ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15411/2011 от 26.01.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ярославль Дело №А82-15411/2011

01.02.2012.

Резолютивная часть решения от 26.01.2012.

Арбитражный суд в составе судьи Красновой Т.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Франгу А.Г.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

Открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице филиала - Северного банка   (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)

об оспаривании постановления Главного управления Банка России по Ярославской области   от 22.11.2011 № 78-11-Ю/0028/3120 о назначении предупреждения по делу об административном правонарушении № 78-11-Ю/0028

при участии:

от заявителя –   Кашин М.Ю. по довер. от 08.06.2010;

от административного органа   – Ефремов Е.Б. по довер. от 17.12.2010;

установил:

Открытое акционерное общество «Сбербанк Росси» в лице филиала – Северного банка (далее ОАО «Сбербанк России», Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным постановления Главного управления Банка России по Ярославской области (далее – административный орган) от 22.11.2011 № 78-11-Ю/0028/3120 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде предупреждения.

Заявитель считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку Банк не являлся участником сделки с недвижимым имуществом по договору от 29.04.2011 и на него не возлагается обязанность по представлению соответствующих сведений.

Считает также неправомерным исчисление срока представления сведений со дня поступления договора в отделение Банка.

Кроме того, указывает на неправомерное повторное привлечение ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

В случае установления судом в действиях Банка состава административного правонарушения и отсутствие процессуальных нарушений, просит признать правонарушение малозначительным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.

Административный орган считает вынесенное постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей заявителя и возражения административного органа, суд установил следующее.

01.04.2011 между ОАО «Сбербанк России» и Лисецкой Л.В. заключен договор о банковском счете для обслуживания областной целевой программы «По улучшению жилищных условий многодетных семей на 2010-2011г.», согласно условиям которого Банк открывает на имя указанного лица счет, на который в установленный срок будет перечислена предоставленная лицу сумма субсидии на приобретение жилого помещения в размере 3 072 046 руб.

29.04.2011 Лисецкой Л.В. заключен договор купли-продажи квартиры стоимостью 3 410 906 руб. Государственная регистрация договора купли-продажи и права собственности произведена 05.05.2011. Документы по сделке представлены в Банк указанным физическим лицом 06.05.2011.

15.06.2011 Переславское отделение № 7443 ОАО «Сбербанк России» в соответствии с требованиями пункта 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», подготовило и направило в адрес Росфинмониторинга сведения по сделке с недвижимым имуществом (код вида операции – 8001), подлежащей обязательному контролю, в форме отчета в виде электронного сообщения.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, административным органом в отношении Банка был составлен протокол об административном правонарушении и 16.08.2011 вынесено постановление № 78-11-Ю/0014/3110 о привлечении ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением суда от 29.09.2011 по делу № А82-9596/2011 указанное постановление признано незаконным и отменено в связи с существенными нарушениями прав Общества при составлении административным органом протокола об административном правонарушении и вынесении постановления от 16.08.2011.

14.11.2011 главным экономистом отдела финансового мониторинга и валютного контроля Главного управления Банка России по Ярославской области в отношении ОАО «Сбербанк России» повторно составлен протокол об административном правонарушении № 78-11-Ю/0028/1020 по части частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 176-ФЗ).

По результатам рассмотрения протокола 22.11.2011 заместителем начальника Главного Управления Банка России по Ярославской области вынесено постановление № 78-11-Ю/0028/3120 о привлечении ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.11.2011 N 308-ФЗ) с назначением наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценивая законность привлечения Банка к административной ответственности, суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 1 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 29.08.2001 № 115-ФЗ, данный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

Статьей 3 Закона установлено, что внутренний контроль - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку и согласование правил внутреннего контроля и программ его осуществления, назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В силу статьи 5 Закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе кредитные организации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 29.08.2001 (в редакции Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, в том числе: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя.

Федеральным законом от 08.11.2011 N 308-ФЗ срок представления сведений увеличен до трех дней.

В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее (в редакции Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти (уполномоченным органом) является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 №307).

Из обстоятельств дела следует, что сведения по сделке с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю, Банк представил с нарушением установленного срока, что свидетельствует о неисполнение Обществом законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины Общества не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку заявителем не представлено доказательств, что им были приняты все зависящие меры для соблюдения требований указанного законодательства. Суд считает, что Банк имел возможность принять меры к выполнению специальными должностными лицами, ответственными за реализацию правил внутреннего контроля, требований законодательства, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения, не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; контроль за соблюдением требований законодательства не был обеспечен.

С учетом изложенного, суд считает, что в действиях Банка имеется состав вменяемого административного правонарушения.

Доводы заявителя о неправомерности исчисления административным органом срока представления сведений со дня поступления договора в отделение Банка судом не принимаются, поскольку такой порядок исчисления административным органом срока из оспариваемого постановления не следует.

Отклоняются также доводы заявителя о неправомерном повторном привлечении ОАО «Сбербанк России» к административной ответственности за одно и тоже правонарушение.

Согласно позиции, изложенной в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, дальнейшее осуществление административным органом производства по делу об административном правонарушении (составление протоколов, проведение административного расследования, вынесение постановлений и т.п.) является неправомерным только в случае принятия судом решения об отказе в привлечении к ответственности либо о признании незаконным и об отмене постановления административного органа по основаниям, предусмотренным статьями 2.9 и 24.5 КоАП РФ.

Как следует из решения Арбитражного суда Ярославской области от 29.09.2011 по делу № А82-9596/2011 постановление о привлечении Банка к административной ответственности от 16.08.2011 № 78-11-Ю/0014/3110 отменено ввиду допущенных административным органом при производстве по делу существенных процессуальных нарушений.

Отмена судом постановления о привлечении Общества к административной ответственности по указанному основанию не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности на основании обстоятельств, послуживших ранее основанием для вынесения постановления о привлечении заявителя к административной ответственности. Составление административным органом нового протокола об административном правонарушении при наличии непрекращенного административного дела, постановление по которому отменено по основаниям иным, чем те, которые указаны в статьях 2.9 и 24.5 КоАП РФ, не свидетельствует о повторности привлечения к административной ответственности и не является основанием для отмены принятого постановления о привлечении лица к административной ответственности.

Поскольку оспариваемое постановление от 22.11.2011 вынесено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, доводы заявителя, учитывая вышеизложенные обстоятельства, признаются несостоятельными.

Процессуальных нарушений, являющихся оснований для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.

Признаков малозначительности правонарушения суд не усматривает.

 В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав вменяемого административного правонарушения посягает на установленный порядок противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, отсутствие должного контроля со стороны руководства за действиями ответственных лиц.

В этой связи с учетом характера общественных отношений, на которые Обществом допущено посягательство, суд считает применение положений статьи 2.9 КоАП РФ к правоотношениям по настоящему делу недопустимым.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного Открытым акционерным обществом "Сбербанк России" в лице филиала - Северного банка (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) требования о признании незаконным постановления Главного управления Банка России по Ярославской области от 22.11.2011 № 78-11-Ю/0028/3120 отказать.

  Решение может быть обжаловано в установленном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) в десятидневный срок.

Судья Т.Б.Краснова