ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15104/19 от 16.12.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль         

Дело № А82-15104/2019

31 декабря 2019 года

Резолютивная часть решения оглашена  16.12.2019.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротаевой М.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью  "АПП Грешнево" (ИНН  7606110124, ОГРН  1167627085020)

к  Администрации Ярославского муниципального района (ИНН  7606011902; ОГРН  1027601599992); Муниципальному казенному учреждению "Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района" (ИНН 7606072334; ОГРН  1087606005200); Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района (ИНН  7627001045, ОГРН  1027601595812)

3-е лицо: Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области

о признании незаконным действия Администрации ЯМР, КУМИ Администрации ЯМР и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» по отказу в предоставлении ООО «АПП Грешнево» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120000 кв.м, расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор», выраженного в письме МКУ «Центр земельных ресурсов» ЯМР от 05.07.2019 №1199/1,

об обязании КУМИ Администрации ЯМР и Администрации ЯМР заключить с ООО «АПП Грешнево» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор» на срок 5 лет,

о возмещении расходов на уплату госпошлины,

при участии:

от заявителя – Стасенко Е.Н. – по дов. от 30.07.2019

от ответчика 1 – не присутствовали

 от ответчика 2 – Баранова А.Е. – по дов. от 20.11.2019

от ответчика 3 – не присутствовали

от 3-го лица – не явились

суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АПП Грешнево" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ярославского муниципального района; Муниципальному казенному учреждению "Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района"; Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района

- о признании незаконным бездействия КУМИ Администрации ЯМР и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» по непринятию решения о предоставлении ООО «АПП Грешнево» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор»;

- об обязании КУМИ Администрации ЯМР и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» принять решение о предоставлении ООО «АПП Грешнево» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор» на срок 5 лет;

 - об обязании КУМИ Администрации ЯМР и Администрацию ЯМР заключить с ООО «АПП Грешнево» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор» на срок 5 лет.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области.

После уточнения заявленных требований, принятых судом, Общество  просит:

- Признать незаконными действия Администрации ЯМР, КУМИ Администрации ЯМР и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» по отказу в предоставлении ООО «АПП Грешнево» в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор», выраженное в письме МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР»  от 05.07.2019 №1199/1.

- Обязать КУМИ Администрации ЯМР и Администрацию ЯМР заключить с ООО «АПП Грешнево» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: ЯО, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор» на срок 5 лет.

 - Взыскать с Администрации ЯМР, КУМИ Администрации ЯМР и МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» уплаченную государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Представитель заявителя требования поддержал. Ответчики против заявленных требований возражали, представлены отзывы. Третье лицо требования заявителя полагает обоснованными.

Суд установил следующее.

30.04.2019 ООО «АПП «Грешнево» обратилось в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о предоставлении без проведения торгов в аренду сроком на 5 лет земельного участка площадью 120 000 кв.м с кадастровым номером 76:17:107101:7074, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Заволжское сельское поселение, в районе СНТ «Ротор». Основанием предоставления земельного участка без торгов указан  п.8 ст.10 Федерального закона 101-ФЗ (предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства).

К заявлению Обществом были приложены копия письма Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка о предоставлении Обществу государственной поддержки  и дополнения к заявлению с пояснениями о планируемом развитии земельных участков.

17.05.2019  МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР» приказом №22 отказал Обществу «АПП «Грешнево» в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в связи с тем, что на момент обращения заявителя испрашиваемый земельный участок был отнесен к категории земель запаса и использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

В отношении процедуры  изменения вида разрешенного использования земельного участка Кадастровой палатой в суд представлено распоряжение Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 03.04.2018 №418-р «О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения». Указанный перевод произведен на основании Федерального закона от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», на основании ходатайства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. Указанным распоряжением осуществлен перевод земельного участка из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Пунктом 2 распоряжения предусмотрено направление его копии в Администрацию ЯМР, а также в орган, осуществляющий кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение ЕГРН.

06.06.2019 ООО «АПП «Грешнево» вновь обратилось в КУМИ Администрации ЯМР с аналогичным заявлением (рег. №3354)  о предоставлении в аренду без торгов земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074. Приложены  те же дополнения.

05.07.2019 МКУ «Центр земельных ресурсов ЯМР», рассмотрев по поручению КУМИ заявление Общества от 06.06.2019 №3354, сообщило о невозможности предоставления земельного участка, поскольку по кадастровой выписке о земельном участке от 11.06.2019 земельный участок имеет вид разрешенного использования: земли запаса (неиспользуемые).

Согласно представленной в дело кадастровой выписки от 11.06.2019  о земельном участке с кадастровым номером 76:17:107101:7074, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: земли запаса (неиспользуемые).

Заявитель считает  наличие в ЕГРН сведений о виде разрешенного использования «земли запаса» после изменения категории земельного участка недоработкой ответчиков в процессе изменения категории земельного участка, указывает, что установление ВРИ является технической частью подготовки земельного участка к сдаче в аренду, полагает отказ в предоставлении земельного участка по указанному основанию незаконным. Требования основывает на нормах п.8 ст.10 Федерального закона  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.

Ответчики оспариваемые действия и акты считают не противоречащими закону, указывают на невозможность предоставления земельного участка при имеющихся в ЕГРН сведениях, считают, что изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер и что Обществу необходимо выбрать вид разрешенного использования, предусмотренный  Правилами землепользования и застройки Заволжского сельского поселения и затем обратиться в КУМИ с заявлением об изменении вида разрешенного использования на выбранный. Кроме того, ответчики указали, что в данном случае невозможно предоставление земельного участка, поскольку не производилось опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном пп.1 п.1 ст.39.18 ЗК РФ.

Из представленной в дело выписки  из ЕГРН от 28.09.3019 на земельный участок следует, что земельному участку присвоена категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования не указан.

По настоящему делу спор связан с вопросом правомерности отказа МКУ от 05.07.2019 №1199/1 в предоставлении земельного участка по заявлению Общества от 06.06.2019 №3354.

Департамент агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области сообщил, что ООО «АПП «Грешнево» имеет статус сельскохозяйственного товаропроизводителя, которому предоставляется государственная поддержка в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 №98 сроки и этапы реализации Государственной программы изменены и составляют с 2013 по 2025 годы).

Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

 Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Из абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 №172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Пунктом 2 указанной статьи определено, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Закона №172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В рассматриваемой ситуации в отношении спорного участка органом местного самоуправления проведены действия по переводу земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

В распоряжении ДИЗО от 03.04.2019 №418-р указано, что такой перевод осуществлен на основании ходатайства Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, а также материалов, обосновывающих перевод земельного участка (вх. от 27.02.2019 №2031). В адрес Администрации направляется копия распоряжения.

Суд считает, что, заявив ходатайство об изменении категории земельного участка, администрация должна была в силу возложенных полномочий принять во внимание также и  соответствующее такому переводу изменение вида разрешенного использования данного земельного участка. Перевод земельного участка из одной категории в другую и изменение вида разрешенного использования земельного участка это разные действия. Однако несогласованность действий органа местного самоуправления  привела к ситуации, что категория земельного участка с «земель запаса» была изменена на «земли сельскохозяйственного назначения», при этом их использование осталось невозможным по причине незавершенности действий с изменением вида разрешенного использования земельного участка, который остался с видом «земли запаса (неиспользуемые)».

Незавершенность указанных действий влечет невозможность  распоряжения земельным участком со стороны уполномоченного органа, а также  ограничивает права в таком использовании заинтересованных лиц.

Об ошибочности указания вида использования как «земли запаса» свидетельствует и тот факт, что в дальнейшем эти сведения были исключены из ЕГРН, что следует из выписки о земельном участке от 28.09.2019. Однако отсутствие вида разрешенного использования не устраняет указанные выше негативные последствия.

По мнению суда,  именно уполномоченный орган, а не заявитель должен принять меры к установлению вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения. Обратного ответчиками не доказано. При этом, поскольку заявитель, являясь участником государственной поддержки по программе развития сельского хозяйства, неоднократно обращался с заявлениями о предоставлении земельного участка в аренду, то уполномоченный орган должен предусмотреть такой вид использования из возможных по Правилам землепользования, чтобы это не препятствовало возможности использования участка заинтересованными лицами.

Изменение категории земель по ст.13 Закона №172-ФЗ производится в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка. Таким образом, обращаясь за переводом земель, уполномоченным органом определены цели использования участка как сельскохозяйственные. В противном случае непонятна целесообразность действий по переводу земель в другую категорию.

В случае объективной невозможности установления такого вида разрешенного использования земельного участка, который позволяет предоставить в аренду земли сельскохозяйственного назначения, уполномоченный орган обязан сообщить от этом заявителю в мотивированном ответе со ссылками на нормы законодательства, т.к. заявление Общества от 06.06.2019 по существу не рассмотрено, а причину отказа в данной ситуации суд полагает не основанной на нормах законодательства.

Суд признает недействительным отказ в предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью "АПП Грешнево" в аренду без проведения торгов, выраженный в письме МКУ «Центр земельных ресурсов» Ярославского муниципального района от 05.07.2019 №1199/1.

В целях восстановления прав заявителя суд считает необходимым обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района и/или Муниципальное казенное учреждение "Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района" в соответствии с полномочиями в 14-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью "АПП Грешнево" от 06.06.2019 №3354 и совершить необходимые действия с учетом выводов суда, содержащихся в решении по данному делу.

При этом требование заявителя об обязании КУМИ Администрации ЯМР и Администрацию ЯМР заключить с ООО «АПП Грешнево» договор аренды земельного участка с кадастровым номером 76:17:107101:7074 в данной ситуации являются преждевременными, в связи с чем не подлежит удовлетворению в этом деле.

Заявитель претендует на предоставление земельного участка в аренду без торгов на основании п.8 ст.10 Федерального закона  «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако ответчиками обоснованно отмечено, что предоставление земельного участка без проведения торгов возможно при отсутствии заявлений от иных заинтересованных лиц. По факту рассмотрения заявления производится опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном пп.1 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ.

В рассматриваемой ситуации уполномоченному органу необходимо повторно рассмотреть заявление Общества от 06.06.2019 №3354, о чем указано выше и совершить необходимые действия с учетом выводов суда, содержащихся в решении по данному делу, в том числе в случае положительного рассмотрения заявления обеспечить публикацию извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей и совершить иные необходимые действия, предусмотренные Земельным кодексом РФ.

При указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на МКУ «Центр земельных ресурсов» Ярославского муниципального района, т.к. его отказ признан судом недействительным.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить  частично.

          Признать  недействительным отказ в предоставлении земельного участка Обществу с ограниченной ответственностью  "АПП Грешнево" в аренду без проведения торгов, выраженный в письме МКУ «Центр земельных ресурсов» Ярославского муниципального района от 05.07.2019 №1199/1.

          Обязать  Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района и/или Муниципальное казенное учреждение "Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района" в соответствии с полномочиями в 14-дневный срок  со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Общества с ограниченной ответственностью  "АПП Грешнево" от 06.06.2019 №3354 и совершить необходимые действия   с учетом выводов суда, содержащихся в решении по данному делу.

        В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения "Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района" (ИНН 7606072334; ОГРН  1087606005200)  в пользу Общества с ограниченной ответственностью  "АПП Грешнево" (ИНН  7606110124, ОГРН  1167627085020)  3000 руб. – в возмещение расходов заявителя на уплату госпошлины.

Исполнительный лист выдать по ходатайству заявителя после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://kad.arbitr.ru (ч.1 ст.177, ч.1 ст.186 АПК РФ). По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.

Судья

Секерина С.Е.