по итогам рассмотрения жалобы от 18.12.09 № 02/1156 оспариваемое постановление ответчиком было оставлено без изменения.

Фактические обстоятельства дела подтверждены документально, не оспариваются ни одной из сторон, судом считаются установленными.

Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Названная норма предусматривает привлечение субъекта к административной ответственности за «невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации».

По мнению суда, ответственность по указанной норме КоАП РФ, подлежит применению при нарушении субъектом недропользования установленных требований к проведению определенных работ, либо при проведении процедуры консервации или ликвидации горных выработок и буровых скважин.

Выбранная ответчиком норма не предусматривает административной ответственности за длительное не использование горного отвода или скважины, а регламентирует именно соблюдение требований при проведении перечисленных работ. Порядок проведения соответствующих работ установлен, в частности Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (статья 8), Законом «О недрах», подробно регламентирован инструкцией «О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов», утвержденной Постановлением Госгортехнадзора России от 22.05.02 № 22.

Вместе с тем, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что спорные скважины Обществом фактически не использовались, представляли собой не завершенные строительством объекты, установленная процедура ликвидации либо консервации в установленном порядке начата не была.

Соответственно, суд считает обоснованными доводы заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) предприятия вменяемого ему состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.10 КоАП РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Признать незаконным и отменить постановление   «о назначении административного наказания» №132/1161 от 20.11.09., а также решение по жалобе от 18.12.09 № 02/1156  , вынесенные Управлением Росприроднадзора по Ярославской области, в отношении Закрытого акционерного общества «Волна-2» - по части 2 статьи 8.10 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).



Судья А.В. Глызина