Арбитражный суд Ярославской области
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль
Дело № А82-1532/2011
04 мая 2011 года
Резолютивная часть решения оглашена – 26 апреля 2011года
Арбитражный суд Ярославской области в составе: судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Носковой Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Ярославская сбытовая компания»
об оспаривании постановления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от11.02.2011г. по делу №1/2011-КЭ/ЮЛ об административном правонарушении
при участии
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности от 11.01.2011г.;
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности от 24.02.2011г..;
установил :
Открытое акционерное общество «Ярославская сбытовая компания» (далее по тексту – ОАО «ЯСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об оспаривании постановления Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее по тексту – административный орган, Департамент) от 11.02.2011г. по делу №1/2011-КЭ/ЮЛ об административном правонарушении.
Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде 100 000 руб. штрафа за представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания пояснил суду, что поскольку 11.02.2011г., в день принятия административным органом оспариваемого постановления, был издан Приказ Росстата №37 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФСТ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ», в соответствии с которым Постановление Росстата от 23.03.2007гю №29 утратило силу с отчета за 2011 года, то в соответствии с вновь изданным приказом, органы исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов исключены из числа органов, которым предоставляется форма 46-ЭЭ.
Представитель заявителя считает, что в связи с тем, что ст.19.7.1 КоАП РФ носит отсылочный характер, то утрата силы Постановления №29 является обстоятельством, при котором производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ полежит прекращению. Вместе с тем, представитель заявителя отмечает, что с 01.01.2011г. административный орган устанавливает для заявителя лишь размер сбытовой надбавки (в руб./МВт.ч) и ставки тарифов для расчетов с населением и приравненными к населению категориям потребителей, в которых отсутствуют тарифные ставки на мощность, тогда как цены на электрическую энергию для остальных категорий потребителей являются свободными, то есть не устанавливаются регулирующим органом. Также заявитель в ходе судебного заседания ссылался на тот факт, что Общество не является сетевой организацией, а является потребителем (приобретателем) услуг, в связи с чем, у Общества отсутствует обязанность по представлению сведений.
Представитель заявителя в ходе судебного заседания настаивает на отсутствии в действиях (бездействиях) Общества состава вменяемого правонарушения.
Представитель административного органа заявленные требования не признает, настаивает на законности и обоснованности вынесенного постановления в полном объеме; поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве от 29.03.2011г. и в дополнении к отзыву от 18.04.2011г. Представитель административного органа в ходе судебного заседания пояснил суду, что в оспариваемом постановлении указана отчетность за декабрь 2010 года, в связи с чем ссылка заявителя на утрату силы постановления Росстата от 23.03.2007 №29 является недействительной. Также, представитель административного органа пояснил суду, что содержащиеся в отчётности по форме - 46-ЭЭ сведения необходимы Департаменту - для определения уровня потребности субъекта РФ (региона) в электрической энергии и мощности на планируемый период на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года. а также в целях государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012 год.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Административным органом в ходе проведенного текущего анализа представленной 20.01.2011г. (письмом №04-3-2/121) Обществом отчетности по форме 46-ЭЭ, за декабрь месяц 2010 года, было установлено, что в графах 9-14 отражены нулевые числовые значения, что не соответствует, по мнению административного органа, действительности, поскольку указанные значения содержатся в действующих договорах поставки электроэнергии потребителям и должны быть соответственно включены в таблицы формы №46-ЭЭ из этих договоров.
Указанная обязанность предусмотрена постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 №29 «Об утверждении статистического инструментария для организации ФСТ России статистического наблюдения за деятельностью организации в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики».
В соответствии с порядком заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности), утвержденным постановлением Росстата от 23.03.2007г. №29 в разделе I «Полезный отпуск электроэнергии и мощности, реализуемой по регулируемым ценам» и в разделе II «Полезный отпуск электроэнергии и мощности, реализуемой по нерегулируемым ценам» отражаются сведения об объемах полезного отпуска электрической энергии и мощности, реализуемых на розничном рынке по регулируемым ценам и определенных по группам потребителей, а также стоимости электроэнергии и мощности.
В графах 9-14 должны отражаться данные о потреблении мощности потребителями, оплачивающими энергию (мощность) по одноставочным, зонным тарифам, при этом эти данные указываются в соответствии с договорными величинами.
В графах 9-11 за отчетный год указываются средние по году величины электрической мощности.
Срок для представления в административный орган указанной отчетности установлен ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, а также за истекший год до 10 февраля года, следующего за истекшим.
Административный орган установив, что ОАО «Ярославская сбытовая компания», представило в Департамент заведомо недостоверные сведения за декабрь 2010 года, составил протокол об административном правонарушении от 04.02.2011г. №1/20011-КЭ/ЮЛ.
11.02.2011г. директором Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении, в отношении ОАО «Ярославская сбытовая компания» было вынесено оспариваемое постановление, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ в виде 100 000 рублей штрафа.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая доводы сторон, суд пришел к следующему выводу.
Часть 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, в виде административного штрафа на юридических лиц от 100 000 рублей до 150 000 рублей.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются юридические лица, обязанные предоставлять информацию по форме 46-ЭЭ (полезный отпуск) в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о департаменте, утвержденном постановлением Администрации Ярославской области от 25.08.04 № 141 «Об органе исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием», департамент является соответствующим органом исполнительной власти Ярославской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 23.03.2007 №29 утверждены формы государственной статистической отчетности деятельности организаций в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики.
Организации обязаны представлять статистическую информацию в соответствии с утвержденными формами N 46-ЭЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности"; N 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии"; N 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электрической энергии потребителям распределенными сетевыми организациями", утвержденной Постановлением Росстата от 23.03.2007 N 29, в адрес территориального органа Росстата в субъекте Российской Федерации и в ФСТ России.
Показатели, предусмотренные данной формой, являются необходимыми для установления, изменения или отмены тарифов, так как отсутствие в распоряжении органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов достоверных сведений о фактических объемах купли – продажи электрической энергии (мощности) субъектами розничных рынков электроэнергии ведет к искажению прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии на будущий период регулирования в целом, вследствие невозможности проведения анализа фактического потребления электрической энергии (мощности) потребителями региона.
Сводный баланс формируется Федеральной службой по тарифам с поквартальной и помесячной разбивкой, при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на основе принципа - удовлетворения спроса потребителей электрической энергии и мощности; обеспечения надежного энергоснабжения потребителей; минимизация затрат на производство и поставку электрической энергии (мощности); обеспечения сбалансированности суммарной стоимости электрической энергии и суммарной стоимости мощности, поставляемой на оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее - ОРЭМ) и отпускаемой с него; соблюдения качества электрической энергии.
Расчетный годовой объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной службой по тарифам сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 109 от 26.02.04 определено, что регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу потребителей которых относится население, устанавливаются исходя из объемов потребления электрической энергии (мощности), определенных в сводном балансе.
Согласно п.12 Приказа ФСТ РФ от 10.06.2009 №125-э/1 "Об утверждении Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяют уровень потребности субъекта Российской Федерации (региона) в электрической энергии и мощности на основе прогноза электропотребления с учетом динамики его изменения за предыдущие 3 года, во взаимодействии с Системным оператором проверяют соответствие прогнозу электропотребления региона указанных в пункте 10 предложений, выполняют оценку возможных социально-экономических последствий для региона при выводе новых организаций на ОРЭМ, формируют консолидированные по соответствующему субъекту Российской Федерации предложения по формированию сводного прогнозного баланса с приложением обоснования внесенных изменений.
Таким образом, действия ОАО «ЯСК», выраженные в представлении в Департамент заведомо недостоверных сведений за декабрь 2010 года, а именно, отсутствие данных о потреблении мощности потребителями, влекут за собой нарушения порядка ценообразования при установлении тарифов на будущий период регулирования для потребителей региона и не дает возможность определить уровень потребности субъекта РФ (региона) в электрической энергии и мощности на планируемый период на основе прогноза электропотребления.
В этой связи довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как обязательность представления сведений по форме 46-ЭЭ не предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения органом, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов полномочий по контролю (надзору), не соответствует действительности и судом не принимается.
Довод заявителя о том, что ответственность за нарушение порядка представления статистической информации, равно как и представление недостоверной статистической информации установлена статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не может быть признан судом обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц, ответственных за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, за нарушение порядка ее представления.
При этом порядок предоставления статистической информации определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.08 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета » и субъектами такого учета, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.07 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации., данными органами являются Федеральная служба государственной статистики и ее подразделения на местах.
Соответственно применение статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществляется органами статистики за не предоставление первичных статистических данных и административных данных органам статистики должностными лицами, ответственными за их представление.
Однако, в рассматриваемом случае к административной ответственности было привлечено Общество за представление заведомо недостоверных сведений по форме 46-ЭЭ в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, за что предусмотрена ответственность в части 2 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и что исключает возможность применения статьи 13.19 Кодекса.
Ссылка заявителя на п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ судом также не принимается, так как имеет место с 11.02.2011г. отмена обязанности, а не отмена ответственности.
Таким образом, суд полагает, что административным органом доказан факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены постановления, административным органом не допущено.
Вместе с тем, согласно статьи 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения, у суда имеется возможность освободить субъекта правонарушения от административной ответственности. При этом малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд принимает во внимание конкретные обстоятельства административного правонарушения - а именно, отсутствие ущерба охраняемым общественным отношениям и вступление в законную силу Приказа Росстата №37.
С учетом изложенного, суд признает совершенное заявителем правонарушение малозначительным, освободив ОАО «Ярославская сбытовая компания» на основании статьи 2.9 КоАП РФ от административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 11.02.11 по делу об административном правонарушении №1/2011-КЭ/ЮЛ , вынесенное в отношении ОАО «Ярославская сбытовая компания» - по части 2 статьи 19.7.1 КоАП РФ – в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.
Судья А.В. Глызина