ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15135/19 от 25.02.2020 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28 
http://yaroslavl.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль           

Дело № А82-15135/2019

02 марта 2020 года

              Резолютивная часть решения объявлена  25 февраля 2020 года

              Полный текст решения изготовлен  02 марта 2020 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Марусина В.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коуровой Я.С.,

рассмотрев в судебном заседании Акционерного общества "Газпром газораспределение Ярославль" (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

третье лицо: ФИО1

о признании незаконным и отмене постановления Ярославского УФАС России от 25.07.2019 по делу № 076/04/9.21-280/2019 об административном правонарушении;

при участии:

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от  17.12.2019 (после перерыва);

от ответчика – ФИО3, представитель по доверенности от 09.01.2020;

от третьего лицаФИО1 лично (до перерыва);

установил:

           Акционерное общество "Газпром газораспределение Ярославль" (далее по тексту «заявитель», «Общество») обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании незаконным и отмене постановления Ярославского УФАС России от 25.07.2019 по делу № 076/04/9.21-280/2019 об административном правонарушении.

          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечен  ФИО1.

          Присутствующий в судебном заседании после перерыва представитель заявителя требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении.

          Представитель административного органа  требования не признал, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном отзыве и оспариваемом постановлении,    ранее также представил материалы дела об административном правонарушении.

         Присутствующий в судебном заседании до перерыва ФИО1 поддержал правовую позицию административного органа.

         Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, суд установил следующее.

          Дело № 076/04-9.21-280/2019 возбуждено Ярославским УФАС  по заявлению ФИО1, поступившего из департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (вх. № 3764-1 от 23.04.2019), о нарушении АО «Газпром газораспределение Ярославль» установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям в части определения платы за подключение.

          В ходе рассмотрения административным органом установлено следующее.

11 февраля 2019  года ФИО1 обратился в адрес АО «Газпром газораспределение Ярославль» с запросом о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома; максимальный расход газа 5 м³/ч.

         18 февраля  2019 года  АО «Газпром газораспределение Ярославль» выдало ФИО1 технические условия №ЯФ-ТУ-002337/19 для подключения указанного объекта капитального строительства к сети газораспределения  с предварительным размером платы за подключение в размере 504 620,68 руб.

         В письменных пояснениях от 17.05.2019 в адрес УФАС Общество  указало, что давление газа в районе ул. Куйбышева согласно гидравлического расчета №9296-0-1-ПЗ, выполненного АО «Гипрониигаз», на существующей газораспределительной сети низкого давления, 186 даПА (в точке 171). Согласно кадастровой карте в непосредственной близости от объекта  ФИО1 имеется еще около 30 объектов, которые возможно обратятся за техническими условиями на подключение. Общество, руководствуясь пунктом 25 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, с целью обеспечения бесперебойного газоснабжения существующих потребителей и с учетом уже заключенных договоров в 2019 было принято решение подключать новых заявителей от ближайшего газопровода высокого давления d530 мм. Для подключения объектов капитального строительства к газопроводу высокого давления требуется установка пунктов редуцирования газа, а с учетом диаметра газопровода 530 мм договор на подключение переходит в разряд по индивидуальному проекту, в связи с чем предварительный размер платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта ФИО1 был выполнен согласно пункту 13 Правил №1314 и приказу ФАС России от 16.08.2018 №1151/18.

          Оценив указные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении»,  «Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее — Правила №1314), а также Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных Приказом ФАС России от 16.08.2018 №1151/18,  Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, Ярославское УФАС пришло к выводу о том, что в соответствии со схемой существующей системы газораспределения и газопотребления г.Ярославля №9296-0-1-ПЗ в радиусе 200м от объекта заявителя (по прямой от сети газораспределения до объекта) имеются точка-узел №170 (с уровнем давления 192 даПа), точка-узел 171 (с уровнем давления 186 даПа). Исходя из этого следует, что техническая возможность подключения объекта капитального строительства заявителя к сетям газораспределения имеется в двух точках, расположенных в радиусе 200 метров от объекта заявителя. При рассмотрении запроса ФИО1 о предоставлении технических условий АО «Газпром газораспределение Ярославль» не оценило все возможные альтернативные варианты подключения объекта капитального строительства к сетям газораспределения, неправомерно сослалось на возможность обращения за техническими условиями на подключение других заявителей. АО «Газпром газораспределение Ярославль» при данных обстоятельствах при определении размера платы за подключение объекта капитального строительства ФИО1 к сетям газораспределения в технических условиях №ЯФ-ТУ-002337/19 от 18.02.2019 должно руководствоваться пунктом 26(22) Основных положений, так как присоединяемый объект подпадает под критерии, указанные в этом пункте. Плата за подключение в рассматриваемом случае должна быть установлена в рамках «льготного» тарифа, в размере не менее 20 000 руб. и не более 50 000 руб. (с налогом на добавленную стоимость, если заявителем выступает физическое лицо).

           24 июня  2019 года Ярославским УФАС вынесено определение о возбуждении дела № 076/04/9.21-280/2019 об административном правонарушении в отношении Общества и проведении административного расследования. 

         12 июля 2019 года Ярославским УФАС  в присутствии представителя Общества составлен протокол  по делу  об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1  статьи 9.21 КоАП РФ.

           Постановлением от 25.07.2019 Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 150000,00 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося внеправомерном определении в технических условиях №ЯФ-ТУ-002337/19 от 18.02.2019 стоимости подключения объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: г. Ярославль, в районе пересечения ул. Куйбышева и пер. Петра Алексеева, участок №7, кадастровый номер земельного участка 76:23:060601:2051.

        Оспаривая данное постановление, Общество указывает на то, что возможность подключения объекта ФИО1 оценивалась с учетом существующей пропускной способности сети,   а также заключенных, но на тот момент не исполненных договоров на подключение, заключенных с иными лицами.

          Общество  ссылается на пункт 3.25. "СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", согласно которому  расчетные суммарные потери давления газа в газопроводах низкого давления (от источника газоснабжения до наиболее удаленного прибора) принимаются не более 180 даПа, в том числе в распределительных газопроводах 120 даПа, в газопроводах-вводах и внутренних газопроводах - 60 даПа.

          При этом, указывает заявитель, уже в Гидравлическом расчете №9296-0-1-ПЗ, выполненном АО «Гипрониигаз» по состоянию на июнь 2017 года, в точках 174,177,180, являющихся наиболее удаленными  от источника газа и входящими в общую ветку газопровода, к которому, по мнению Ярославского УФАС, подлежит подключению объекта ФИО1, давление газа составляло 176,171 и 172 даПА соответственно. Таким образом, показатель давления в точке 171, на которые ориентировалось Ярославское УФАС  при вынесении постановления, не являются достаточным  для вывода о наличии технической возможности подключения, поскольку при подключении нового объекта к ветке газопровода  давление  газа  упадет пропорционально во всех точках.

        Также заявитель указывает на то, что УФАС при оценке действий заявителя не учтены объемы газопотребления объектов, в отношении которых Общество уже заключило, но не выполнило  договоры на присоединение. Заявителем в  ходе рассмотрения дела по предложению суда представлен Гидравлический расчет по состоянию на февраль 2019 года (т.е. на месяц обращения ФИО1 в Общество с заявкой), согласно которому  давление в точках 271,276,278, соответствующих точкам   171,174,177,180  в  Расчете на июнь 2017 года,  с учетом перспективной нагрузки составило 125,66, 183,03, 182,35, 183,63 даПА соответственно.

         В Гидравлическом расчете на июль 2019 года давление в указанных точках с учетом перспективной нагрузки составило 17,94, 171,82, 171,18, 172,42 даПА соответственно.

          Данные обстоятельства, полагает Общество, свидетельствуют о невозможности подключения объекта ФИО1 к сети низкого давления посредством строительства только газопровода-ввода, поскольку    такое подключение приведет к снижению давления газа в соответствующей ветке газопровода ниже допустимого.  В связи с этим Обществом и было принято решение  о подключении объекта ФИО1  к газопроводу высокого давления d530 мм.  Такое подключение требует установки пункта редуцирования газа,  в связи с чем подключение переходит в разряд «по индивидуальному проекту», что и обуславливает его высокую стоимость.

          Оценив доводы сторон, третьего лица,  представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

          Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.

 Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

 Согласно указанной норме Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

          В соответствии с пунктом 14 Правил №1314 основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

         Пунктом 25 Правил №1314 предусмотрено, что техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

        В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Методических указаний регулирующими органами на очередной календарный год устанавливаются размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 м³/ч включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения (для прочих Заявителей), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров, и мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования.

          Таким образом, «льготная» ставка  платы за технологическое присоединение  применяется  при совокупности следующих  условий:

-. осуществляется технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 5 м³/ч включительно, с учетом расхода газа газоиспользующим оборудованием, ранее подключенным в данной точке подключения, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до газораспределительной сети с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров,

- мероприятия по подключению  предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа и необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопровода бестраншейным способом) в соответствии с утвержденной схемой газоснабжения территории муниципального образования.

 - при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

          Привлекая Общество к административной ответственности, Ярославское УФАС в своем постановлении  фактически по данным  Гидравлического расчета на июнь 2017 года делает вывод о наличии возможности подключения объекта ФИО1 к  газопроводу низкого давления в точке 171 посредством только газопровода-ввода.

          Согласно положениям статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

          В письменных пояснениях от 02.07.2019 исх. № 07-07/1925, адресованных в Ярославское УФАС, Общество указывало, среди прочего, что  в расчете АО «Гипрониигаз» (по состоянию  на июнь 2017 года)  не учтены объемы потреблении  вновь подключаемых объектов  в количестве 8 штук, соответственно, давление газа в очке-узле 171 на сегодняшний день ниже установленной нормы. При этом расчетные суммарные потери газа в газопроводах низкого  давления  (от источника газоснабжения до наиболее удаленного прибора)  принимается не более 180 даПА.

         Данные доводы Общества какой-либо оценки в   оспариваемом постановлении Ярославского УФАС не получили.

           Не получила  в постановлении УФАС оценки и  ссылка Общества на пункт 3.25. "СП 42-101-2003. Свод правил по проектированию и строительству. Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб", согласно которому  расчетные суммарные потери давления газа в газопроводах низкого давления (от источника газоснабжения до наиболее удаленного прибора) принимаются не более 180 даПа, в том числе в распределительных газопроводах 120 даПа, в газопроводах-вводах и внутренних газопроводах - 60 даПа.

          Согласно представленным в материалы дела Гидравлическим расчетам по состоянию на июнь 2017 года, февраль и июль 2019 года, давление на источнике газа для системы газопроводов  в районе пересечения ул. Куйбышева и пер. Петра Алексеева, составляло 300 даПА.

        Соответственно,  в наиболее удаленных точках от источника давление газа в распределительном газопроводе должно составлять не менее 180 даПА  (300-120=180).

          В представленном Обществом Гидравлическом расчете  по состоянию на февраль 2019 года давление в точках     174,177,180,  наиболее удаленных от источника, составляло 176,171 и 172 даПА.

          Кроме того, заявителем в  ходе рассмотрения дела по предложению суда представлен Гидравлический расчет по состоянию на февраль 2019 года (т.е. на месяц обращения ФИО1 в Общество с заявкой), согласно которому  давление в точках 271,276,278, соответствующих точкам   171,174,177,180  в  Расчете на июнь 2017 года,  с учетом перспективной нагрузки составило 125,66, 183,03, 182,35, 183,63 даПА соответственно.

          В пунктах 3.21-3.23 СП 42-101-2003  указано, что пропускная способность газопроводов может приниматься из условий создания при максимально допустимых потерях давления газа наиболее экономичной и надежной в эксплуатации системы, обеспечивающей устойчивость работы ГРП и газорегуляторных установок (ГРУ), а также работы горелок потребителей в допустимых диапазонах давления газа.   Расчетные внутренние диаметры газопроводов определяются исходя из условия обеспечения бесперебойного газоснабжения всех потребителей в часы максимального потребления газа. Расчет диаметра газопровода следует выполнять, как правило, на компьютере с оптимальным распределением расчетной потери давления между участками сети. При невозможности или нецелесообразности выполнения расчета на компьютере (отсутствие соответствующей программы, отдельные участки газопроводов и т.п.) гидравлический расчет допускается производить по приведенным ниже формулам или по номограммам (Приложение Б), составленным по этим формулам.

         Делая вывод о возможности подключения объекта ФИО1 к сети газораспределения в точке 171 при наличии рядом  точек-узлов с дефицитом давления, Ярославское УФАС  ни в постановлении, ни в ходе судебного разбирательства не обосновало  данный вывод, не представило доказательств наличия технической возможности присоединения объекта третьего лица без дополнительных затрат, при этом не воспользовалось ни предоставленной ему законом возможностью запросить необходимые сведения у  Общества, ни возможностью проведения экспертизы по данному вопросу (в порядке статей 26.4. КоАП РФ, 82 АПК РФ).

         Между тем,    выводы Ярославского УФАС, положенные в основу оспариваемого постановления, затрагивают не только интересы заявителя и третьего лица ФИО1, но и иных лиц-потребителей, качество и(или) возможность газоснабжения  которых могут быть снижены в результате подключения объекта ФИО1 (либо поставлены в зависимость от такого подключения).

        При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое постановление  вынесено административным органом без достаточных доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения.

         Суд отмечает, что вопрос возможности подключения   объекта ФИО1 к сети газораспределения посредством только газопровода-ввода не является предметом  рассматриваемого спора, и может быть решен соответствующим судом по иску  третьего лица.

На основании изложенного суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) от 25.07.2019 по делу № 076/04/9.21-280/2019 об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-тидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья                                                                                                      Марусин В.А.