ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15178/15 от 27.01.2016 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-15178/2015

06 марта 2016 года

Резолютивная часть решения вынесена 27 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2016 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Е.В.Мухиной

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А.Ситниковой  ,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области

(ИНН 7604044726, ОГРН 1027600695220)

к Закрытому акционерному обществу "Многопрофильная медицинская

компания "Формед" (ИНН 7728570922, ОГРН 1067746141011)

о взыскании неустойки в сумме 571757.67 руб.

при участии:

от истца   – не явился

от ответчика   – Соседов И.В., доверенность от 31.12.2015г.

установил:

Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области обратился в арбитражный суд с иском к Закрытому акционерному обществу "Многопрофильная медицинская компания "Формед" о взыскании неустойки в сумме 571 757,67 руб. по Государственному контракту №51-14/1-гк от 15 октября 2014г.

Истец извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в связи с чем, в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается судом без участия истца.

Ответчик просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований, произвести расчет неустойки по контракту из расчета одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ, а также применить постановление Правительства РФ №196 от 05 марта 2015г. и произвести списание начисленной неустойки. Подробно позиция изложена в письменном отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд установил следующее.

Между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Закрытым акционерным обществом "Многопрофильная медицинская компания "Формед" 15 октября 2014г. в соответствии с итогами электронного аукциона заключен Государственный контракт №51-14/1-гк, предметом которого, в соответствии с пунктом 1.1., является поставка вакцины для иммунизации против клещевого энцефалита детей, который приобретается Заказчиком у Поставщика, а последний поставляет его Получателю на условиях, в порядке и в сроки, определяемыми сторонами в настоящем контракте.

Согласно пункту 2.1. цена контракта составляет 9 365 400 руб. (в редакции дополнительного соглашения №1 от 15 октября 2014г.).

В соответствии с пунктом 3.2. Контракта указанный в спецификации товар должен быть поставлен Получателю одной партией не позднее 20 декабря 2014г. Датой поставки считается дата подписания товарно-транспортной накладной Получателем.

В соответствии с пунктом 4.1. Контракта Заказчик осуществляет оплату за поставленный товар в российских рублях в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 80 банковских дней с момента подписания Заказчиком акта приемки товара.

Согласно пункту 6.2. Контракта в случае нарушения сроков поставки товара, установленных пунктом 3.2. Контракта, а также просрочки гарантийных обязательств заказчик направляет поставщику требование об уплате неустойки (пеня). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определяемом в порядке, установленном действующим законодательством, но не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Поставщиком.

Поставка товара по контракту произведена ответчиком 27 января 2015г., что подтверждается товарной накладной №ФФ-119 от 26 января 2015г.

Акт приемки товара подписан 29.01.2015г.

Оплата товара заказчиком произведена платежными поручениями №581 от 17.04.2015г., №1345 от 30.06.2015г., №1470 от 30.06.2015г. в полном объеме.

18 марта 2015г. Департамент направил в адрес поставщика Претензию о взыскании неустойки, в которой предложил поставщику перечислить неустойку в связи с несвоевременной поставкой в сумме 571 757,67 руб. в срок до 31 марта 2015г.

Письмом от 16 марта 2015г. Поставщик указал на неправомерность начисления неустойки в размере, превышающем сумму неустойки, исчисленной исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, поскольку контрактом не предусмотрено иное.

28 апреля 2015г. Департамент повторно направил в адрес поставщика Претензию о взыскании неустойки, в которой настаивал на перечислении поставщиком неустойки в связи с несвоевременной поставкой в сумме 571 757,67 руб.

Поскольку оплата неустойки поставщиком произведена не была, Департамент обратился в суд с рассматриваемым иском.

Оценивая материалы дела, суд исходит из следующего.

В силу статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Исходя из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации поставщик обязуется передать в обусловленный срок товар покупателю.

Согласно части 1 статьи 516 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель обязан оплатить поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.

Факт несвоевременной поставки товара на основании заключенного контракта подтверждается материалами дела, ответчиком не оспаривается.

Вместе с тем, суд полагает, что требования Департамента подлежат удовлетворению частично в сумме 90 142 руб. Расчет неустойки произведен судом за период с 23.12.2014 по 27.01.2015 (за 35 дней просрочки по правилам статьи 193 ГК РФ), исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. При этом суд исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что поставка товара на сумму контракта осуществлена ответчиком с просрочкой исполнения обязательства.

Факт наличия просрочки исполнения обязательства по поставке не является спорным, однако между сторонами имеются разногласия относительно порядка исчисления и размера неустойки.

Согласно части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013г. №1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения закзачиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Пунктом 6 Правил №1063 установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Вместе с тем, из системного толкования положений статьи 34 Закона о контрактной системе и пункта 6, 7, 8 Правил №1063 следует, что положения контракта должны содержать порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, и порядок его определения.

Условиями пункта 6.2 контракта определено, что в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере, определяемом в порядке, установленном действующим законодательством, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком.

В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, государственный контракт должен соответствовать положениям статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации и содержать размер пени и порядок ее определения, как это предусмотрено частями 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. Следовательно, заказчик, указав в контракте ссылку на действующее законодательство для определения размера штрафных санкций без указания порядка расчета за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения, не вправе рассчитывать неустойку исходя из положений Правил №1063.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 21 декабря 2015г. №305-КГ15-16242.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает правомерным взыскать с ответчика неустойку в размере 90 142 руб. за просрочку поставки, исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Оснований для взыскания неустойки в большем размере суд не усматривает.

Суд считает неправомерным довод ответчика о наличии оснований для списания указанной суммы пени в силу следующих обстоятельств.

Постановлением Правительства РФ от 05 марта 2015г. №196 установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Приказом Министерства финансов РФ от 29 июня 2015г. №98н утвержден Порядок списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд.

Настоящий Порядок устанавливает правила списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 году (далее - соответственно федеральный закон, задолженность) в случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка.

Согласно пункту 2 Порядка задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях: а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5 процентов цены контракта; б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2015 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.

Согласно пункту 3 Порядка списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности.

В силу пункта 5 Порядка в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается.

Таким образом, наличие между сторонами контракта спора о размере задолженности препятствует ее списанию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Закрытого акционерного общества "Многопрофильная медицинская компания "Формед" (ИНН 7728570922, ОГРН 1067746141011) в пользу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области (ИНН 7604044726, ОГРН 1027600695220) 90 142 руб. неустойки за нарушение срока поставки товара по государственному контракту №51-14/1-гк от 15.10.2014г.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Закрытого акционерного общества "Многопрофильная медицинская компания "Формед" (ИНН 7728570922, ОГРН 1067746141011) в доход федерального бюджета 2 276 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Судья Е.В.Мухина