ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15244/13 от 21.02.2014 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль                                                  Дело №А82-15244/2013

                                                                                  04 марта 2014 года

Резолютивная часть решения была оглашена – 21 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен –  04 марта  2014 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Глызиной  А.В.,
при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи Носковой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело

Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК") в лице Северного филиала (ИНН  - <***>, ОГРН  - <***>)

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН  - <***>,  ОГРН  - <***>)

о признании недействительными  решения и предписания  от  23.08.13 (в полном объеме изготовленных -  06.09.2013)  по делу №04-01/34-13,

  - о признании незаконным и отмене постановления от 21.01.14  «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/34 А-13»

при участии

от заявителя:  ФИО1 -  предст. по дов.       

от административного органа:  ФИО2 - предст. по пост. дов.  

установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК")  в лице Северного филиала (ИНН  - <***>, ОГРН  - <***>)   (далее по тексту – Общество, заявитель)  обратилось в Арбитражный суд Ярославской области к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ИНН – <***>, ОГРН -  <***>)   с заявлениями –

     1) о признании недействительными решения и предписания от 23.08.13 (в полном объеме изготовленных -  06.09.2013)  по делу №04-01/34-13; 

      2) о признании  незаконным и отмене постановления от  21.01.13  «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/34 А-13»

      Оспариваемым решением   от  23.08.13  антимонопольным органом был установлен факт нарушения  Обществом законодательства о рекламе.

     Оспариваемым предписанием  от  23.08.13  Обществу  было предписано  прекратить нарушение законодательства о рекламе.

     Оспариваемым  постановлением  от  21.01.14  Общество было привлечено к  административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб.  на основании  части 1  статьи 14.3  КоАП РФ  за выявленное правонарушение.

      Правовая позиция заявителя основана на: 1) отсутствии   в его действиях вменяемого ему состава правонарушения; 2) малозначительности совершенного правонарушения.

     Представитель ответчика заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления.

В ходе рассмотрения  объединенного дела судом  было установлено следующее.

    Ярославским УФАС России 24 мая 2013 года в ходе рассмотрения поступившего от физического лица  заявления (представлено в материалы дела), был установлен факт размещения на рекламной конструкции на остановке «Автовокзал» г. Ярославля на рекламном месте ООО «Рекламная группа «Дрим», информации следующего содержания: «Ярославль – Москва! Всего 3 часа и Вы в центре Москвы! Новые фирменные  поезда:климат-контроль, биотуалеты. Ежедневно – 3 рейса в день. Цена от 647 руб. Вагоны с местами для сидения, купе и СВ. Федеральная пассажирская компания    www. pass. rzd. ru   8-800-775-0000  РЖД».

     Стоимость проезда сообщением «Ярославль -  Москва» ОАО «ФПК» рассчитывается в соответствии с приложением 3 Приказа ФСТ России от 27.07.10 № 156-т/1, постановления Комитета РФ по политике цен от 22.12.1993 № 44 «О тарифах на перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом»,      приложения 1 Приказа ФСТ России от 04.12.2012 № 346-т/3, пунктов 1,2 распоряжения ОАО «ФПК» от 23.01.13 № 82/р..

     В соответствии с данными документами, в течение года тарифы на перевозки пассажиров индексируются и дифференцируются по календарным периодам, в связи с чем, сведения о стоимости проезда сообщением «Ярославль-Москва», рассчитываются отдельно по каждому из периодов индексации тарифов в течение года. Сведения по периодам индексации тарифов за 2013 год указаны в представленной в материалы дела таблице «Информация о стоимости проезда в вагоне с местами для сидения в поездах № 101/102, № 103/104, № 105/106 (Ярославль – Москва) в 2013 году».

     В данной таблице также указано, что стоимость проезда от 647 рублей соответствует периоду с 11 марта 2013 года по 27 апреля 2013 года, в котором действовал коэффициент индексации  тарифов 0,75.

     В период с 10 мая 2013 года по 07 июня 2013 года, согласно таблице действовал коэффициент индексации тарифов 1.05 и стоимость проезда, вопреки сведениям, изложенным в рекламе, составляла от 825 рублей.

     Таким образом, по мнению ответчика, сведения в рекламе о стоимости проезда сообщением «Ярославль – Москва» с 28 апреля 2013 года по момент проверки не соответствовали действительности.

     Относительно длительности  рейсов сообщением «Ярославль – Москва» в рекламе было указано, что «время в пути составляет 3 часа».

     На  основании телеграммы ОАО «РЖД» № ЦЛО-8-24 от 28 января 2013 года, поезда 100-й нумерации сообщением  «Ярославль -  Москва» курсируют с  01 февраля 2013 года. Как следует из указанной телеграммы, для организации перевозки пассажиров в сообщении Ярославль -  Москва назначены в обращение  следующие фирменные поезда:

      Длительность  маршрута в пути составляла 3 часа 25 минут.

      Также Обществом было представлено ответчику  «Служебное расписание пассажирских поездов в 27 мая 2012 года», действовавшее  до 26 мая 2013 года, в соответствии с которым время в пути «Москва – Ярославль» составляло 3 часа 09 минут, а время в пути «Ярославль – Москва» составляло 3 часа 25 минут.

     Таким образом, по мнению ответчика, в рассматриваемой рекламе указаны недостоверные ведения о цене билетов на рекламируемые рейсы и их длительности.

      Договор на размещение рассматриваемой рекламы был заключен между ООО «Рекламная группа «Дрим» и ОАО «ФПК» 28.03.13 за № 144-13/Ф. Сев.

      Услуги по размещению рекламы были Обществом приняты и оплачены, что подтверждается актами выполненных работ № 40103 от 01.04.2013 и № 40404 от 30.04.13 и соответствующими им платежными поручениями № 173807 от 29.04.13, № 181760 от 13.05.2013.

     Соответственно, ОАО «ФПК» является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

     В оспариваемом решении  на основании вышеизложенных фактов  ответчиком был сделан вывод о нарушении  Обществом  (рекламодателем)   пункта 2 части 3  статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

     Административным органом  Обществу также было выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

      Протоколом об административном правонарушении, составленным должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,  был установлен факт  нарушения   Обществом  (рекламодателем)  законодательства о рекламе - а именно, пункта 2 части 3 статьи 5  Федерального Закона «О рекламе».

     Оспариваемым постановлением от  21.10.13 «о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 04-04/34 А-13,  Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в минимальном размере, в виде 100 000 рублей штрафа.  

    Антимонопольным органом не было допущено каких-либо процессуальных нарушений при производстве административного дела.

     Указанные фактические обстоятельства подтверждены материалами дела,  судом считаются установленными.

     Спор между сторонами состоит в том, имеется ли в действиях Общества состав  вменяемого ему ответчиком правонарушения.

      Заявитель возражает против установления административным органом факта  совершения им нарушения законодательства о рекламе;  возражает против применения к нему мер административной ответственности по следующим основаниям -  текст  рекламного объявления являлся достоверным на момент размещения рекламы;  применительно  к длительности маршрута содержал округление в общеустановленном порядке;  содержал  наименование Общества,  контактную информацию, позволяющую потребителям выяснить  необходимые  им  сведения.

Также по мнению Общества, имеются основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ – поскольку рассматриваемая рекламная информация была размещена только на 1 рекламной конструкции г. Ярославля; непродолжительный период времени – с 01.04.13 по 18.06.13; нарушение было устранено до привлечения Общества к административной ответственности; не повлекло существенного ущерба охраняемым общественным правоотношениям.

Административный орган в обоснование своей правовой позиции ссылается на нормы  части  1  статьи 5,   пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»; ссылается на материалы  проверки, представленные в дело.

Ответчик усматривает вину Общества в том, что им не были приняты все необходимые и достаточные меры по надлежащему размещению  текста спорного  рекламного объявления.

Оценив доводы сторон и материалы дела,  суд пришел к выводу  о наличии в действиях Общества состава вменяемого ему антимонопольным органом нарушения законодательства о рекламе ,  исходя из следующего.

Требования к  правоотношениям субъектов в сфере рекламы, распространяемой на территории Российской Федерации, установлены Федеральным Законом «О рекламе» от 13.03.06 № 38-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Понятие «реклама» сформулировано в пункте 1 статьи 3 вышеуказанного Закона, как « информация, распространения любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания  объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижения на рынке».

Также в указанной статье закреплены понятия «объект рекламирования»,  «товар», рекламодатель»,«рекламораспространитель», «рекламопроизводитель» «ненадлежащая реклама».  

Статья 5 Закона о рекламе устанавливает общие требования к рекламе.  Общее правило  изложено в части 1 указанной статьи - «Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама  и недостоверная реклама не допускаются».

В частности, согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», «недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации  о соответствии знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара».

Согласно части 6 статьи 38 вышеуказанного Федерального закона,   ответственность  за нарушение  пункта 2  части 3 статьи  5  ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В материалы дела Обществом не представлено доказательств,  в нарушение статьи 65 АПК РФ, того, что Обществом как рекламодателем рассматриваемой рекламы,  были предприняты все необходимые и зависящие от них меры по соблюдению законодательства о рекламе.

С учетом изложенного вывода суда, отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя о признании недействительными оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа.

Частью 1 статьи  14.3 КоАП РФ  предусмотрена административная ответственность за  нарушение  рекламодателем, рекламопроизводителем или  рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама).

Соответственно,   с точки зрения вменяемого ответчиком заявителю состава правонарушения, у антимонопольного органа имелись основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.  Суд также не принимает доводы заявителя об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения по  аналогичным основаниям.

С учетом изложенного, суд считает установленным в действиях заявителя состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

Ответчиком при производстве административного дела не было допущено процессуальных нарушений, влекущих за собой незаконность оспариваемого постановления.

Административная ответственность ответчиком была применена в порядке,  сроки и в минимальном размере, предусмотренном КоАП РФ.

Таким образом, выявленное  нарушение  соответствует составу правонарушения,  предусмотренному части 1 статьей 14.3 КоАП РФ. Размер штрафа административным органом был применен в минимальном размере, в пределах санкции, установленной  частью 1 статьей 14.3 КоАП РФ.

Суд не усматривает оснований для применения малозначительности  - в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, учитывая  месторасположение рассматриваемой рекламы (остановка «Автовокзал», в котором, в частности, реализуются иные способы транспортного сообщения из г. Ярославля; значительный пассажиропоток) и наличие обращения от потребителя – физического лица о получении им недостоверной информации из рассматриваемой рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь  статьями  197 - 201,  207 – 211,  110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:


Отказать  в   удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано  в установленном законом порядке.

Судья       А.В. Глызина