ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А82-15614/04 от 06.09.2005 АС Ярославской области

Арбитражный суд Ярославской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Ярославль                                                                      Дело № А82-15614/2004-29

                            09  сентября  2005 года

              Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2005 года.

              Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2005 года.

Арбитражный суд Ярославской области

в составе  судьи          Е.В. Мухиной

при ведении протокола судебного заседания    судьей  Е.В. Мухиной

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению 

ООО «Союз-Аудит»

к  1. Департаменту финансов Ярославской области

    2. Департаменту финансового контроля Ярославской области

о  признании незаконными действий государственных органов Ярославской  области

при участии:

от заявителя -  ФИО1, директор, приказ № 7 от 09.02.2005г.

                            ФИО2, доверенность от 01.04.2005г.

установил:

          Общество с ограниченной ответственностью «Союз-Аудит» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента финансов Ярославской области и Департамента финансового контроля Ярославской области, направленных на возврат в бюджет области 67200 руб. путем выставления инкассового поручения № 2 от 24.11.2004г. к расчетному счету ООО «Союз-Аудит».

          Заявитель полагает, что израсходовал в 2003 году средства в размере 67200 руб., выделенные ему из бюджета Ярославской области, строго в соответствии с условиями их выделения, и на цели, определенные Законом Ярославской области № 82-з «Об областном бюджете на 2003 год» от 31.12.2002г., в связи с чем у ответчиков отсутствовали основания для квалификация действий заявителя как нецелевого использования бюджетных средств  и выставления инкассового поручения № 2 от 24.11.2004г. на списание 67200 руб. в бесспорном порядке.

          Заявитель указывает также на нарушение ответчиками установленной  процедуры привлечения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

          Ответчики требования заявителя не признают, настаивают на законности и обоснованности своих действий, считают, что заявителем в 2003 году произведено нецелевое расходование 67200 руб. средств областного бюджета, выделенных Постановлением Администрации Ярославской области № 67-а от 12.05.2003г. для компенсации выплаты процентов по банковским кредитам.

          Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон,  суд установил следующее.

Постановлением Администрации Ярославской области от 4 марта 2003г. № 26-а в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области включен инвестиционный проект ООО «Союз-Аудит», предполагающий создание центра бухгалтерского учета для малого и среднего бизнеса.

Основанием для включения проекта в Перечень послужили Инвестиционная заявка, направленная Губернатору области, и Бизнес-план, утвержденный директором ООО «Союз-Аудит».

Постановлением Администрации Ярославской области от 12.05.2003г. № 67-а стоимость инвестиционного проекта ООО «Союз-Аудит» в форме капитальных вложений утверждена в размере 0,755 млн. руб., выделение средств ООО «Союз-Аудит» в 2003 году предусмотрено в соответствии с Законом Ярославской области от 31.12.2002г. № 82-з «Об областном бюджете на 2003 год» по разделу 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры» в размере 0,071 млн. руб. для компенсации выплаты процентов по банковским кредитам.

Денежные средства в указанном размере перечислены из бюджета Ярославской области на расчетный счет ООО «Союз-Аудит» платежным поручением № 231 от 13.08.2003г. с указанием назначения платежа (р.1101 000 485 ст. 130140) и основания: постановление  администрации области 67-а от 12.05.2003г.

Расходование бюджетных средств произведено получателем следующим образом: 3772 руб. – направлены на компенсацию процентов по кредитному договору <***>, 67228 руб. – на оплату лизинговых платежей по договору лизинга № 008 от 18.11.2002г.

Согласно приложению № 2 к договору лизинга в состав лизинговых платежей сторонами включены проценты лизингодателя по кредитам  в размере 88631 руб.

Департаментом финансового контроля Ярославской области по распоряжению Губернатора Ярославской области № 199-р от 18.08.2004г. проведена проверка целевого использования средств областного бюджета ООО «Союз-Аудит» за период с 01.01.2002г. по 01.07.2004г., результаты проверки отражены в акте от 03.09.2004г. Лист 4 акта содержит констатацию факта использования получателем 67227,77 руб. бюджетных средств на возмещение лизинговых платежей (в том числе процентов по кредиту).

Письмом № 01-09/392 от 05.10.2004г. Департамент финансового контроля Ярославской области  проинформировал Губернатора области о нецелевом расходовании ООО «Союз-Аудит» 67200 руб.

На основании указанного письма Департамента финансового контроля  директором Департамента финансов Ярославской области издан Приказ № 31-б от 05.11.2004г., согласно статье 284.1. Бюджетного кодекса РФ, о взыскании с ООО «Союз-Аудит» в безакцептном порядке  67200 руб. бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; к расчетному счету получателя выставлено инкассовое поручение № 2 от 24.11.2004г.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств заключается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно положениям статьи 24 Закона Ярославской области № 5-з от 26.02.1996г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области» правом на получение субвенций и субсидий из областного бюджета обладают юридические лица, программы либо инвестиционные проекты которых включены в Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области в установленном Администрацией Ярославской области порядке либо имеющие такое право в соответствии с действующим законодательством; форма финансирования, условия и объем предоставляемых бюджетных средств определяются постановлением Администрации области в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, правовым основанием получения ООО «Союз-Аудит» средств из областного бюджета является Постановление Администрации Ярославской области № 67-а от 12.05.2003г., определившее условия выделения субсидии: за счет средств областного бюджета 2003 года по разделу 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры» для компенсации выплаты процентов по банковским кредитам; платежным поручением на перечисление средств дополнительно определены подраздел расходов бюджета 1101 «Малый бизнес и предпринимательство» и статья экономической классификации расходов бюджета 130140 «Прочие субсидии».

Довод заявителя о целевом расходовании средств областного бюджета, базирующийся на том основании, что расходование произведено получателем на выплату процентов по договору лизинга в соответствии со статьей 27 Закона Ярославской области № 82-з от 31.12.2002г., раскрывающей содержание раздела 1100 и подраздела 1101 расходов бюджета Ярославской области на 2003 год, представляется суду неправомерным, поскольку названная норма закона содержит общий перечень потенциальных расходов бюджета на год в рамках данного подраздела, в то время как цель расходования средств, выделенных конкретному получателю, определяется соответствующим постановлением Администрации области.

Позиция заявителя в части довода о расходовании 67200 руб. на выплату процентов по банковскому кредиту противоречит фактическим обстоятельствам дела и нормам гражданского законодательства.

Согласно статье 665 Гражданского кодекса РФ по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество  у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

Согласно статье 819 Гражданского кодекса РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

Статьей 28 Закона РФ № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.2998г. определено понятие лизинговых платежей как общей суммы платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя.

Перечислив во исполнение договора лизинга № 008 от 18.11.2002г. 67200 руб. лизинговых платежей, ООО  «Союз-Аудит» возместило затраты лизингодателя, связанные с исполнением им обязательств по договору лизинга. Состав затрат лизингодателя для квалификации сделки и платежей по сделке не имеет значения.

Таким образом, бюджетные средства в размере 67200 руб. не были направлены получателем на компенсацию процентов по банковским кредитам в нарушение Постановления Администрации Ярославской области № 67-а от 12.05.2003г. и установленной статьей 163 Бюджетного кодекса РФ обязанности получателя бюджетных средств эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о нецелевом использованииООО «Союз-Аудит» в 2003 году 67200 руб., выделенных из областного бюджета в качестве субсидии на поддержку инвестиционного проекта по организации центра бухгалтерского учета для предприятий малого и среднего бизнеса.

Суд считает установленной вину заявителя в совершении бюджетного правонарушения, поскольку полагает, что  получатель бюджетных средств должен был и мог осознавать противоправный характер своих действий.

Оценив действия ответчиков на соответствие установленной процедуре привлечения к ответственности за нецелевое использование средств областного бюджета, суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 284.1 Бюджетного кодекса РФ в случаях, если бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе, списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Органом, исполняющим бюджет Ярославской области, является Департамент финансов Ярославской области.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 Положения о департаменте финансов Ярославской области, утвержденного Постановлением  Администрации Ярославской области от 20.07.2001г. № 107, Департамент финансов области имеет право взыскивать в установленном порядке с предприятий, учреждений и организаций средства, выделенные из областного бюджета и бюджетных фондов, используемые незаконно или не по целевому назначению.

Основанием для выводов о нецелевом использовании средств областного бюджета послужили материалы проверки, проведенной Департаментом финансового контроля Ярославской области в соответствии со статьями 151, 154, 157, 270 Бюджетного кодекса и в пределах полномочий, определенных Положением о департаменте финансового контроля Ярославской области, утвержденным Постановлением Губернатора Ярославской области № 183 от 15.03.2004г.

Таким образом, суд установил, что проверка целевого использования бюджетных средств и бесспорное списание средств с расчетного счета заявителя произведено уполномоченными органами.

Порядок проведения ревизий и проверок Департаментом финансового контроля Ярославской области установлен Инструкцией, утвержденной Постановлением Губернатора Ярославской области № 586 от 17.08.2004г.,  и в целом соблюден контролирующим органом в ходе проверки ООО «Союз-Аудит»: результаты проверки оформлены актом, где объективно отражен фактический порядок расходования бюджетных средств; получатель извещен о времени и месте подписания акта; акт подписан получателем без возражений; в адрес органа, исполняющего бюджет области, своевременно направлено сообщение о выявленных фактах нецелевого использования бюджетных средств.

По мнению суда, отдельные нарушения порядка проведения ревизии (пункта 4.8. Инструкции – в акте отсутствуют ссылки на нарушенные нормы законодательства; пункта 4.13. Инструкции - по результатам проведенной ревизии в адрес получателя средств не было направлено представление для самостоятельного принятия мер по возмещению причиненного Ярославской области ущерба) не могут служить основанием для признания незаконными действий финансовых органов, обоснованно и правомерно реализовавших свои полномочия по возврату средств областного бюджета,      использованных получателем не по целевому назначению.

Суду представляются безосновательными ссылки заявителя на нарушение ответчиками положений Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства, поскольку последнее не является административным правонарушением в узком понимании.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении заявленных требований отказать.

            На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья                                                                                                Е.В. Мухина