ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15561/12 от 06.08.2013 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru,
e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ярославль

Дело № А82-15561/2012

29 ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2013 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лайдинен М.Э.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «ТОРИ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля, Департаменту архитектуры и развития территорий мэрии города Ярославля

о признании приказа начальника УЗР мэрии города Ярославля от 28.11.2011 №3357 «Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: Тутаевское шоссе, возле д.61 в Дзержинском районе г.Ярославля» незаконным;

о признании приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 31.08.2012 № 527 «Об отказе ООО «ТОРИ» в размещении объекта» незаконным;

об обязании Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля издать приказ об утверждении списка организаций, осуществляющих выдачу технических условий подключения объекта- здания аптеки с инженерными коммуникациями по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе города Ярославля к сетям инженерно-технического обеспечения, органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования, включая приложения в виде топографических планов земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с обозначением предполагаемого места размещения объекта и указанием ориентировочной площади земельного участка, заключение о проверке технических условий и согласований, предложения по схемам расположения земельных участков, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение, указанный приказ направить в УЗР, осуществить сбор технических условий и согласований, после чего направить в УЗР информацию о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения;

об обязании УЗР осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе г.Ярославля для строительства объекта- здания аптеки с инженерными коммуникациями,

при участии

от заявителя   – ФИО1, по доверенности от 26.03.2013,

от ответчика (ДИЗО)   –ФИО2, по доверенности от 01.11.2012 № 215-д,

от ответчиков (УЗР и ДАРТГ)   - не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ТОРИ» (далее- заявитель, ООО «ТОРИ») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее- ответчик, ДИЗО) о признании недействительным и подлежащим отмене приказа директора Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области № 527 от 31.08.2012 об отказе ООО «ТОРИ» в размещении здания аптеки с инженерными коммуникациями на земельном участке из земель населенных пунктов, ориентировочной площадью 550 кв.м, расположенном по Тутаевскому шоссе, в районе д.61, в Дзержинском районе г. Ярославля.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) истец уточнил требования, просит признать приказ начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее-УЗР) от 28.11.2011 №3357 «Об отказе в проведении мероприятий по выбору земельного участка по адресу: Тутаевское шоссе, возле д.61 в Дзержинском районе г.Ярославля» незаконным; признать приказ Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 31.08.2012 № 527 «Об отказе ООО «ТОРИ» в размещении объекта» незаконным; обязать Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее- ДАРТГ) издать приказ об утверждении списка организаций, осуществляющих выдачу технических условий подключения объекта- здания аптеки с инженерными коммуникациями по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе города Ярославля к сетям инженерно-технического обеспечения, органов и организаций, осуществляющих проведение процедур согласования, включая приложения в виде топографических планов земельного участка в масштабах 1:500 и 1:5000 с обозначением предполагаемого места размещения объекта и указанием ориентировочной площади земельного участка, заключение о проверке технических условий и согласований, предложения по схемам расположения земельных участков, а также технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и информацию о плате за подключение, указанный приказ направить в УЗР, осуществить сбор технических условий и согласований, после чего направить в УЗР информацию о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения; обязать УЗР осуществить информирование населения о возможном предоставлении земельного участка по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе г.Ярославля для строительства объекта- здания аптеки с инженерными коммуникациями.

Представитель истца в судебном заседании уточненные требования поддержал.

Ответчик – ДИЗО с требованиями не согласен.

Ответчики –УЗР и ДАРТГ в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом. Дело рассматривается судом без участия представителей УЗР И ДАРТГ в соответствии со статьей 156 АПК РФ.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «ТОРИ» 21.07.2011 обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – здания аптеки с инженерными коммуникациями по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе города Ярославля.

Данное заявление рассмотрено на заседании комиссии Правительства области по рассмотрению заявлений и согласованию предоставления земельных участков в г. Ярославле.

На основании решения комиссии в органы местного самоуправления мэрии города Ярославля было направлено обращение о проведении мероприятий по выбору земельного участка и предварительному согласованию места размещения объекта.

Приказом от 28.11.2011 № 3357 УЗР отказало ДИЗО в проведении мероприятий по выбору земельного участка для размещения объекта– здания аптеки с инженерными коммуникациями по адресу: Тутаевское шоссе возле дома 61 в Дзержинском районе города Ярославля.

Приказом от 31.08.2012 № 527 ДИЗО отказало ООО «ТОРИ» в размещении объекта.

Полагая, что приказ начальника УЗР и приказ ДИЗО не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы ООО «ТОРИ» в предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Оценив собранные по делу доказательства, суд полагает, что заявление ООО «ТОРИ» удовлетворению не подлежит.

Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30, 31 ЗК РФ.

Согласно пункту 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

На территории города Ярославля действует Закон Ярославской области № 21-з от 27.04.2007 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на который не разграничена в административном центре Ярославской области».

Согласно статье 1.1 названного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле в целях строительства объектов капитального строительства (за исключением жилищного строительства) осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области. Полномочиями по распоряжению земельными участками наделены Правительство Ярославской области и уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, осуществляющий полномочия по управлению и распоряжению собственностью Ярославской области, в том числе земельными участками, в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 и действующего на дату принятия оспариваемого приказа УЗР, органы местного самоуправления по обращению ДИЗО в течение семидесяти пяти дней со дня поступления соответствующего обращения обеспечивают, в том числе выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта.

Акт о выборе земельного участка для строительства с утвержденными схемами расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора в срок, указанный в подпункте 1.5 данного пункта Порядка, представляется уполномоченным органом местного самоуправления в ДИЗО. В случае невозможности оформления акта о выборе земельного участка для строительства по основаниям, установленным действующим законодательством, органы (орган) местного самоуправления принимают(ет) решение об отказе в проведении мероприятий, установленных подпунктом 1.5 данного Порядка, с указанием причин отказа. Решение об отказе принимается не позднее срока, установленного в подпункте 1.5 данного пункта Порядка, и направляется в ДИЗО в течение пяти рабочих дней с момента его принятия ( пункт 1.7. Порядка).

Также процедура выбора земельного участка регулируется разделом 10<1>. Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля от 23.04.2007 N 1227.

Согласно названной норме при осуществлении выбора земельного участка для строительства, распоряжение которым осуществляется органами исполнительной власти Ярославской области, взаимодействие структурных подразделений при работе с поступившим заявлением о выборе земельного участка осуществляется в порядке, аналогичном установленному разделом 3 Положения, за исключением следующих особенностей:

- при невозможности выбора земельного участка для строительства УЗР осуществляет подготовку приказа начальника УЗР об отказе в выборе земельного участка для строительства;

- в случае положительного решения вопроса о выборе земельного участка для строительства УЗР осуществляет информирование населения о возможном предоставлении земельного участка для строительства и после получения из Департамента информации о проведенной проверке собранных технических условий и согласований и предложений по схемам расположения осуществляет в течение месяца подготовку проекта постановления мэра об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и оформлении акта о выборе земельного участка для строительства;

Заявитель инициировал процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

На стадии выбора земельного участка уполномоченные органы пришли к выводу о невозможности осуществления выбора испрашиваемого заявителем земельного участка, в связи с чем был издан оспариваемый приказ УЗР.

В качестве оснований названо следующее:

- запрашиваемый земельный участок располагается в границах территории, в отношении которой в соответствии с решением исполнительного комитета Ярославского городского Совета депутатов трудящихся от 07.02.1973 № 49 утверждена схема планировки Северного района города Ярославля и проект детальной планировки центральной части Северного планировочного района. Согласно указанному проекту на запрашиваемом земельном участке предусмотрена организация благоустройства и озеленения территории;

- в соответствии с п.2.4.2.24 Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области, утвержденных постановлением Администрации Ярославской области от 13.02.2008 № 33-а, на испрашиваемой территории сложившейся застройки размещены пешеходные дорожки, направленные по основным потокам массового движения пешеходов, с учетом кратчайших расстояний к многоквартирным жилым домам и объектам повседневного пользования (остановочным пунктам, объектам торговли);

- при размещении указанного объекта нарушаются требования п.9.5 СП 42.13330.2011(актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*) и п.2.4.2.26 (табл.33) Региональных нормативов градостроительного проектирования Ярославской области (нормативное расстояние от стволов существующих деревьев до предполагаемого к размещению объекта- не менее 5 м).

В силу ч. 2 ст. 31 ЗК РФ выбор земельного участка для строительства объекта капитального строительства может быть осуществлен лишь при наличии возможности размещения данного объекта в пределах испрашиваемой территории, исходя из сложившихся экологических, градостроительных и иных условий ее использования.

В соответствии с пунктами 2, 4 ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципами градостроительного законодательства, регулирующего в том числе отношения в области капитального строительства, являются: обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований.

Согласно ч. 1 ст. 61 названного закона зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.

По смыслу приведенных положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ

"Об охране окружающей среды" к зеленому фонду городских поселений относятся все территории городского поселения, занятые зелеными насаждениями. При этом в силу указанных выше экологических требований должны приниматься меры по сохранению и развитию таких территорий, по недопущению осуществления какой-либо хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на них.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, относятся к территориям общего пользования.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах благоустроенной и озелененной территории общего пользования. В частности, в границах участка находятся пешеходные дорожки, в том числе асфальтированные, а также зеленые насаждения.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание вышеназванные нормы права, суд полагает, что у органа местного самоуправления имелись предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в выборе испрашиваемого ООО «ТОРИ» земельного участка.

Представленный заявителем Проект размещения объекта капитального строительства на испрашиваемом земельном участке, составленный ООО «Альфапроект», не опровергает доводов ответчиков о невозможности размещения на спорном земельном участке здания аптеки.

В частности, из рабочего чертежа видно, что здание объекта капитального строительства планируется к размещению таким образом, что не затронет существующие пешеходные дорожки мощеного типа. В то же время указанные пешеходные дорожки останутся в границах испрашиваемого заявителем земельного участка и будут закрыты при организации строительства объекта, так строительная площадка превышает площадь застройки самого объекта. В дальнейшем из территории общего пользования данный земельный участок превратится в территорию для эксплуатации расположенного на нем объекта недвижимости, поскольку сам заявитель в обосновании примерного размера земельного участка (приложение к заявлению от 21.07.2011) указал со ссылкой на СНиП 2.07.01.-89*, что при соблюдении всех требований к помещениям аптек размер земельного участка должен быть не менее 550 кв.м. Представленный ООО «ТОРИ» проект размещения здания также содержит сведения о размере земельного участка 550 кв.м.

С учетом изложенного, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконными оспариваемых приказов УЗР и ДИЗО.

Расходы по госпошлине суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции (610007 <...>) в месячный срок.

Судья

Сорокина С.Р.