ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15553/2011 от 16.04.2012 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51 
http://yaroslavl.arbitr.rue-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль           

Дело № А82-15553/2011

27 апреля 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2012 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Сорокиной С.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарями Лайдинен М.Э., Франгу А.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление  индивидуального предпринимателя Умаровой Ирины Адольфовны  (ОГРН 308760228900013)

к  Территориальной Администрации Ленинского района мэрии города Ярославля,  Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Мэрии города Ярославля

о признании недействительным предписания Территориальной Администрации Ленинского района мэрии города Ярославля о демонтаже торгового павильона, расположенного по адресу: <...> возле дома № 26; об обязании  ответчиков заключить договор аренды земельного участка,

при участии

от заявителя –  ФИО2 – адвокат по доверенности,

от ответчика 1 (Администрации)– не явился,

от ответчика 2 (УЗР) –  -  гл.специалист – юрисконсульт по доверенности от 03.11.2011 № 23,

от ответчика 3 (Мэрии) – ФИО3 –представитель по доверенности  от 10.10.2011 № 1/50-4378,

установил: 

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель)  обратилась в арбитражный суд с заявлением к  Территориальной Администрации Ленинского района мэрии города Ярославля (далее – ответчик 1, Администрация),  Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее – ответчик 2, УЗР), Мэрии города Ярославля (далее – ответчик 3, Мэрия),   Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии города Ярославля (далее – ответчик 4,  ДАРТГ) о признании недействительным предписания Территориальной Администрации Ленинского района мэрии города Ярославля о демонтаже торгового павильона, расположенного по адресу: <...> возле дома № 26;  об  обязании Департамента архитектуры и развития территорий мэрии города Ярославля выдать заключение о соответствии технических условий требованиям с приложением топографических планов;  об обязании Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля согласовать границы данного земельного участка, где расположен остановочный комплекс с целью постановки его на кадастровый учет согласно имеющемуся межевому плану.

     Представитель  заявителя в судебном заседании поддержал требования.

     Ответчик 1 (Администрация) в судебное  заседание не явилась, согласно имеющемуся в материалах письменному отзыву  предъявленные требования не признает.

           Ответчик 2 (УЗР) в  судебном  заседании предъявленные требования не признал,   пояснив следующее. В соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» предоставление земельных участков для строительства временных построек и сооружений, не являющихся объектами капитально строительства, за исключением металлических гаражей, площадок для обучения вождению автотранспортных средств, временных автостоянок и парковок, осуществляется без предварительного согласования места размещения объекта на основании схемы размещения временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденной муниципальным правовым актом заместителя мэра города Ярославля по вопросам градостроительства, путем проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков. Земельный  участок по ул. Угличская, у д. 26, в схему размещения временных построек не включен. Мероприятия по выбору земельного участка, расположенного по ул. Угличская, у д. 26, для размещения временной постройки - остановочного комплекса, выполнявшиеся по заявлению ФИО4 от 02.12.2008,  были завершены. Издан приказ начальника УЗР от 11.11.2009 № 2835 «Об отказе в размещении объекта» в связи с тем, что не представлено описание объекта в установленный срок. Кроме того, в отношении испрашиваемого земельного участка имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.06.2009 по делу № А82-13362/2008 об его освобождении путем демонтажа остановочного комплекса за счет средств ответчика. Данное судебное решение находится на стадии исполнения.

                        Ответчик 3 (Мэрия)  в судебном заседании предъявленные требования не признал,  представил письменный отзыв, пояснив следующее. Решением муниципалитета города Ярославля от 30.01.2004 № 306 утверждены Правила благоустройства территории города Ярославля, которыми  в целях надлежащего содержания территории города предусмотрено, что организация деятельности по выявлению и освобождению территории города от самовольно размещенных объектов осуществляется мэрией города Ярославля. Освобождение территории города от самовольных построек, являющихся объектами недвижимости или временными постройками, не являющимися объектами капитального строительства, созданными на земельном участке, не отведенном для этих целей, производится в судебном порядке. Полномочия мэрии города по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля в соответствии с постановлением мэрии города Ярославля от 13.12.2009 № 4628 выполняют территориальные администрации мэрии города Ярославля и МКУ «Контрольно-ревизионная служба мэрии города Ярославля»; организационно-методическое обеспечение осуществления контроля, мониторинг его эффективности выполняет департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля. Действовавшей на момент вынесения предписания редакцией постановления мэрии города от 13.12.2009 № 4628 в рамках проведения контроля за соблюдением Правил благоустройства предусмотрены следующие действия: постоянный мониторинг территории города; фиксация нарушений Правил благоустройства, установленных в ходе такого мониторинга, выдача предписаний об устранении нарушений Правил благоустройства; установление факта исполнения или неисполнения предписания; организация мер по привлечению лиц, не  исполнивших предписание, к ответственности в установленном порядке.

     Ответчик 4 (ДАРТГ) в судебное заседание представил письменный отзыв о следующем. Спорный объект по указанному адресу согласно Генеральному плану города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета г. Ярославля от 06.04.2006 № 226, располагается в жилой функциональной зоне. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденными решением муниципалитета г. Ярославля от 17.09.2009 № 201 (далее - Правил), спорный объект расположен в общественно-  жилой территориальной зоне (ОЖ), градостроительный регламент которой определяется ст. 40 Правил. В соответствии с регламентом данной территориальной зоны временные сооружения относятся к условно разрешенным видам использования земельных участков, для которых требуется получение разрешения на условно разрешенный вид использования в порядке, установленном ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (с предварительной подачей заявления заинтересованным лицом и принятием решения с учетом результатов публичных слушаний). Размещение временных построек, не являющихся объектами капитального строительства. регламентировано Положением о размещении временных построек на территории города Ярославля, утвержденным постановлением мэра г. Ярославля от 15.05.2007 №1519 (далее - Положение). В соответствии с п. 2.1. Положения предоставление земельного участка для строительства временной постройки осуществляется в порядке, установленном постановлением мэра от 23.04.2007 N 1227 "О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля".

     В судебном заседании в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ( далее- АПК РФ) был объявлен перерыв.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

     ФИО1 является собственником временного сооружения- остановочного комплекса, который установлен по адресу: <...> около дома № 26. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, имеющимся в материалах дела актом приема-передачи к договору купли-продажи от 07.07.2009.

      08.08.2011 Администрацией в адрес ФИО1 вынесено предписание об устранении нарушений правил благоустройства на территории города Ярославля. В частности, ей предписано демонтировать временное сооружение до 11.09.2011.

       Поводом для вынесения данного предписания послужил акт выявления нарушений Правил благоустройства территории города Ярославля от 08.08.2011, согласно которому в ходе мониторинга территории города выявлено нарушение пункта 2.1.1 правил благоустройства территории города Ярославля: по указанному адресу размещено временное сооружение в нарушение установленных правил.

      Полагая, что предписание вынесено с нарушением требований законодательства и препятствует осуществлению предпринимательской деятельности, ФИО1 обратилась в суд с настоящим заявлением.

      Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление ФИО1 удовлетворению не подлежит.

      Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

      В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

      На территории города Ярославля действуют Правила благоустройства территории города Ярославля, утвержденные решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 N 306 (ред. от 23.12.2009).

      Согласно пункту 7.1 названных правил организация деятельности по выявлению и освобождению территории города от самовольно размещенных объектов осуществляется мэрией города Ярославля.

      В соответствии с пунктом 2 Порядка осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 30.12.2009 N 4628 (ред. от 10.01.2012), полномочия мэрии города Ярославля по осуществлению контроля за соблюдением Правил благоустройства территории города Ярославля выполняют, в частности, территориальные администрации мэрии города Ярославля.

      В случае установления в ходе проведения мониторинга территории города нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля незамедлительно составляется акт выявления нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля (пункт 5 Порядка).

      Согласно пункту 6 названного Порядка работник, составивший акт выявления нарушения Правил благоустройства территории города Ярославля, принимает меры к установлению лица, нарушившего Правила благоустройства территории города Ярославля, и выдает ему предписание об устранении нарушений Правил благоустройства территории города Ярославля, в котором устанавливается срок исполнения предписания.

     В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что у ФИО1 отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы в отношении земельного участка, на котором размещено принадлежащее ей временное сооружение.

     Следовательно, с учетом вышеназванных норм законодательства у Администрации имелись основания для составления акта  выявления нарушений и выдаче ФИО1 предписания о демонтаже временной постройки.

      Выдача предписания о демонтаже в данном случае не нарушает прав заявителя, поскольку в случае не исполнения требований предписания освобождение территории города от самовольной постройки производится в судебном порядке (пункт 7.2.1. Правил благоустройства территории города Ярославля).

     Что касается остальных требований заявителя, то они также удовлетворению не подлежат, поскольку сформулированы не в соответствии с главой 24 АПК РФ.

       На момент подачи ФИО1 заявления по настоящему делу она в уполномоченный орган, которым является УЗР, с заявлением о предоставлении земельного участка для размещения временного сооружения не обращалась. Обратилась ФИО1 с таким заявлением только 19.02.2012, получив отказ, оформленный письмом от 26.03.2012. Данный отказ предметом настоящего спора не является.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                          Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (610007 <...>) в месячный срок со дня его принятия.

Судья

Сорокина С.Р.